Сроки : 9 - 24 сентября
Маршрут : Манали - Гуляба - Мархи - пер.Ротанг (3988м) - Сиссу - Килонг - Джиспа - Дарча - пер.Баралача Ла (4900м) - Сарчу - пер.Наки Ла (4739м) - пер.Лачунг Ла (5079м) - Панг - равнина Моор - радиалка к оз.Тсо Карр - Дебринг - пер.Тагланг Ла (5328м) - Румтсе - Упши - Лех
Экскурсионный переезд Лех - оз.Бангонг Тсо
Участники : Андрей Клименко и Валерия Исаева

Хотелось, как всегда, всего и побольше. И сразу. Из того, что было незыблемым - новая для меня горная система. Хотелось снова высоких гор, высоты, которая, по правде сказать, манит меня всю мою велотуристскую жизнь. После Ак-Байтала (4665м) мне уже давно хотелось преодолеть отметку в 5000м, а затем готовиться к отметке в 6км. Но, это было вторичным, главное же желание - высокие новые для меня горы.
Возможных вариантов было не так и много :
- Кыргызстан - Китай. Прошлогодний велопоход по Тянь-Шаню превзошел все ожидания, поэтому я снова задумался над поездкой в Кыргызстан. Но, не ограничиваться же только им одним! Через перевал Торугарт попасть в Китай, проехаться китайским Памиром по Каракорумскому шоссе и вернуться через Иркештам к Заалайскому хребту, посетить пик Ленина (пик имени Абу Али ибн Сины), снова с ветерком прокатиться шикарными серпантинами к Ошу и оттуда улететь домой. Или продолжить путешествие в Пакистан аж до Исламабада.
- Эльбурс Ирана. Иран давно стоит у меня в планах, как страна красивой архитектуры, высоченных гор, самых гостеприимных людей (по отзывам многих путешественников). И это яркий представитель Востока, который я обожаю.
- Норвегия. О фьордах Норвегии не слышал только глухой. Бессмысленно что-то добавлять.
- Индийские Гималаи.
Я сравнивал эти 4 варианта по многим критериям, прикидывал треки, сроки, продолжительность, расходы, сложности маршрутов, оригинальность и в то же самое время простоту логистики, организации и наконец мой выбор пал на Гималаи. Решение - уже половина успеха.
Подготовка к поездке и организационные вопросы. (будет скучно, но это поможет вам при планировании вашей поездки в Индию и Гималаи)
Готовиться к поездке я начал где-то за 9 месяцев. Вопросы, с которыми я вынужден был столкнуться и с которыми столкнетесь вы, если захотите повторить эту незамысловатую идею:
Маршрут: В планах была поездка на месяц с желанием посетить долину р.Спити, классику Манали-Лех, оз.Бангонг-Цо. Но, когда стало ясно, что мы поедем вдвоем с Валерией, мы решили выбросить первый участок пути и ограничиться классикой Манали-Лех с посещением озер Ладакха.
Когда ехать : изначально я хотел отметить своё 30-летие (совпадающий с Днем музыки - 1октября) в Гималаях. Но, проанализировав все отчеты, советы и рекомендации, решил не испытывать судьбу и выбрать первую декаду сентября. Лето - сезон дождей в Индии. В конце октября уже гарантировано выпадает снег, который может порушить все ваши планы. Снег на горных участках не редкость даже в середине сентября, поэтому подумайте хорошенько, прежде чем примете решение. Как оказалось впоследствии, у нас ни разу не было даже намека на дождь, у группы с Москвы (клуб 3*9) на перевале 4900 шел снег, движение грузовиков было остановлено, машину развернуло на скользкой дороге, но, слава Богу, обошлось без происшествий.
Перелет в Индию.
Я выбирал перелет по критерию наименьшей стоимости и удобства перевозки велосипеда. Если у вас есть лишние 5-6 тысяч грн., то можно лететь с родного Киева любой компанией. Были неплохие варианты Трансаэро с пересадкой во Внуково, но в этой компании довольно жесткие требованя к размерам упакованного велосипеда.
Остановился на варианте Аэрофлота, который обеспечивает прямой рейс из Москвы в Дели. От перелета Киев-Москва я отказался по вышеуказанной причине, заменив его дешевым переездом на поезде и автобусе. Были хорошие более дешевые варианты Emirates и Etihad, но перелет был с пересадкой в Эмиратах, что существенно увеличивало время полета. К тому же, сами перелеты были не очень удачными по времени и вынуждали брать дополнительный день отпуска.
Виза. Для въезда в Индию нужна виза. Причем у вас есть выбор : оформить визу онлайн (62$) или через консульство Индии (87$). Если вам нужен однократный въезд с сроком пребывания в Индии до 30 дней, тогда вы можете получить визу, не выходя из дома. При иных условиях - собирайте бумажки и идите в консульство. Причем стоимость последнего варианта дороже на 25 долларов. В России же все наоборот : визу можно оформить в визовом центре за смешные 30 долларов. Почему такая дискриминация - не знаю.
