Обода ZTR

(все про втулки, камери, ободи, покришки, спиці)
Аватар користувача
shapirus
*********
Повідомлень:4596
З нами з:7.5.06 10:03
Стать:чол
Re: Обода ZTR

Повідомлення shapirus » 19.3.12 14:42

Ну а +5 к понтам ты не учитываешь?;)
на мтб -- цыганщина. хорошо выглядит только на шоссерах.

aquarius
* * * * *
Повідомлень:1070
З нами з:9.6.03 16:05
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення aquarius » 19.3.12 14:48

на аэроспицах, которые, если не ошибаюсь, требуют еще большего (100+) натяжения и в итоге убивают обода
Такого рода убиванию ободов способствует не тип спиц, а превышение максимально допустимого их натяжения для данного конкретного обода.
непистонированные отверстия начинают идти трещинами.
Нет прямой зависимости прочности обода в районе отверстия для спицы от наличия/отсутствия пистонов.
На их же, вроде, форуме встречались и конкретные отзывы о потрескавшихся ободах. Это я к тому, что положительный опыт, конечно, полезен, но и отрицательный стоит все же иметь в виду.
Главный опыт тут такой: потрескавшийся обод в районе отверстий для спиц - это обычно неправильное натяжение спиц, а каких именно спиц - ободу все равно.
ZTR Race_resize.jpg
ZTR Race_resize.jpg (37.94Кіб)Переглянуто 4486 разів
(на фото кстати ZTR Race)
Оно-то да, но «We do not recommend bladed spokes for traditionally laced, 32 hole, mountain wheels. Bladed spokes are really ideal for lower spoke count wheels because they can handle higher tension and perform well at those higher tensions. For this type of build save yourself the money and build a better wheel with a traditional round spoke.»
Ну это всего лишь одно из мнений определенного человека, причем его главный аргумент тут получается экономия денег :). Вообще, на буржуинских форумах подобные вопросы не раз обсуждались с участием типа представителей производителей колесных компонентов (прямым или опосредованным) - так вот бывает заявления одних противоречат мнению других, а иногда так вообще создается впечатление, что они сами не понимают до конца, о чем пишут. :)
А-та-та!
Ну и еще чтобы тебя повеселить напомню такой факт, что компания Sapim заявляет, что на их спицах Laser собирать дисковые колеса нельзя. Что теперь будем делать, кого будем слушать? :)
плоские спицы -- это для сборщика хорошо, потому что плоскость как раз позволяет легко удерживать спицу от закручивания вокруг своей оси. с круглыми спицами методы более шаманские.
Ну это не совсем так: их конечно легче контролировать визуально, но для торсионной "разгрузки" плоских спиц все равно применяются те же "шаманские методы", что и для любых других.
но в то же время плоские спицы на традиционных МТБ колесах практически никаких преимуществ не дают
Ну это тоже не совсем так: считается, что такие спицы лучше воспринимают и справляются с торсионными нагрузками, воздействующими на колесо через ротор при торможении или (в меньшей степени) через барабан при активном разгоне. Из этой же области, кстати, один из аргументов сапима, почему нельзя использовать тонкие спицы лазер с дисками.
Востаннє редагувалось 19.3.12 15:03 користувачем aquarius, всього редагувалось 1 раз.

Аватар користувача
shapirus
*********
Повідомлень:4596
З нами з:7.5.06 10:03
Стать:чол

Re: Обода ZTR

Повідомлення shapirus » 19.3.12 14:57

Ну это тоже не совсем так: считается, что такие спицы лучше воспринимают и справляются с торсионными нагрузками, воздействующими на колесо через ротор при торможении или (в меньшей степени) через барабан при активном разгоне. Из этой же области, кстати, один из аргументов сапима, почему нельзя использовать тонкие спицы лазер с дисками.
сомнительное преимущество, учитывая, что и обычные спицы типа dt competition с этим справляются прекрасно, если обод соответствует стилю катания и колесо собрано хорошо.

