Маршрут: Банковая (ДОМ С ХИМЕРАМИ)–Лютернская (дом Сулимовка и Дом Плачущей вдовы)– Шелковичная (Шоколадний домик) – Пилипа Орлика – Мечникова – Республиканский стадион (поднимемся на горочку) – Щорса 32 (посмотрим как застраивают квартальчик – там будет перенаселение при отсутствии дорог ) – и дальше по дворикам….
Во дворе на ул. Лютеранской есть Пеликаны (Кто знает в каком дворе ? )
Историческая справка:
--ул.Банковая. ДОМ С ХИМЕРАМИ;
Цепь трагических случайностей, связанных с участком, где находится Дом с химерами, началась еще во 2-ой половине ХІХ века, когда он был частью огромной усадьбы, расположенной между улицами Институтской, Банковой и Лютеранской. Усадьба принадлежала врачу, профессору университета св. Владимира Ф. Мерингу. В то время здесь еще не было доходных домов — только особняк семьи владельца, оранжереи, парк, пруды и хозяйственные постройки. Однажды в семье Меринга произошла трагедия: его дочь утонула в море. Через многие годы киевляне трансформировали это событие, связав его уже с новым владельцем — экстравагантным В. Городецким. Так возникла легенда об утонувшей красавице-жене (или дочери) архитектора, который якобы в память о случившемся украсил крышу особняка рыбами, жабами и русалками с неводами.
К сожалению, на этом сложности и злоключения, связанные с участком, не закончились. Уже после смерти Ф. Меринга его сын обратился в Киевскую городскую управу с просьбой проложить по территории усадьбы четыре новые улицы, которые передавались в собственность города. В 1894 году обширная усадьба была продана за 800000 рублей вновь созданному Киевскому домостроительному обществу, которое возглавил известный киевский архитектор (а одновременно — председатель Общества взаимного кредита) Г. Шлейфер. В июне-июле 1895 года были проведены работы по перепланировке усадьбы и разделению ее на восемнадцать меньших усадеб с въездами в них со стороны четырех вновь проложенных улиц. Поскольку в конце ХІХ века в Киеве начался строительный бум, усадьбы начали очень быстро застраиваться много- и среднеэтажными доходными домами. К слову, автором некоторых зданий на улице Николаевской (теперь — улица Городецкого) был все тот же Владислав Городецкий. По иронии судьбы именно ему достался самый неудачный земельный участок на горе, над бывшим озером в долине. В 1901 году Киевское домостроительное общество купило этот участок за символическую цену у некоего Голшулько, который не смог здесь ничего построить. Городецкий, соблазнившись низкой ценой участка и его живописностью, а также уповая на собственный профессионализм, купил усадьбу у Киевского домостроительного общества. Он даже заключил с другим известным архитектором — А. Кобелевым — пари о том, что за два года построит на этом непригодном для строительства склоне нечто необыкновенное.
Проект особняка был разработан архитектором Городецким в 1901 году. В том же году на средства, полученные в Киевском обществе взаимного кредита под залог недвижимого имущества, начались строительные работы. Положившись на свой талант и технические достижения начала века, Городецкий не предвидел, что со временем природа отомстит его творению — и уникальный дом попросту расколется пополам, а его полы, проемы, потолки окажутся перекошены. Рассказывает директор института «УкрНИИпроектреставрация» Анатолий Антонюк:
Городецкий понимал, что слабые грунты нужно укрепить сваями системы А. Страусса. Из-за стесненности в средствах сваи были вбиты только под той частью здания, которая нависала над склоном и нынешней площадью И. Франко. Считалось, что грунты со стороны улицы Банковой не требуют свайных фундаментов. В результате в одном здании было применено два типа оснований, что привело со временем к плачевному результату: дом треснул, а его отклонение от вертикали составило до 38 см в верхней части.
Все эти проблемы возникли вскоре после завершения строительства. Однако к 1903 году основные работы были закончены, Городецкий выиграл пари, а его дом стал предметом восхищения киевлян. По своему назначению это был традиционный киевский доходный дом, только оформленный весьма оригинально. Он был четырехэтажным со стороны улицы Банковой и шестиэтажным со двора. На первом этаже со стороны двора размещались конюшни с комнатами для кучеров, прачечная и две квартиры с удобствами — двух- и трехкомнатная. Стоимость годовой аренды этих квартир составляла 420 и 540 рублей, соответственно. На втором этаже со стороны двора находилась шестикомнатная квартира с прихожей, ванной комнатой, несколькими туалетами, кухней, кладовыми и комнатами для прислуги. Ее годовая аренда обходилась в 1200 рублей. На третьем этаже со стороны двора располагалась восьмикомнатная квартира с прихожей, кухней, комнатой для мытья посуды, комнатами для прислуги, ванной и туалетами, годовая аренда которой стоила 2000 рублей. Хозяин с семьей жил на четвертом со двора и первом со стороны улицы этаже, в квартире № 3 с тринадцатью комнатами, кухней, ванной, туалетами и кладовыми. Стоимость аренды аналогичной квартиры этажом выше составляла 3500 рублей в год, а квартиры на верхнем этаже — 2750 рублей. Помимо квартир, конюшни, прачечной и кладовых, в доме были винные погреба, а рядом с ним был построен коровник.