В процессе заполнения анкеты вы столкнетесь с проблемами (обязательно столкнетесь!). Индусы страшные бюрократы. В анкете их будет интересовать буквально всё : как зовут ваших папу и маму и место их рождения, какая у вас профессия и где вы работаете, имели ли ваши дедушка и бабушка гражданство Пакистана, женаты вы или нет и как зовут вашу благоверную, ваш маршрут, гаранты в Индии и в Украине - эдакая солидная простыня получается. Причем сам сайт получения индийской визы не совсем корректно работает с разными браузерами и ОС. В Linux в Chrome ну вот упорно он не хотел загружать фотографию - пришлось искать Windows. О процессе оплаты комиссии в 62 доллара созданы отдельные темы на форумах. Дело в том, что оплату можно провести не любой картой, а вот какой - никто сказать не может. Индийская техподдержка порекомендовала пробовать другие кредитные карты. Не вопрос - сейчас сбегаю быстро на кухню - у меня ж там целый склад карточек. Усугубляет ситуацию и то, что после 3 попыток анкета блокируется и приходится всё заполнять заново. Я заполнял анкету 3 раза из-за того, что ни одна из моих эмбоссированных кредитных карт Укрэксимбанка (валютных и гривневых) не подошла (банк занимает 1-е место по надежности и другим показателям в стране). Но вот универсальная карта Приватбанка, на которой даже нет имени и фамилии (вместо этого значится короткая надпись Universal) прокатила. Как же так?? Ладно, цель достигнута, виза получена на почту и распечатана в 5 экземплярах.
Переезды в Индии.
После прилета в Дели вам предстоит решить проблему : как добраться из шумного, душного Дели к началу маршрута. Это может быть Шимла, если вы хотите посмотреть долину Спити, или Манали, если вы рассматриваете классику Манали-Лех. Есть и другие варианты : Сринагар, Уттаркханд.
Самым удобным вариантом есть автобус. На сайте поиска находим автобусные рейсы, заполняем все необходимые поля, переходим к оплате и... обламываемся на самом конечном этапе. Дело в том, что к оплате принимают только индийские карты, или же просят индийский номер, на который придет смс-сообщение для верификации. Я перебрал, наверное с десяток, автобусных перевозчиков - проблема та же. И только в одном посредством PayPal мне удалось оплатить автобусные билеты. Не забываем о нескольких телефонных разговоров с поддержкой банков, перепиской с сайтами-посредниками, разбирательством с 3DS и другими малоприятными моментами.
Перелет в Индии
Те, кто был в Больших горах знает, что тут всё измеряется не километрами, а днями пути. Расстояние Дели-Лех, которое на самолете преодолевается за час, занимает 3 дня пути по земле. Очень непростых 3 дня. Соответственно, вы наверняка будете пользоваться перелетом внутри Индии. Кто-то летит сразу в Лех, где несколько дней проводит с тошнотой и головной болью из-за резкого набора высоты и для лучшей акклиматизации, ведь дальше дорога только вверх. Мы же взяли билеты Лех-Дели.
Тут все более или менее понятно. Из-за того, что вся Индия просто бредит терроризмом и паранойей, в салон вам не разрешат взять ручную кладь - она будет помещаться в багажный отсек. Число разрешенных килограмм регистрируемого багажа маленькое, поэтому вы заплатите за перевес. Лучше это сделать сразу, а не в аэропорту по факту, что будет почти в 2 раза дороже.
Пермиты, пропуски.
Если вы все-таки захотите включить долину реки Спити в ваш маршрут, вам придется оформить пропуск в приграничный район. Это можно сделать в Шимле. На дороге с Манали в Лех никакие разрешения не нужны.
Для посещения озер Бангонг-Цо и Цоморари необходим так называемый Inner Line Permit, который можно оформить только в Лехе. Но и тут проблема : его нельзя оформить в воскресенье, даже в субботу после обеда. А наш приезд в Лех по предварительным рассчетам как раз выпадал на воскресенье. Поэтому пришлось найти и списаться по фейсбуку с множеством агенств в Лехе и лишь треть из них ответила и предложила свои услуги. Пермит стоит 600рупий.
Акклиматизация
Это одна из самых высокогорных дорог мира, открытая для обычного транспорта
Самая высокогорная дорога в мире расположена над долиной Чаилун в Аксаи, Китай, на высоте 5889 и. Это военная дорога и она закрыта для иностранного транспорта. Самая высокогорная грузовая дорога -13-километровый отрезок в области Гангдис, Тибет, соединяющий Хапеб и Синдзифу, в двух местах проходит на высоте 6080 м.
В любом случае, к вопросам акклиматизации нужно отнестись очень серьезно. Мотоциклисты и путешествующие на машинах испытывают большие проблемы с самочувствием, преодолевая этот маршрут за 2-3 дня.
Есть общие рекомендации в Интернете о грамотной акклиматизации и вы сможете применить ее с учетом профиля вашего маршрута.
Прививки: на личное усмотрение участников. Но, все-таки, эту информацию нужно изучить.
Другие опасности: высокогорная дорога - это не прогулка по парку, а левостороннее движение лишь вносит сложность в езде. Оползни, сели, камнепады - здесь они могут быть везде. Часто в отчетах упоминаются встречи со скорпионами.