хотя в крайних случаях типа экстралайтка возможны варианты, конечно.

stgstg
X X X
Повідомлень:47
З нами з:24.10.11 07:39
Стать:чол

Re: Обода ZTR

Повідомлення stgstg » 20.3.12 07:41

А чем чревато слабое натяжение спиц? И что лучше, чуть недотянуть или чуть перетянуть? :)

Аватар користувача
Toutacoup
*********
Повідомлень:2373
З нами з:24.7.10 13:16
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення Toutacoup » 20.3.12 10:44

Такого рода убиванию ободов способствует не тип спиц, а превышение максимально допустимого их натяжения для данного конкретного обода.
...
Главный опыт тут такой: потрескавшийся обод в районе отверстий для спиц - это обычно неправильное натяжение спиц, а каких именно спиц - ободу все равно.
Мне кажется, или мы говорим об одном и том же, но при этом не соглашаясь друг с другом. Мои соображения таковы:
Предпосылка 1: Натяжение, которого требуют аэроспицы для штатной работы, выше, чем у обычных. Даже безотносительно обода. Т.е. зависит от типа спиц.
Предпосылка 2: Величина натяжения из п.1 выше рекомендованной (допустимой?) для ряда ободов ZTR. По крайней мере для 32 отв.
Вывод: Обода (некоторые) ZTR с аэроспицами работают за пределами рассчетных возможностей. У кого-то успешно, у кого-то — не очень.

Собственно, вот. Что касается пистонированности, то вполне допускаю, что действительно она может не иметь какого-либо отношения к проблеме.

gylka
*********
Повідомлень:2730
З нами з:11.4.08 22:40
Стать:чол

Re: Обода ZTR

Повідомлення gylka » 20.3.12 11:06

Натяжение, которого требуют аэроспицы для штатной работы, выше, чем у обычных.
Може я чогось не розумію, але спицям натяг не потрібний. Натяг ободу потрібний, тобто який натяг ободу потірбний, так спиці і натягують (з поправкою на тип спиць) якщо це в межах допустимого для цих спиць.
Збирають і фабричні колеса на крестах і пласких спицях. Вже не пам"ятаю виробника, але вони беруть ОЕМний ЗТР обід і роблять на СХ-Реях, виробник з відомих, просто не пам"ятаю хто саме. Там здається на 28 спиць лайток.

Аватар користувача
tosha
* * * * *
Повідомлень:1632
З нами з:4.1.07 17:52
Skype:tosha125
Стать:чол
Звідки:город-герой Киев, Южный квартал

Re: Обода ZTR

Повідомлення tosha » 20.3.12 11:13

Збирають і фабричні колеса на крестах і пласких спицях. Вже не пам"ятаю виробника, але вони беруть ОЕМний ЗТР обід і роблять на СХ-Реях, виробник з відомих, просто не пам"ятаю хто саме. Там здається на 28 спиць лайток.
Тюны видел на крестах и реях, заводские...на старбайке...
Злые собаки нyжны, чтобы отгонять добрых людей..

Аватар користувача
Toutacoup
*********
Повідомлень:2373
З нами з:24.7.10 13:16
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення Toutacoup » 20.3.12 11:25

Може я чогось не розумію, але спицям натяг не потрібний. Натяг ободу потрібний, тобто який натяг ободу потірбний, так спиці і натягують (з поправкою на тип спиць) якщо це в межах допустимого для цих спиць.
Насколько известно мне, вопрос натяжения относится все же в первую очередь к спицам. С возможной поправкой на обод, т.е. первое соотносят со вторым. И для аэроспиц эта величина таки выше: «The spoke tension on wheels build with aerolite spokes should be higher.»

gylka
*********
Повідомлень:2730
З нами з:11.4.08 22:40
Стать:чол

Re: Обода ZTR

Повідомлення gylka » 20.3.12 12:43

Насколько известно мне, вопрос натяжения относится все же в первую очередь к спицам. С возможной поправкой на обод, т.е. первое соотносят со вторым. И для аэроспиц эта величина таки выше: «The spoke tension on wheels build with aerolite spokes should be higher.»
Повідомлення звичайно цікаве від ДТ і Сапім... Просто було б непогано порівнювати пласкі і круглі спиці однієї маси. На ДТ Комп або Сапім Рейс звичайно колеса будуть нормальні, але вони важчі ніж аеро. Було б цікаво що виробники скажуть на порівняння спиць однієї маси ДТ Аеро (Сапім СХ-Рей) - ДТ Рево (Сапім Лейзер). Точніше, Сапім прямо пише щоб дискові колеса не збирали...