Усадьба была застрахована от огня на сумму 175000 рублей в Первом российском страховом обществе. Хозяин планировал получать прибыль от эксплуатации дома в сумме 13910 рублей в год, однако реальный валовой доход составил 9500, а чистая прибыль — 7200 рублей в год. Дом со всеми службами и землей был оценен в 133000 рублей. Городецкий не поскупился на богатую отделку помещений: стены дома обшиты натуральным деревом, парадная лестница выполнена из карарского мрамора, полы покрыты паркетом, а потолки украшены лепниной, — однако не учел финансовых проблем, которые повлекла за собой подобная расточительность. Более того, архитектор пребывал в розовых мечтаниях о ведении строительства на соседнем, таком же неудобном, участке, который он купил у известного домовладельца В. Демченко в 1911 году за 12500 рублей.
Дом преследовали сплошные неприятности. Из-за неумения Городецкого сопоставлять расходы и доходы уже в июле 1912 года особняк пришлось заложить в Киевском обществе взаимного кредита. Поскольку домовладелец оказался неспособен выплатить проценты по кредиту, усадьба с особняком была продана кредитным обществом с торгов. В 1913 году в справочниках по Киеву уже упоминается имя нового ее владельца — Д. Балаховского, французского консульского агента. Одна из легенд гласит, что Городецкий, навсегда покидая свой дом, пожелал всяческих неприятностей его будущим владельцам. И, видимо, пожелал от души, потому что владельцы Дома с химерами менялись постоянно, а само здание то и дело пребывало в аварийном состоянии. В 1916 году дом принадлежал товариществу сахарных заводов «Благодатинское», в 1918-м, во времена Гетьманата, — С. Немцу. С 1912 года здесь размещались штаб военно-трудовой лесозаготовочной дружины и ветеринарное управление Киевского военного округа, а в послевоенное время — поликлиника № 1 для членов ЦК КПУ.
Рассказывает главный архитектор «УкрНИИпроектреставрации» Наталья Косенко: — Проект реставрации Дома с химерами мы начали разрабатывать в 2000 году, а вернулись к нему только в 2002-м. Кроме обычных противоаварийных мероприятий (устройство свайных фундаментов, усиление стен, проемов, перекрытий), были выполнены уникальные работы по восстановлению декора, утраченного за время эксплуатации дома, картин на полотне; бывшим комнатам для прислуги был придан более парадный характер. Были отреставрированы и дополнены лепные элементы в интерьерах, а также скульптуры на фасадах зданий, устроено инженерное и охранное оснащение.
Остается надеяться, что проклятие великого архитектора уже утратило свою силу и новые владельцы дома буду обитать в нем долго и спокойно.
--ул.Лютеанская: улицу проложили в 1830-х годах в местности, которую с 1811 года населяли немцы. Там же находилась и деревянная кирха св. Екатерины. Соответственно, новая улица получила название Лютеранская.
--Лютеранская 16 От старинной застройки осталось лишь здание №16, являющееся сейчас памятником архитектуры и истории. Оно возведено в 1833--1835 годах потомками гетмана Ивана Сулимы. Впоследствии, согласно завещанию, здание стало собственностью Киевского благотворительного общества, которое открыло в нем приют для стариков и сирот. Этот филантропический комплекс киевляне называли «Сулимовка».
--Лютеранская, 23 -- Дом Плачущей вдовы
Главная особенность этого двухэтажного здания — грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему "вдова" плачет до сих пор остается загадкой для историков города. Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтобы рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.
В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней — правительственные структуры.
Каждый из четырех фасадов здания имеет свое решение. Два парадных фасада, которые выходят на перекресток улиц Банковой и Лютеранской, отделаны лабрадоритом, серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Над одним из балконов главного фасада вырезана монограмма бывшего владельца особняка — СА (Сергей Аршавский). Справа от главного входа в особняк — изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.
