11.05.2013. Помещичьи усадьбы II. Пирятин и окрестности.
"Знаете ли вы Пирятин?
— Пирятин, при реке Удае, уездный город Полтавской губернии, под 50° 4' 32"
широты; в нем 5700 жителей, 5 церквей, 28 ветряных мельниц и 4 ярмарки; на оные
приезжают купцы с красным товаром из соседственных городов, а с Дону привозят
рыбу, — говорит, с печатного, школьник.
— Пирятин знаменит преданностью к престолу, — говорит грамотный малоросс. —
Когда в 1708 году Мазепа передался Карлу XIІ, пирятинцы, под начальством храбрых
Свечек, отразили неприятеля и, несмотря на то, что Лохвица, Лубны, Прилуки и все
окрестные города были заняты шведами и не далее ста верст, в Ромнах, была
главная квартира Карла, — ни один швед, ни изменник не был в стенах Пирятина.
— Пирятин — прескверный городишкої — сердито восклицает кто-то, случайно
проезжавший этот город по тракту из Петербурга на Кавказ. — В Пирятине всего
одна каменная церковь, с деревянными пристройками без всякой симметрии; улицы
широкие, пустые, грязные; один каменный дом — почтовая контора, а прочие
совестно назвать домами; на станции жиды и пол со скрипом, как сапоги франта
двадцатых годов; нет порядочного трактира!.. В тамошнем лафите плавает сандал
изумительными кусками, почти бревнами; на бильярде сидит курица...
Согласен, согласен со всеми вами, даже с господином проезжающим, но знаете ли
вы, что несколько сот лет назад Пирятин был красивый, сильный, богатый сотенный
город в нашем гетманстве? Широко и далеко раскидывался он по скату горы над
Удаем, часто сверкали кресты церквей между его темными, зелеными садами, шумны
были его базары; на них громко гремели вольные речи, бряцали сабли и пестрели
казацкие шапки и жупаны; польские купцы привозили туда тонкие сукна и бархат;
нежинский грек выхвалял свои восточные товары: то сверкал на солнце острием
кинжала, то поворачивал длинную винтовку, окованную серебром, между тем, в
стороне заливалась скрипка, звенели цимбалы, и захожий запорожец выплясывал
вприсядку отчаянный танец, подымая вокруг облако пыли; порою, как пламя,
вырезывалась из пыли его красная куртка, порою выглядывало дьявольски страшное
лицо с поднятыми кверху усами, с черным чубом, веявшим на бритой голове, и опять
все изчезало в вихре танца... Народ хлопал; громкий хохот далеко раздавался по
базару... Было весело!.." (с) Чайковський - Євген Гребінка
Смотрим:
В с.Сулимовка: церковь Святой Покровы (1905 г), здание земской школы (1914г, сейчас - клуб)
В с.Лемешевка: остатки имения и заброшенный парк магната Осипа Закревского.
В с.Березова Рудка: усадьба с парком, дворец, 2 флигеля, беседка с забором (18-19 век), склеп в виде пирамиды :black:.
В Пирятине: Собор Рождества Богородицы (1781 г), знаменитую башню из кинофильма "Королева бензоколонки".
Возле с.Деймановка: ландшафтный заказник общегосударственного значенния "Деймановский" (редкие виды растений и животных), Шкуратовский ботанический заказник.
Велопрогулка проводится только по хорошей погоде (без дождя и темных туч)
Маршрут:
Ж/д станция "Черняхов (З.п.)" - Коптевичевка - хут.Черняховка -
Сулимовка (церковь) -
Лозовый Яр (остатки поместья и парк) - Лемешовка -грунт- Смотрики -грунт- Гришковка (покинутый хутор) -грунт-
Березовая Рудка (дворцовая усадьба с парком) - Крячковка -грунт-грунт- Сосиновка
-грунт-
Пирятин (еврейское кладбище, церковь, башня) - асфальтно-грунтовая петля через заброшенный хутор Шкураты - Деймановка - Великая Круча (пивоварня) - Новоселовка - Ульяновка - Беседовщина - Гребенка
Плановый трек покатушки -
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ytfwyhzxtmhlnfub
Транспорт:
Туда
В сторону Гребенки едем на тяге
№6802 http://www.swrailway.gov.ua/timetable/e ... =6938&lng=.