Аватар користувача
TreNeR
* * * *
Повідомлень:616
З нами з:5.6.09 19:54
Стать:чол
Звідки:Луцьк

Re: Обода ZTR

Повідомлення TreNeR » 20.3.12 13:06

У меня коробочка революшенов лежит в столе по соседству с ктулхами. Ждут не дождутся встречи с ободами :)
где упал, там и финиш

Аватар користувача
ДяТел
*********
Повідомлень:2050
З нами з:16.1.09 12:53
Стать:чол
Звідки:с дерева

Re: Обода ZTR

Повідомлення ДяТел » 20.3.12 13:12

У меня коробочка революшенов лежит в столе по соседству с ктулхами. Ждут не дождутся встречи с ободами :)
что-то мне подсказывает что скоро встретятся :roll: :p
Зображення

Аватар користувача
TreNeR
* * * *
Повідомлень:616
З нами з:5.6.09 19:54
Стать:чол
Звідки:Луцьк

Re: Обода ZTR

Повідомлення TreNeR » 20.3.12 13:18

:molba: Экстрасенс однако :roll:
где упал, там и финиш

aquarius
* * * * *
Повідомлень:1070
З нами з:9.6.03 16:05
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення aquarius » 20.3.12 13:49

Насколько известно мне, вопрос натяжения относится все же в первую очередь к спицам. С возможной поправкой на обод, т.е. первое соотносят со вторым.
Нет, это не так - ограничителем натяжения спиц в колесе является в первую очередь обод - как самое слабое звено в связке "фланец втулки-спица-ниппель-обод" (хотя бывает, что на некоторые втулки предел по нагрузке на фланец меньше нежели на обод). Спица в этой связке как раз самое прочное звено - практически невозможно "лопнуть" спицу ее перенатяжением - раньше начнет деформироваться или ломаться что-то другое.
Предпосылка 1: Натяжение, которого требуют аэроспицы для штатной работы, выше, чем у обычных. Даже безотносительно обода. Т.е. зависит от типа спиц.
Предпосылка 2: Величина натяжения из п.1 выше рекомендованной (допустимой?) для ряда ободов ZTR. По крайней мере для 32 отв.
Вывод: Обода (некоторые) ZTR с аэроспицами работают за пределами рассчетных возможностей. У кого-то успешно, у кого-то — не очень.
Ты просто немного путаешь причины и следствия :) Я бы сформулировал так:
- Для колеса в принципе чем выше натяжение спиц - тем лучше.
- Ограничение по натяжению в большинстве случаев накладываются ободом; поэтому спицы, которые выбраны для сборки колеса натягиваются настолько, насколько позволяет обод (и не важно какие спицы ты выбрал по тем или иным соображениям для своих колес - нормальный мастер натянет их ориентируясь именно на обод, чтобы не было таких лаж с трещинами).

Плоским спицам при прочих равных условиях действительно желательно большее натяжение из тех соображений, что для того чтобы добиться на таких спицах той же "устойчивости колеса к поперечным нагрузкам в вакууме" при сечении 0,9..1мм нужно их натянуть несколько сильнее, чем круглые спицы скажем сечением 1,5..1,8мм (зато, как я упоминал выше, плоские спицы лучше справляются с ротационными нагрузками на колесо, что в век повального использования дисковых тормозов тоже немаловажно).
Но это не значит, что плоские спицы нельзя использовать при меньших натяжениях (типа "ни в коем случае не натягивайте плоскую спицу меньше чем на 1200Н - колесо развалится", нет такого :). В собранном колесе на его жесткость/прочность/долговечность влияет еще куча параметров, которые по уму нужно тогда учитывать тоже. А то иногда получается интересно: человек убежденно выбирает себе круглые спицы 1,5 (теперь у меня будет жесткое колесо!), но тут же берет втулки с такими фланцами, которые на выходе дают колесо с меньшей жесткостью (и нередко еще и с меньшим натяжением к тому же), чем было бы на плоских спицах и других более удачных втулках.
И для аэроспиц эта величина таки выше: «The spoke tension on wheels build with aerolite spokes should be higher.»
По поводу ссылки на ответы от сапима/дт - я это в свое время тоже читал, да (а также и другие мнения на других форумах) и отношение частично уже написал выше :) Добавлю еще пару примеров из жизни:
- в тех же заводских вилсетах ДТ, собранных на их же аэроспицах по факту натяжение спиц заметно меньше упомянутых 1200Н - и ничего, люди ездят и даже не знают про это :)
- мавики собирают свои кроссрайды на плоских спицах и ободах с ограничением по натяжению 700-900Н.
- есть куча разных "успешных" заводских вилсетов под разнообразные области применения на плоских спицах (причем, в большинстве - это как раз те самые оем-ные сапимы и дт)
- в реале не так уж много мтб-ободов, на которые производители допускают сравнительно высокое ограничение по натяжению в 1200Н и более, но тем не менее на этих ободах собирают и юзают колеса на плоских спицах (как заводские, так и самосборы)

пс ну и ты не ответил, что же будем делать с вполне авторитетным мнением сапима, что нельзя юзать лазеры для дисковых тормозов (а значит по аналогии сюда подходят также и дт рево/компетишены 1,5) :)

пс2 предлагаю отделить от этой темы обсуждения судьбы и сроков поставки заказов по notubes - зачем это вообще в технозоне?