В "Доме плачущей вдовы" есть любимый камин Сергея Лаврова и билльярдный стол Кучмы
В этом особняке останавливаются гости Ющенко
Любительское видео внутри здания:
http://www.segodnya.ua/video/220893.html
-- Шовковична, 17/2, Шоколадний домик
Власником будинку був купець першої гільдії, лісопромисловець і меценат Семен Могильовцев.
За час свого життя і роботи в Києві (1872-1911 рр.) Ніколаєв спроектував понад 80 будівель, деякі з них стоять і понині, а деякі втрачено назавжди.
Після революції будинок неодноразово змінював власника і функціональне призначення. Власник будинку Семен Могильовцев помер 10 серпня 1917 року, заповівши майно численним племінникам.
У 1917-1918 рр. тут мешкав Ігор Кістяківський – вчений-правознавець, з родини видатних українських правників, фізиків, молодший син Олександра Кістяківського, професора кримінального права університету св. Володимира. За Гетьманату Ігор Кістяківський був міністром внутрішніх справ Української держави. Згодом емігрував, став активним діячем російського "білого руху", помер у Парижі.
З приходом до Києва більшовиків 1919 року в особняку мешкав Христіян Раковський – голова тимчасового робочо-селянського уряду України.
1925 року будинок було передано під помешкання для науковців ВУАН (Всеукраїнської академії наук). Тут у 1929-1930 рр. жив Матвій Яворський, академік ВУАН, завідувач історичного відділу Інституту марксизму-ленінізму ВУАН, опонент наукової школи М. Грушевського. У дискусії серед українських істориків навесні 1929 року була "викрита антибільшовицька система поглядів Яворського", а згодом, у лютому 1930 року, "коли виявилося його контрреволюційне минуле, він був виключений з партії", у березні 1931 заарештований за справою "Українського національного центру" і розстріляний у листопаді 1937.
У 1927-1934 рр. в особняку, в квартирі N6 жив відомий український археолог, історик мистецтва і музеєзнавець професор Микола Макаренко. 1934 року його було заарештовано київським міським відділом ОДПУ, що містився поруч (Липська, 16), і розстріляно 1936 року в Новосибірську.
1934 року особняк реконструйовано за проектом П. Альошина і передано від ВУАН до НКВС. Перед війною тут містилося "БОКС" – Всесоюзне товариство культурних зв'язків із закордоном.
З 1960 року тривалий час у приміщенні Шоколадного будинку був міський Палац одружень. Після будівництва нового Палацу одружень 1982 року будинок майже у аварійному стані був переданий Управлінню культури і мистецтв київського виконкому. 1983 року почалися реставраційні роботи будівлі, проте грошей, що були виділені на ці роботи, виявилося замало.
За проектом 1983 року у Шоколадному будинку планувалося розміщення шахово-шашкової секції Палацу піонерів, але плани так і не було втілено в життя. 1986 року особняк було передано Дитячій картинній галереї, під розміщення якої було розроблено нові проекти і плани реставрації. Грошей, виділених на нову реставрацію знову не вистачило і будівлю довелося закрити як аварійну. З тих часів минуло багато років, але будинок так досі і не відреставрували.
У березні 2006 року мер Києва видав розпорядження, згідно з яким 30 квітня 2007 року Шоколадний будинок повинен був відкритися для широкого загалу. Проте і цим планам, за сумною традицією, не судилося збутися.
Подивитися внутрішнє убранство будинку можна тут –
http://community.livejournal.com/intere ... 06166.html
Реставрация ведется с 1989 года, закложено в смету 2 миллиона, а получено тысяч сто. В этом году из горбюджета было выделено... 00 гривен 00 копеек.
Более 18 лет, здание закрыто и не используется.
Но даже при таком финансировании многое сделано: почти завершена самая трудоемкая часть работ – реставрация залов на втором этаже, каждый из которых выполнен в своем неповторимом стиле: готика, ренессанс, мавританский и даже модерн, который в начале ХХ века, когда строился дом, только входил в моду.
Правда, очищать росписи этого зала пришлось от целых 18 слоев краски, щедрой рукой нанесенных во времена, когда в здании размещалось сначала НКВД, а потом загс.
Остались самые затратные работы: позолота, восстановление мраморной лестницы, инкрустированных полов, резных дверей, еще не приступали к ремонту первого этажа, подвалов, нет возможности заняться фасадом.
26.07.2007 на сессии Киевсовета рассматривалась попытка приватизировать «Шоколадный домик», расположенный на углу улиц Пилипа Орлика и Шелковичной. (результат рассмотрения нужно искать в новостях).
Ранее этот памятник архитектуры не удалось приватизировать даже Игорю Бакаю
Основным претендентом на «Шоколадный домик» планировали стать структуры, близкие к семье мэра Киева Леонида Черновецкого.