На Дарницкий вокзал прибывает в
04:46, отбывает в
04:57.
Пребывает на станцию "Черняховская (З.п.)" в 06:46 (стоит минуту!!!)
По прибытию на Дарницкий вокзал, каждый участник самостоятельно покупает 2 билета - один на себя и один в пол-цены на велосипед (до станции
Черняховская (З.п.), следующая после "Яготин"). Если тяга забита народом - посадка по 2 человека на один тамбур.
Назад (со ст. "Гребинка")
Или в 17:15 на №6821
http://www.swrailway.gov.ua/timetable/e ... =6934&lng= в Дарнице в 19:49
Или в 20:00 на №6823
http://www.swrailway.gov.ua/timetable/e ... =7226&lng= в Дарнице в 22:40
Старт: 07:00
Место старта: ст.Черняховская
Финиш: 16:30
Место финиша: Гребенковский ж/д вокзал
Километраж: около 140 км.
Покрытие: 20 грунт(разный, но без песка)/80 асфальт.
Темп: до 23 км/час.
Связь: Мобила в профиле. Будет включена в день покатушки.
Брать с собой: велосипед, ремнабор и запасную камеру!, насос, дождевик (на всякий пожарный), карманные деньги на всякое-разное и тягу (обязательно), не менее 1,5 литра воды (обязательно), перекус на 2 раза (обязательно). Также рекомендую использовать вело-шлемы и вело-перчатки (безопасность при падениях). Придется возвращаться по темному. Поэтому настоятельно рекомендую брать фары и красные маячки. Подстилку и купальные принадлежности для пляжа (если будет жарко).
Будет "Большой матрас" у воды на заливных лугах (1 час). Каждый час остановка на 5 минут! (размять ноги и проветрить попы). Крутые подъемы на маршруте практически отсутствуют.
Рекомендую, не уверенным в своих силах камрадам, брать велочехлы. В Киев возможно уехать на маршрутках с Пирятина.
Тип покрытия по дорогам: асфальт - плохой и терпимый; полевые грунты - превосходно и хорошо (для гибрида и МТБ), второстепенки на заказники - аццкий щебень; грунты на заказнике - твердая глина (дорога, тропы), местами высохшие канавы от колес Газ 66 (мне выше колена
но все проежабельно).
Покатушка будет состоять из двух частей.
Первая: смотрим две!! усадьбы помещиков, дорога "до" по асфальту, "после" - по укатанным грунтам по древнему "шляху на Київ", потом в Пирятине осмотр старого заброшенного еврейского кладбища, церкви, знаменитой башни из кинофильма.
Вторая: едем по красивой (но сложненькой из-за затяжного апхила) местности через живописный покинутый хутор. Уставшие, травмированные, обломавшиеся, перегревшиеся, ленивые - или едут пить свежее пифо (частная небольшая пивоварня недалеко) или землеваляться на пляжу у реки ожидая грунто-любителей. Потом вместе на Гребенку своим ходом (30 км, асфальт фиговенький) а дальше на тяге на Киев.
С собой желательно средство от загара (с максимальным номером защиты). Пит-стопы в селах (есть мороженное и охлаждаться).
Передвижение по проезжей части загруженной дороги - колонной в ряд. Передвижение по свободным второстепенным дорогам - колонной по двое (для "поговорить"). Передвижение по аллеям, тропинкам, грунтовым дорогам - как попало, но не мешая друг другу (а особенно организатору )!
Основной целью "Матрасных покатух" "....является не скоростное прохождение маршрута, не поиски интересных трасс, а
проведение экскурсий краеведческого характера, прогулка на велосипеде по живописным местам с минимальным количеством автомобилей, и, наконец, отдых на привале — комфортный и неторопливый" (с).