Аватар користувача
Toutacoup
*********
Повідомлень:2373
З нами з:24.7.10 13:16
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення Toutacoup » 20.3.12 14:56

Нет, это не так - ограничителем натяжения спиц в колесе является в первую очередь обод
Мы таки говорим об одном и том же. Аэроспицы хотят, обода — не могут. Я несколько упрощаю ситуацию, рассматривая только два этих фактора и не принимая во внимание возможность эксплуатации при нештатных значениях натяжения («недотянутые» спицы) и др. Т.е. речь идет о рекомендованном натяжении аэроспиц и рекомендованной нагрузке от них на обод.
практически невозможно "лопнуть" спицу ее перенатяжением - раньше начнет деформироваться или ломаться что-то другое.
О чем и речь.
нормальный мастер натянет их ориентируясь именно на обод, чтобы не было таких лаж с трещинами).
Smells like magic) Ну да ладно. Как показывает практика, действительно, можно собрать что угодно на чем угодно и ездить как угодно. В смысле, цифры цифрами, а жизнь она вон какая.
мавики собирают свои кроссрайды на плоских спицах и ободах с ограничением по натяжению 700-900Н.
Ну там у них вроде кастомная система крепления, что, думаю, тоже вносит свой вклад в распределение нагрузок.
есть куча разных "успешных" заводских вилсетов под разнообразные области применения на плоских спицах (причем, в большинстве - это как раз те самые оем-ные сапимы и дт)
Что характерно, большинство из них собраны на меньшем кол-ве спиц, нежели стандартные 32. Тот же Red Metal, если не ошибаюсь — 24.
в реале не так уж много мтб-ободов, на которые производители допускают сравнительно высокое ограничение по натяжению в 1200Н и более, но тем не менее на этих ободах собирают и юзают колеса на плоских спицах (как заводские, так и самосборы)
Кстати, по предыдущей ссылке, сапорт Сапима утверждает, что как раз наоборот, 120 кгс и ниже — редкость, а обычно 120-150. Не припоминаю точно, какую цифру встречал для Crest-ов, но так или иначе, если сформировавшееся в зарубежном сообществе мнение о том, что для них это много, имеет реальное основание, то выходит, какие-то они подозрительно мягкие по цифрам. Короче, здесь полный разброд мнений.
пс ну и ты не ответил, что же будем делать с вполне авторитетным мнением сапима, что нельзя юзать лазеры для дисковых тормозов (а значит по аналогии сюда подходят также и дт рево/компетишены 1,5)
Дык это, если очень хочется, то можно. Собирать и ездить, то бишь. Мало, что ли, падких на лайток? Аэроспицы, кстати, тоже частенько лепятся не из-за прочности, а по соображениям веса. Пойди разбери этих вейтвинеров.

Аватар користувача
ДяТел
*********
Повідомлень:2050
З нами з:16.1.09 12:53
Стать:чол
Звідки:с дерева

Re: Обода ZTR

Повідомлення ДяТел » 20.3.12 14:59

пс2 предлагаю отделить от этой темы обсуждения судьбы и сроков поставки заказов по notubes - зачем это вообще в технозоне?
[spoilerОФФТОП]сделаем отдельную тему в Новой Земле и тогда отдалим ;)[/spoiler]
Зображення

Аватар користувача
tosha
* * * * *
Повідомлень:1632
З нами з:4.1.07 17:52
Skype:tosha125
Стать:чол
Звідки:город-герой Киев, Южный квартал

Re: Обода ZTR

Повідомлення tosha » 20.3.12 15:02

Что характерно, большинство из них собраны на меньшем кол-ве спиц, нежели стандартные 32. Тот же Red Metal, если не ошибаюсь — 24.
То есть если собирать колеса на крестах и аэроспицах, то лучше брать обода на 28дыр, а не на 32? Неужели мое весодрочество оказалось таки верным шагом при сборе колес на 28спиц крест/сх-рей? :lol:
Злые собаки нyжны, чтобы отгонять добрых людей..

