Цель поста - всесторонне продемонстрировать типичную ситуацию или точку зрения, которая рискует привести к фатальным последствиям. Банальные вещи типа наличия шлема или использования автомагистралей, езды по 3й полосе или непредсказуемое поведение мы пропустим, из-за очевидности результата.
Пост - аккумулятор, по подобию поста о ночной езде. Скорее всего тема со временем скатится в перепалки между участниками. Все обсуждения ниже этого поста наглядно демонстрируют насколько субъективной может быть точка зрения. Они будут приняты во внимание,но не являются рекомендациями "как надо делать". Все интересное и важное будет выноситься в первый пост по мере накопления материала.
Красным буду отмечать свежие правки
Я не претендую на авторитетность точки зрения, если тема исчезнет в небытие - значит туда ей дорога.
Но помните, что вас ждут дома, целыми и невредимыми. Жена, дети, родители, друзья, кот, собака, хомячок.
Как минимум ваше существование, наличие честно купленного велосипеда, амбиций с легким налетом эгоизма, работы и цели в жизни уже исключает вас из категории "социального мусора".
Итак начнем.
Миф 1. Если я соблюдаю ПДД, я в относительной безопасности.
ПДД написаны кровью. Это факт, который не в силу изменить история. Но так сложились обстоятельства, что ПДД для очень большой прослойки населения - это всего лишь инструкция, которую только принимают во внимание, но не следуют ей строго. Находясь на проезжей части вы постоянно видите нарушение ПДД. Это как в любой религии - всегда будут иноверцы или атеисты. И ваши желания "немножечко нарушить" - это скорее правило, чем исключение.
Кровью также написаны другие правила, они проще и содержат совсем мало текста. ДДД - это другая религия, которая не противоречит ПДД, а гармонично ее дополняет, затыкая разночтения и допущения, сохраняя вашу жизнь.
ДДД служит некоторым аналогом бетонной стены между вами и трафиком, на которую надеются все уверенные в своей правоте.
Миф 2. У меня стажа 10 лет за рулем авто (вело, мото), я отлично знаю по каким законам живет трафик в городе.
Если вы так считаете, это уже серьезнейшая ошибка. Если за трафик принять единичную особь в металлическом контейнере (сферический конь в вакууме), возможно в некоторых ситуациях она и предсказуема. Но трафик - это бесконечный поток авто, движущихся по своим законам (иногда противоречащим законам физики). В этом движении вы - всего лишь элемент, препятствие, букашка, которая может быть раздавлена из-за нелепой случайности. Если человек на 100% уверен в собственной правоте, он как минимум глупец.
Миф 3. Пробку лучше объехать по встречке, где нет мамаш с колясками, а дорога свободна на несколько сот метров вперед. Мне же надо.
"Только в России можно получить в зад, двигаясь по встречке". Вероятнее всего касается и украинских реалий.
К сожалению мысли о том, чтобы "немножечко нарушить ПДД" возникают не только в голове такой "букашки", как велосипедист. Выезд на встречку - нормальное поведение, когда "рожает теща". Когда человек выезжает на полосу встречного движения, он никогда не думает о том, что его могут догнать сзади. Это случается довольно часто. Рефлексы велосипедиста немного отличаются от автомобильных, он может вильнуть влево, пытаясь избежать столкновения. Результат - соседняя полоса на встречке, где может кто-то все-таки быть. Или даже может быть удар о борт авто, которое будет под углом. В такой ситуации велосипедист может оказаться внезапно лежащим где-то посреди проезжей части, там, где его секунду назад не было. С точки зрения встречника, когда дорога "свободна до горизонта", хочется ехать по центру и быстро (другое мягкое нарушение ПДД). В этой ситуации две родственные души переплетутся в едином порыве.
Еще один нежданчик может поджидать велосипедиста, если в стоящей машине захотят вытрусить пепельницу (поставить по приколу бутылку на разделительную, выбросить незаметно мусор). Подобное лично мной наблюдалось очень часто. Дверь приоткроется и кто-то может оказаться не там, где ожидает.
