Геометрия рамы велосипеда
Относительные понятия
Стабильность
Способность велосипеда держать курс, сохранять прямолинейное направление. Большая стабильность велосипеда хороша для фрирайда, даунхила или протяженных однообразных участков - а на техничных участках трассы более важный параметр - это маневренность велосипеда.
Маневреность
Скорость реакции велосипеда на манёвры велосипедиста, способность быстро менять курс. Маневренный и стабильный велосипед - это идеальное сочетание.
Сцепление с поверхностью
Сила сцепления колес с поверхностью. Зависит от правильности распределения веса велосипедиста – то есть от дизайна рамы - угол подседельной трубы (подседельный угол), угол рулевой трубы, длины задних перьев и расстояния между колёсами(база) велосипеда.
Абсолютные понятия
Размер рамы
Высота подседельной трубы велосипеда, измеряется в дюймах, - расстояние от центра каретки до пересечения подседельной трубы с верхней трубой (разные производители меряют по разному - зависит то производителя). От размера рамы пропорционально зависят размеры всех остальных составляющих рамы - как то длина верхней трубы, база и т.д. Основополагающий фактор при выборе велосипеда.
При выборе размера рамы велосипеда следует учитывать предполагаемый стиль катания - при агрессивном внедорожном стиле езды выбирать раму заниженную, при более спокойном и "дорожном" стиле - повыше. Также выбор размера рамы зависит от индивидуальных пропорций человека (длина ног, рук и т.д.).
Приблизительная таблица соответствия размера рамы росту велосипедиста (для разных производителей велосипедов может отличаться).
15" - ...-160см
17" - 160-175см
19" - 175-185см
20" - 180-190см
более 20" - 190см и выше
Длина верхней трубы
Расстояние между центрами рулевой колонки и подседельного штыря, горизонтальная линия. Длинная верхняя труба дает большую стабильность и меньшую маневренность велосипеда. От длины трубы зависит посадка велосипедиста - более вертикальная (прогулочная) или более горизонтальная (гоночная)
Колесная база
Расстояние между передней и задней осями колёс, горизонтальная линия. Увеличенная база дает большую стабильность и меньшую маневренность велосипеда.
Длина задних перьев
Расстояние между кареткой и осью задней втулки, горизонтальная линия. Более короткие задние перья рамы обеспечивают большее сцепление заднего колеса с поверхностью почвы и большую маневренность велосипеда. Обычно длина задних перьев минимальна - насколько это возможно.
Подседельный угол
Угол между подседельной трубой и линией, параллельной земле. При малых углах (большой наклон трубы назад) вес велосипедиста смещается назад - обеспечивая лучшее сцепление, при более вертикальных углах - вес гонщика перемещается вперёд, обеспечивает лучшую посадку для силового педалирования.
Высота каретки или зазор
Расстояние между кареткой велосипеда и поверхностью почвы (дорожный просвет). Увеличение зазора - уменьшает стабильность велосипеда, но при этом увеличивается проходимость и наоборот. У шоссейных велосипедов каретка находится ниже, чем у горных.
Длина выноса
Расстояние от центра рулевой колонки до руля, горизонтальная линия. Длина выноса оказывает существенное влияние на маневренность велосипеда и посадку велосипедиста.
Рулевой угол
Угол между рулевой колонкой и линией, параллельной земле. Большой угол (ближе к вертикали) обеспечивает лучшую маневренность велосипеда. Также зависит от хода вилки.
Зазор вилки
Расстояние между центром втулки переднего колеса и воображаемой линии, проведенной через рулевую колонку, горизонтальная линия. Это характеристика вилки, а не рамы, но в комбинации с рулевым углом и длиной выноса, влияет на маневренность велосипеда. Меньший зазор - обеспечивает лучшую маневренность.
Уход вилки
Расстояние между точкой соприкосновения переднего колеса до точки соприкосновения с землёй воображаемой линии, проведённой через рулевую колонку. Меньший уход - обеспечивает лучшую маневренность. Зависит от сжатия передней и хода вилки.