aquarius
* * * * *
Повідомлень:1070
З нами з:9.6.03 16:05
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення aquarius » 21.3.12 03:27

Мы таки говорим об одном и том же. Аэроспицы хотят, обода — не могут.
Аэроспицы ничего не хотят - я про это расписал уже, даже с примерами. Но ты почему-то упорно считаешь, что существуют жесткие требования по минимальному натяжению плоских спиц и что именно эти требования являются приоритетными при сборке колеса.
Я несколько упрощаю ситуацию, рассматривая только два этих фактора и не принимая во внимание возможность эксплуатации при нештатных значениях натяжения («недотянутые» спицы) и др. Т.е. речь идет о рекомендованном натяжении аэроспиц и рекомендованной нагрузке от них на обод.
Колесо - это сложная система из нескольких компонентов и кучи параметров, в той или иной степени определяющих характеристики колеса в целом. Рассматривание "двух факторов в вакууме" имеет весьма касательное отношение к реальной жизни.
Попробую привести еще такой пример: допустим, мы нашли обод 1300Н и собрали на нем заднее колесо на плоских спицах, натянутых с правой стороны до этих самых 1300Н (как того требуют спицы по твоим заверениям) По твоей логике мы имеем хорошее жесткое колесо, потому что плоские спицы получили "то что хотели, и даже обод смог им это дать" :) Однако, на одной втулке разница натяжений между правой и левой сторонами может составить 45% (бывает и больше, хотя это и так уже плохой показатель), а на другой 25% (это очень хороший показатель, хотя тоже бывает и меньше). В первом случае натяжение спиц слева окажется 715Н; зато во втором, даже если взять обод с пределом 1000Н и спицы справа натянуть до этих 1000Н, натяжение слева окажется 750Н! Т.е. второе колесо окажется потенциально более беспроблемным, чем первое :)
нормальный мастер натянет их ориентируясь именно на обод, чтобы не было таких лаж с трещинами
Smells like magic) Ну да ладно.
Хм, а это что означает?
Что характерно, большинство из них собраны на меньшем кол-ве спиц, нежели стандартные 32. Тот же Red Metal, если не ошибаюсь — 24.
Вообще-то, нет - отнюдь не большинство. Да и какая разница - предел натяжения для конкретного обода не зависит от количества спиц: что в варианте под 36 спиц, что под 28 - натягивать их все равно можно до одного значения.
1000 N spoke tension on the rim. Are you sure that the rim can’t hold more? This means that the rims is not a strong rim. We often see this kind of strengths on single walled city rims. Double walled aluminum rims are in general perfect to use with these higher tensions. Softest alu rims are limited to 120 kg. The higher qualities often from 120 up to 150 kg.
Кстати, по предыдущей ссылке, сапорт Сапима утверждает, что как раз наоборот, 120 кгс и ниже — редкость, а обычно 120-150.
Я не знаю, кто там отвечает от имени сапорта сапима и какова его квалификация, но раз ты с ним согласен и используешь это как аргумент, приведи пожалуйста примеры этих самых "высококачественых нередких ободов", для которых такое натяжение - обычное дело.
Чтобы немного облегчить задачу тоже поделюсь некоторой инфой:
- обода Mavic (не вилсетные) имеют ограничение по натяжению максимум до 900H (ну по мнению сапорта сапима - это явно редкий немассовый и некачественный продукт, да :)
- среди ободов ZTR максимальное ограничение по натяжению - до 1000H (видимо это тоже аутсайдер мирового рынка ободов, типичные одинарные обода для города - фу, короче :)
- обода Sun Ringle - максимум до 1100Н (ну это уже получше, по градации сапима правда чуть не дотягивают до более-менее пристойного уровня, но все же)
- обода DT Swiss - максимум до 1200Н (ага, ну вот уже добрались до "Softest alu rims", уже почти можно брать :)
С нетерпением жду примеров массовых высококачественных мтб-ободов с разрешенным производителем пределом по натяжению в 1500Н :) (я пару примеров знаю, но это редкие исключения, только лишь подтверждающие общие расклады).

Мне вот шо-то думается, если бы все производители колес собирали их в соответствии с написанным "сапортом Сапима" по той ссылке на мтбр, то сапим бы в сжатые сроки покинул оем-рынок по топовым спицам :) И это только если пытаться подбирать обода; а если вспомнить, что еще и не каждая втулка может выдержать такое натяжение - то это вообще будет полная Ж с вариантами применения плоских спиц.