Довольно частое явление - разворот с левого ряда. Когда кому-то надоело ждать, а встречка пустая. Нарисовался более оптимальный маршрут, отменилась встреча, срочно надо бросить машину у метро, у обочины стоит
Миф 4. Поворот со знаком "налево, прямо и направо" безопасно входить с левой полосы.
Речь идет о знаке 5.16 и ему подобным.
К сожалению не все готовы поворачивать налево с левой полосы. Конечно же хочется "немножечко нарушить", особенно, когда рожает теща. При левом повороте, велосипедист может быть не замечен водителем авто, совершающего левый поворот со средней полосы (по причине нахождения в слепой зоне или банальном страхе побыстрее убраться с полосы, на которой "немножечко пришлось нарушить"). Как результат - траектории авто и велосипеда пересекаются, так как велосипедист после поворота стремится быть поближе к обочине, а авто обязано при левом повороте занять крайнюю левую полосу после поворота и только тогда начать перестроение. В лучшем случае будет поцарапан борт авто, в худшем удар будет по касательной и велосипедиста отбросит на соседнюю полосу. Водители поворачивающих авто не всегда могут справиться с препятствием на резко закругляющейся траектории, и велосипедиста может накрыть сзади.
В случае отсутствия на перекрестке знака 5.16 такая ситуация еще более вероятна.
Миф 5. Если я "немножечко нарушу" на красный, ничего не будет, ведь машин слева и справа нет.
Возможно они есть сзади. И немножечко нарушить может захотеть водитель авто сзади, поворачивая направо. Он же не ожидает, что велосипедист собрался проезжать перекресток на красный свет, тем более если на перекрестке висит "картонная стрелка". Ваши траектории пересекутся и наступит пичалька. Траектории также пересекутся, если со встречной внезапно "немножечко нарушающий" делает левый поворот.
Кроме того привычка нарушать на красный со временем делает велосипедиста более беспечным, что непременно приведет к трагедии рано или поздно.
Миф 6. В плотном потоке авто я могу безопасно двигаться в любом ряду, при желании менять рядность.
К сожалению существует такой термин, как слепая зона. Они есть у всех авто. Причина их существования связана с конструктивными особенностями авто, а об их существовании не задумываются те, кто никогда не ездил в авто. Даже опытные водители со временем о них забывают, что связано особенностями нашего мозга запоминать на подсознательном уровне все детали на дороге. В слепой зоне часто может поместиться целый автомобиль.
У абсолютного большинства водителей при попытке поменять рядность, если соседнее авто находится в слепой зоне сопровождается неким страхом перед угрозой столкновения. Если в этой зоне находится велосипедист (а его появление там часто внезапно и незаметно), то впоследствии будет задан вполне правомерный вопрос: "Как ты там оказался? Я тебя не видел". Некоторые особо резвые и наглые шоссеры могут впоследствии отбивать зеркала авто, убежденные, что их, красивых, мускулистых и нарядных, уж точно должны были видеть.
Немного о слепых зонах
http://www.motorcyclebasics.com/blind-spots.html
Еще наглядная демонстрация.
"Классическая ошибка, которую совершают проектировщики абсолютно надежных систем - недооценка изобретательности клинических идиотов. (с)"
Все мы разные. Люди настолько же индивидуальны в своем восприятии, как узор снежинки. Нет одной точки зрения. Мало того, в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному. Если вы считаете, что знаете "как правильно" - это как минимум тревожный сигнал для вас лично.
По статистике зачатки опыта появляются только после 3х лет вождения. Сравните поведение водителя с развитием ребенка. Сначала он учится узнавать свою мать, улыбаться, реагировать на эмоции. Издает резкие звуки, пытаясь копировать речь. Потом ползает, встает на ноги, шлепает бесцельно ногами, восхищаясь собственной крутостью, падает... Проходит стадия взросления, изменения мировосприятия. Стадия, когда он считает себя самым умным. Юношеский максимализм. Мы наблюдаем все стадии формирования личности - неуверенный, умелый, самоуверенный, "опытный", опытный.
