По действующей в Украине с 2006 года методике
http://www.fstk.kiev.ua/sk/%E0-%CC%20etod-velo.doc категория сложности велопохода определяется по четырем параметрам:
- продолжительность похода
- общая протяженность похода
- протяженность грунтовых дорог
- общий набор высоты
С 2008 года в новой редакции Правил соревнований по спортивному туризму отменено требование минимальной продолжительности похода, вместо него теперь используется понятие "рекомендуемой продолжительности", т.е. первый параметр из вышеперечисленных потерял смысл. Таким образом, осталось лишь три параметра, по которым однозначно определяется категория сложности велопоходов.
Такая методика достаточно проста и удобна для походов 1-3 к.с., но для высококатегорийных походов она часто вызывает нарекания со стороны туристов. Из-за чрезмерного упрощения методика не может учесть истинную сложность преодолеваемых препятствий. Существенно отличающиеся по сложности велопоходы соответствовали одинаково высокой категории сложности, что вызывало недовольство и даже возмущения некоторых велотуристов.
Разговоры о необходимости изменения действующей методики категорирования ведутся давно, но, к сожалению, реальных подвижек в этом направлении не было. Недавно избранный состав велокомиссии ФСТУ поручил мне собрать необходимый материал и подготовить для утверждения новый вариант методики категорирования.
Процедура создания новой методики мне представляется следующей. Основную информацию по создаваемой методике я размещаю на 4 наиболее массовых велофорумах -
http://www.velokiev.com/forum ,
http://tourist.kharkov.ua ,
http://dneproveloklub.dp.ua/forum ,
http://bike.od.ua/forum . На одном из этих форумов любой желающий может высказать свои замечания, пожелания и предложения. Все лучшее, что получится, будет вынесено на голосование велокомиссии ФСТУ. По итогам голосования проект методики будет представлен на утверждение в Президиум ФСТУ, после чего он вступит в силу.
За время существования действующей в Украине методики категорирования велопоходов звучала не только критика в ее адрес, но и предлагались новые варианты этой методики. Несколько вариантов были разработаны и мной. Но я хотел бы начать обсуждение не с какой- то конкретной методики, а с определения концепции такой методики. Основные принципы ее создания я бы сформулировал следующим образом.
1. Сегодня многие уже привыкли к существующей методике. Переключиться на что-то принципиально новое всем будет сложно. Поэтому полагаю, что не стоит шарахаться в какую-то другую крайность, лучше определить направление, в котором следует двигаться и производить необходимые изменения в действующей методике.
2. Категорирование велопоходов первой, второй и может быть даже третьей категории сложности следует оставить почти без изменений, а вот для категорирования походов 4-6 к.с. необходимы серьезные изменения.
3. В действующей методике категорирования используются неконкретные понятия "равнинная местность" и "горная местность". Как определить тип местности на практике? По абсолютной высоте? По степени пересеченности (среднему набору высоты на определенное расстояние)? По географическому названию района? Нужно конкретизировать, а еще лучше – избавиться от этих терминов.
4. С российским велотуризмом у нас общая история, география походов, нередко смешанные туристские группы, а с недавнего времени создана Международная Федерация Спортивного Туризма, которая снова нас в каком-то смысле объединила. Но база туристских нормативных документов уже существенно отличается, в том числе, и методика категорирования велопоходов. Новые документы следует разрабатывать с учетом возможности сближения с соответствующими российским документами.
5. В действующей у нас методике категорирования велопоходов определение категории сложности производится только по общим его параметрам (протяженность общая, протяженность грунтовок, набор высоты), а в методиках категорирования других видов туризма, а также в российской методике категорирования велопоходов дополнительно важной составляющей является наличие определенного количества локальных препятствий, определяющих сложность маршрута. Требованиями по локальным препятствиям следует дополнить категорирование наших велопоходов 4-6 к.с.
6. Для реализации пункта 5 следует создать методику оценки сложности локальных велосипедных препятствий, а также перечень классифицированных препятствий, как минимум, по Карпатам и Крыму.
7. Требования по протяженности грунтовых дорог и набору высоты несколько занижены как в сравнении с российскими, таки в сравнении со старыми, давно пройденными велопоходами. Велотуристы в своих походах зачастую превышают нормативные требования в 1,5 – 2 раза. Следует повысить требования по протяженности грунтовок и набору высоты для велопоходов 4-6 к.с.
8. Создать методику, которая однозначно определяет сложность похода невозможно. Субъективный фактор в оценке сложности всегда будет присутствовать. Поэтому методика должна предназначаться лишь для предварительной оценки сложности похода. Окончательное решение о категории сложности должно делаться на основании экспертной оценки членами выпускающей МКК.
Если руководствоваться сформулированными принципами, далее можно создать желаемый вариант методики. Но перед этим шагом хотелось бы знать, не упустил ли я что-то важное? Либо может быть что-то нужно изменить в написанном мной. Прошу заинтересованных лиц высказать свое мнение.