пс Тут можно посмотреть на характеристики ободов ДТ и обратить внимание, какие спицы рекомендуют юзать с этими ободами: http://www.dtswiss.com/getdoc/e90f3ce4- ... sheet.aspx. Вполне себе уживаются 350г обода с 1000Н и спицы aerolite/aero comp.

Аватар користувача
Toutacoup
*********
Повідомлень:2373
З нами з:24.7.10 13:16
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення Toutacoup » 21.3.12 10:46

Аэроспицы ничего не хотят - я про это расписал уже, даже с примерами. Но ты почему-то упорно считаешь, что существуют жесткие требования по минимальному натяжению плоских спиц и что именно эти требования являются приоритетными при сборке колеса.
Не такими и жесткими, речь шла о рекомендованных значениях. Да и не так чтобы прям упорно, я ведь упоминал о том, что действительность ставит все по своим местам.
Хм, а это что означает?
Ну вроде как то, что результат гарантируется независимо от входных параметров. Но даже в это я охотно верю.
Вообще-то, нет - отнюдь не большинство. Да и какая разница - предел натяжения для конкретного обода не зависит от количества спиц: что в варианте под 36 спиц, что под 28 - натягивать их все равно можно до одного значения.
Скажем так, большинство известных мне) Касательно зависимости предела для обода от числа отверстий могу лишь еще раз упомянуть слова кого-то из Notubes по одной из ссылок выше — если, разумеется, они еще хоть что-то значат.
Я не знаю, кто там отвечает от имени сапорта сапима и какова его квалификация, но раз ты с ним согласен и используешь это как аргумент, приведи пожалуйста примеры этих самых "высококачественых нередких ободов", для которых такое натяжение - обычное дело.
Я не согласен, и не «не согласен». Меня интересует истинное положение вещей. Надо ведь ссылаться на чьи-то мнения для установления оного. Иначе не было бы этой дискуссии и не прозвучало бы мнение ваше, на которое я смогу ссылаться теперь. А по поводу разброса в цифрах, я и говорю, все подозрительно не стыкуется.
Мне вот шо-то думается, если бы все производители колес собирали их в соответствии с написанным "сапортом Сапима" по той ссылке на мтбр, то сапим бы в сжатые сроки покинул оем-рынок по топовым спицам
А мне думается, это вопрос перестраховки. Имея дело непосредственно с конечными пользователями, производители предпочитают выстроить баррикаду из туманных ограничений. В случае же с ОЕМ все репутационные издержки по возможным косякам лягут на посторонний бренд и можно собирать хоть фрирайдные вилсеты на трех революшенах солнышком. ИЧСХ, могут и успешно работать. Ну это я образно.

stgstg
X X X
Повідомлень:47
З нами з:24.10.11 07:39
Стать:чол

Re: Обода ZTR

Повідомлення stgstg » 21.3.12 10:55

А чем же всё таки чревато слабое натяжение спиц? Я так понимаю по ощущениям колёса будут чуть пластилиновее. А чем-то плохим это может обернуться? Поломкой например, снижением ресурса спиц и (или) ободов...

Аватар користувача
Trion
*********
Повідомлень:7465
З нами з:26.2.05 17:42
Стать:чол
Звідки:Київ

Re: Обода ZTR

Повідомлення Trion » 21.3.12 11:15

Натянутые спицы равномернее распределяют нагрузку по всей окружности обода.
При очень слабо натянутых спицах может возникнуть ситуация, когда при езде нижний сектор спиц (находящийся ниже оси втулки) может прослабляться в ноль и обод в этой части становится никак не фиксирован, сам по себе. Помимо этого спица начинает гулять от циклических нагрузок типа "нулевое натяжение-полное" и испытывать дополнительные нагрузки, которые способны и чаще приводят к её обрыву.
Удачная ямка и колесу гаплык.