Человек формируется только в зрелом возрасте. Но...
Неважно насколько человек опытный, неважно на сколько граблей он наступил. Только спустя многие годы приходит МУДРОСТЬ. Она не приходит быстро, некоторые до этого возраста не доживают, а для многих стадия мудрости даже не наступает.
Что отличает мудрого человека от опытного? Люди мудрые никуда не торопятся, не стремятся доказать кому-то что-то, переубедить, продемонстрировать на своем примере свою правоту. Люди мудрые просто знают, что рано или поздно все происходит не по нашему сценарию. Потому что так устроена жизнь.
Точно так же и на дороге. Вряд-ли вы увидите мудрые поступки на дороге.
Ощутимая часть водителей еще не перешагнули барьер опытности. Их действия в критических ситуациях непредсказуемы, начиная от боязни поцарапать борт авто ценой жизни пешехода, и заканчивая выездом на встречку, пытаясь словить в салоне муху.
Опытные водители будут вести себя в критических ситуациях предсказуемо, грамотно, ювелирно точно.
Но только мудрые люди критических ситуаций не допустят.
Пример поступков самоуверенного, опытного и мудрого водителя.
Апрель. Резкое похолодание до +2
самоуверенный не переобует авто, поедет привычным маршрутом
опытный - потратит 300 гривен и сменит резину на зимнюю
мудрый - оставит авто в гараже, поедет на метро
Дождь, предстоит долгая дорога
самоуверенный - поедет как ни в чем не бывало, действует по ситуации
опытный - рассчитает время по погодным условиям, будет ехать осторожно, по возможности избегая оживленных магистралей
мудрый - поедет на поезде и выспится хорошо, утром наймет такси
и т.п.
Миф 8. Пересекая перекресток по пешеходному переходу на свой зеленый свет, я в большей безопасности, чем если бы проезжал перекресток с основным потоком.
Начнем с того, что в ПДД четко написано: велосипедист должен пересекать пешеходный переход пешком. Причина не в том, что вас то-то хочет ущемить в правах. Велосипедист очень подвижен, и, если человек, сделав два шага, даже не дойдет до середины полосы, велосипедист уже будет где-то в районе второй полосы.
Во всех автошколах учат: остановись, оглянись, только тогда едь. Оглядываться на ходу нельзя, так как зона внимания взрослого человека всего 6 градусов (у женщин она чуть больше). Чтобы убедиться в ее наличии попытайтесь прочитать хоть слово в книге, смотря двумя строчками ниже.
Чтобы увидеть велосипедиста, подъезжающего к светофору водителю нужно как минимум его искать где-то на тротуаре далеко от проезжей части.
Но даже если вы будете пересекать переход со скоростью черепахи, в случае неприятности любой адвокат утрет вам нос, и покупать новую вилку-раму-колесо будете за свои деньги.
Еще одна ситуация, довольно распространенная. Пешеходам прямо зеленый, авто прямо красный. Можно поступить "типа умно", сэкономить время и пересечь перекресток с пешеходами. Тут велосипедиста ждет второй "нежданчик". Практически все перекрестки оборудованы так называемой "картонной стрелкой", которая дает авто право повернуть направо (или налево - ул. Жилянская-Старовокзальная) из крайнего положения, если это не мешает другим участникам движения. Поворачивая направо, водитель будет смотреть налево пропуская трафик (или высматривая безопасно ли). Все внимание налево, на пешеходном переходе до этого никого не было. И тут появляется "красивый рыцарь в лосинах". В идеале водитель неправ, но любой толковый адвокат докажет, что виноват именно велосипедист. Водитель заплатит "символический штраф", а велосипед будет чиниться из своего кармана. Ну возможно еще капот покрасит и фару поменяет по цене велосипеда, если таки дойдет до суда
Миф 9. Если мне нахамили, я могу нахамить в ответ. От поднятого среднего пальца реальному придурку еще никто не умирал.
Вам никогда не доводилось спускать пар на неодушевленных предметах? Подушка, дерево, или банально бутылка пепси колы. Наверное в такие моменты вы не думаете о последствиях, вкладывая максимум усилий. У всех у нас бывают тяжелые моменты в жизни, когда хочется в лес и громко материться. Но психологический барьер нанести вред живому человеку куда сильнее. Реальных отморозков, готовых растерзать человека в порыве гнева, в обществе довольно низкий процент.
Еще не перевелись герои и смельчаки, готовые обматерить заведомо более сильного противника если он ведет себя по-хамски. Выбитая челюсть, поломаные ребра, сломанный нос. Максимум что горилла может сделать на улице. По сути это не смертельно.
Гораздо больше людей готовых послать в грубой форме и пойти по своим делам дальше, сваливая от открытого конфликта. Это ведь так просто, в порыве гнева поднять средний палец или ляпнуть чего обидного, и спустить пар.
Но.
Во-первых ситуация может быть спровоцирована не адресатом, а вашими же маневрами в слепой зоне.
Во-вторых сама конфликтная ситуация на дороге обычное явление в обществе где всем все по барабану.
Адресат вашего месседжа может быть непростым и импульсивным человеком, возможно он находится в авто с женщиной. Почему-то считается, что ответить на хамство агрессией, вместо того, чтобы сдержать себя, на глазах женщины является чисто мужским поступком.
А теперь сравните легкое движение руки с поднятием вашего среднего пальца, и легкий кивок рукой на руле в вашу сторону. Усилия вполне сравнимы, движения плавны и неспешны. Очень легко спустить пар не затрачивая при этом физических усилий, не надо себя явно сдерживать, боясь навредить окружающим. Просто мгновенный вброс адреналина, легкое помутнение в глазах и все в порядке...
...Почти. Только секунду назад вас пихнули бортом двухтонноно снаряда и вы кувыркаетесь под колеса соседнего авто или рискуете улететь на встречку, где вас протаранят ничего не подозревающие другие участники движения. В порыве гнева вас могут догнать сзади и банально переехать, или даже ради ответной реакции сделать лишний кружок по городу и уже отыграться по полной. Не надейтесь, что хамство, даже в ответ, даже заслуженное (а хамство заслуженным быть не может в принципе) всегда будет сходить вам с рук. Если вам нахамили, спокойно езжайте дальше, если не хотите быть подрезанными в ответ. Корона не упадет. Эмоции - это не проявление силы, это слабость вас как личности. Особенно если на кону ваше здоровье и жизнь. Но ведь так хочется чувствовать себя сильным....
Миф 10. Велосипед выгодно отличается от авто весом, и в то же время гораздо менее эффективно тормозит из-за завышенного центра тяжести, поэтому маневрировать в экстремальной ситуации гораздо практичнее, чем тормозить.
Если рассматривать покатушки в лесу, этот факт неоспорим. Но за рулем авто трафик выглядит как очень плавный однонаправленный поток. Замедление или ускорение участников трафика происходит медленно. Скорость практически не ощущается. В то же время водитель авто сзади велосипедиста видит практически все изменения дорожной обстановки хотя-бы потому, что велосипедист не заслоняет обзор. Выбежавшая собака, упавший кирпич с прицепа, торможение маршрутки на второй полосе. Водитель уже как минимум готов к ситуации и готов тормозить. В подобной ситуации резкие маневры велосипеда из полосы в полосу будут неожиданностью на соседних полосах движения, поэтому безопаснее всего будет оставаться в той же полосе даже ценой неизбежного столкновения с препятствием.
Предсказуемые маневры в пределах полосы движения достаточно заблаговременно показывать внятным жестом (приподнятой выпрямленой рукой), а тормозить лучше всего плавно. Если же торможения недостаточно, следует помнить, что ситуация сзади не всегда однозначна (возможно авто уже начало опережение и начало смещаться левее), и маневрировать можно только в очень узких пределах, и предпочтительно в направлении обочины. Лучше упасть на сниженной скорости, чем лечь на капот авто, которое движется гораздо быстрее велосипедиста по соседней полосе.