Аватар користувача
Hellrider
* * * * *
Повідомлень:1856
З нами з:10.11.06 16:41
Стать:чол
Звідки:Киев, лесной массив

Re: Обода ZTR

Повідомлення Hellrider » 21.3.12 17:46

Вот заметил любопытную дискуссию и решил включиться... :p
Главный опыт тут такой: потрескавшийся обод в районе отверстий для спиц - это обычно неправильное натяжение спиц, а каких именно спиц - ободу все равно.
У меня насчёт этих трещин в ободе есть своё мнение. Я несколько раз такое видел и каждый раз эти трещины сопровождались большим весом наезник+багаж и достаточно агрессивным стилем катания, типа прыжков через выбоины в асфальте. Возможно я мало наблюдал проблему, но у меня складывается ощущение, что трещины в ободе появляются как следствие чрезмерных упругих деформаций и накопления усталости металла обода в районе отверстий под ниппель. Причём наличие/отсутствие пистонов особого значения не имеет. Поэтому вывод, к которому я пришёл, таков: во всех виденных мною случаях дело было не столько в неправильном натяжении спиц, сколько в относительно высоких нагрузках и относительно слабом ободе.
Мы таки говорим об одном и том же. Аэроспицы хотят, обода — не могут.
Аэроспицы ничего не хотят - я про это расписал уже, даже с примерами. Но ты почему-то упорно считаешь, что существуют жесткие требования по минимальному натяжению плоских спиц и что именно эти требования являются приоритетными при сборке колеса.
Вообще-то, собирая колесо, я обычно стараюсь "завести" натяжение спиц с обеих сторон обода в некий диапазон допустимых значений, который указан для моего измерителя натяжения спиц. Если натяжение спиц (не важно, какой модели они) оказывается ниже нижнего значения, обычные ниппеля имеют свойство самопроизвольно раскручиваться. Сапимовские 14 мм алюминиевые - в том числе.

К этому вплотную примыкает каверзный вопрос: кому-нибудь из участников дискуссии реально приходилось натягивать Sapim CX-Ray со штатными алю ниппелями до 1300Н? Я просто сгораю от любопытства, какие уловки для этого использовались... :p
Колесо - это сложная система из нескольких компонентов и кучи параметров, в той или иной степени определяющих характеристики колеса в целом. Рассматривание "двух факторов в вакууме" имеет весьма касательное отношение к реальной жизни.
Попробую привести еще такой пример: допустим, мы нашли обод 1300Н и собрали на нем заднее колесо на плоских спицах, натянутых с правой стороны до этих самых 1300Н (как того требуют спицы по твоим заверениям) По твоей логике мы имеем хорошее жесткое колесо, потому что плоские спицы получили "то что хотели, и даже обод смог им это дать" :) Однако, на одной втулке разница натяжений между правой и левой сторонами может составить 45% (бывает и больше, хотя это и так уже плохой показатель), а на другой 25% (это очень хороший показатель, хотя тоже бывает и меньше). В первом случае натяжение спиц слева окажется 715Н; зато во втором, даже если взять обод с пределом 1000Н и спицы справа натянуть до этих 1000Н, натяжение слева окажется 750Н! Т.е. второе колесо окажется потенциально более беспроблемным, чем первое :)
Я не стал бы связывать жёсткость колеса исключительно с величиной натяжения спиц (чем выше, тем лучше). Существует мнение, что на жёсткость колеса влияют также: метод спицовки, раположение "тянущих" спиц относительно фланцев втулки и расстояние между фланцами (триангуляция) - исследования Jobst Brandt. Примером может послужить виденный мною передний Specialized Roval Controle... Там метод спицовки был выбран т. н. G3 при радиально соспицованной правой стороне и эквивалент 3x справа. При этом слева обод натягивался 16-ю спицами, а справа - 8-ю. Так вот, величина натяжения спиц с обеих сторон колеса была одинаковой... хотя я не назвал бы это колесо крепким. Да-да, DT Revolution straight-pull на дисковой втулке и т. п.

Ещё один пример - втулки где расстояние от краёв оси втулки до фланцев искусственно сделано одинаковым или близким (для искусственного уравновешивания натяжения спиц с обеих сторон). Существует мнение, что это порочная практика, т. к. триангуляция такого колеса меньше, и как бы хорошо спицы ни были натянуты, жёсткость колеса оказывается ниже, чем у колеса со слабо натянутыми, но крепящимися к дальше от центра колеса расположенному фланцу спицами.