Отдельно стоит упомянуть объезд ряда припаркованных авто, сточных люков и луж на обочине. Если вы не уверены, что сможете долго сохранять прямолинейное движение - просто займите место на первой полосе немного левее. Будьте предсказуемы.
----
Немного с других фронтов. Для общего развития
Что уместно учитывать мотоциклистам во взаимоотношениях с фурой. Представлено в оригинале с другого форума. Болдом я выделил что для меня лично оказалось новостью и очень критичным замечанием.
1. От водителя фуры можно в меньшей мере ждать неадекватности, ибо водители фур "А" не испытывают к мотам такой лютой ненависти, как к лезущим под колёса маздоводам машинистам кредитвагенов, "Б"-в силу таки профессионализма.
2. Самая мёртвая зона у фур-справа у кабины тягача,(2 м в сторону и 2м назад от зеркала) прямо перед кабиной(2-3 метра вперёд и по метру в стороны), и слева от кабины (метр назад и влево от зеркала). Если фура вас заденет, оправдание "я его не видел" не прокатит, на нафига кому-то на могиле табличка типа "Брат, он был неправ"?
3. Фура является источником "ветровой тени". Если вы обгоняете фуру при боковом ветре, в конце обгона "тень" исчезнет, и мот может здорово потащить в сторону(как правило, на встречку)
4. Фура является источником ощутимого "слипстрима", то есть разряжения позади задней стенки. Разряжение "пополняется" сбоку, то есть под собственно прицеп ощутимо всасывается воздух с боков. Велосипедиста, например, такое разряжение способно затащить под колёса.
5. Фура является источником сильного бокового ветра в районе кабины.
6. Фуры оборудованы эффективными устройствами замедления без включения стоп-сигналов(ретардер, парашют, интардер, ВЕБ-тормоз).
7. Фура очень инерционна. Она плохо разгоняется и плохо замедляется, так как её вес равен примерно 40 тоннам. Быстро замедлить фуру на спуске(если она пошла на разгон вниз, чтоб преодолеть последующий подъём), невозможно.
8. Фура обладает огромной кинематикой. Она без газа ускоряется со спуска, как жигули первой модели с газом.
9. Фура(да-да!) очень неустойчива в колейном асфальте. Если вы чувствуете, что на данном участке колейность, имейте ввиду, что фура может смещаться в пределах полосы сантиметров на 20-30. На колейном участке лучше избегать маневров с критичным приближением.
10. Мигание правого поворота-"обгоняй" Левого-"не суйся". Иногда фуры пропускают мотоциклистов обогнать по обочине, чтоб не подставлять под "встречку", ст 12.15.ч2. Убедитесь, что вы правильно поняли водителя(сместился влево и моргнул ПРАВЫМ поворотом, не начиная обгон). Ни в коем случае не пытайтесь сделать это на перекрёстках! Перед поворотом направо в узких местах фуры тоже смещаются влево с ПРАВЫМ поворотом, и поворачивают НАПРАВО. Выше речь шла о пробках и затяжных медленных участках!
11.И напоследок, о приятном. Фуры имеют в запасе ВЕСЬ необходимый инструмент для ремонта мота (в т ч расклепать-заклепать цепь),удлиннёнными головками на 21, 18 и 16, запасом антифриза, хорошего масла и других ништяков. И в фуре почти всегда есть свободное место под пару мотов(если совсем плохо и мот надо везти). Вменяемый чел всегда поможет, а с невменяемыми нефиг общаццо.
Книга, описывающая навыки безаварийного вождения мотоцикла. Очень много в ситуациях общего с велосипедом.
Книга в первую очередь может быть полезна в моделировании ситуаций, чтобы более полно представлять себе весь спектр опасностей.
Рекомендую, как рекомендовали мне.
продолжение следует...
----
Искренне Ваш. КО