Аватар користувача
Max_NoMad
*********
Повідомлень:2171
З нами з:18.12.07 19:35
Стать:чол
Звідки:Київ

Re: Обода ZTR

Повідомлення Max_NoMad » 21.3.12 17:52

треснутые обода (Мавик 717) еще видел у любителей вдувать по 4 атм в колеса.

aquarius
* * * * *
Повідомлень:1070
З нами з:9.6.03 16:05
Стать:чол
Звідки:Киев

Re: Обода ZTR

Повідомлення aquarius » 21.3.12 19:51

во всех виденных мною случаях дело было не столько в неправильном натяжении спиц, сколько в относительно высоких нагрузках и относительно слабом ободе.
А, т.е. ты взглядом на разрушенный обод оценил какое было натяжение при сборке? :)
Натяжение спиц с превышением допустимого производителем предела для данного обода неслабо повышает вероятность появления в нем трещин. Но треснутый обод не обязательно следствие перетянутых спиц и в теме обсуждается пока что не это.
Вообще-то, собирая колесо, я обычно стараюсь "завести" натяжение спиц с обеих сторон обода в некий диапазон допустимых значений, который указан для моего измерителя натяжения спиц. Если натяжение спиц (не важно, какой модели они) оказывается ниже нижнего значения ...
Вообще-то, измеритель - это всего лишь измеритель. Он не знает, какое собирается колесо, с какой спицовкой, на каких ободах/втулках/спицах и поэтому не знает какое натяжение нужно для данного колеса - это определяет сборщик, ориентируясь на опыт, данные производителей компонентов, свои ощущения. Измеритель не определяет для колеса никакого "диапазона допустимых значений" или "нижнего значения" или еще там чего - он только меряет (а то что на нем указано - это всего лишь установленный для него диапазон измерения).
Да, и кстати по своему желанию невозможно "завести натяжение спиц с обеих сторон обода". Определяющим для обода и опорным является натяжение только с одной стороны колеса, собираемого с зонтом (заднее колесо, дисковые колеса), а вторая сторона натягивается, как это уже позволят втулки.
Колесо - это сложная система из нескольких компонентов и кучи параметров, в той или иной степени определяющих характеристики колеса в целом. Рассматривание "двух факторов в вакууме" имеет весьма касательное отношение к реальной жизни.
В собранном колесе на его жесткость/прочность/долговечность влияет еще куча параметров, которые по уму нужно тогда учитывать тоже.
Я не стал бы связывать жёсткость колеса исключительно с величиной натяжения спиц (чем выше, тем лучше). Существует мнение, что на жёсткость колеса влияют также...
Похоже чукча таки писатель... :)
Вот заметил любопытную дискуссию и решил включиться...
Прежде чем "включится" неплохо бы предварительно вдумчиво почитать о чем вообще дискуссия, какой конкретно вопрос обсуждается, кто что написал и какие цитаты к чему относятся.

Аватар користувача
Trion
*********
Повідомлень:7465
З нами з:26.2.05 17:42
Стать:чол
Звідки:Київ

Re: Обода ZTR

Повідомлення Trion » 21.3.12 23:20

Интересный у вас дискусс :-)
По опыту (своему собственному) могу сказать, что при сборке всегда оценивал систему спица-обод, причём субъективно, а не сопоставлял параметры по-отдельности, измеряя натяжение чего-то там.
Общая схема сборки выглядела так.
1. Простой набор - каждая спица должна занять своё место в ободе и фланце втулки. Ниппель закручивается отверткой на определенное число оборотов, одинаковое для всех спиц.
2. Предварительная натяжка - выбирается зазор между ниппелем спицы и пистоном с незначительным натяжением. На этой же стадии также вручную прогибаются спицы в районе фланцев втулки. Один оборот на спицу - до тех пор, пока не начнет формироваться нужная геометрия без шатаний под пять сантиметров.
3. Последовательная протяжка в станке с контролем зонта. Ничего особенного, рутинная работа, биения загоняются в вилку 2 мм. Половина оборота на каждую спицу. После каждого полного прохода колесо упирается осью в пол и небольшим усилием, перехватывая диаметрально противоположные концы обода, продавливается обеими руками - для устранения остаточных напряжений кручения и лучшей просадки головок, о чем свидетельствует характерное потрескивание.
4. Финальная протяжка. Самый важный, как на мой взгляд, этап. Именно здесь можно похерить всю работу, а её качество определит эксплуатационные характеристики будущего колеса. По мере всё большего натяжения спиц биения выводятся в ноль. Четверть оборота на спицу, с каждым проходом биения становятся всё меньше.
В определенный момент наступает следующая ситуация. Вот прошли полный круг с четвертью оборота на спицу, колесо выровняли, сняли напряжения - всё ок. Чувствуется, что спицы начинают звенеть, но головки ещё прокручиваются сравнительно легко.
Добавляется еще четверть оборота на спицу и тут резко вылазят все восьмерки и эллипсы. Обычно не больше миллиметра-полутора, но очень неравномерно по всей окружности обода. Все, протяжка закончена. Это значит, что спицы выбрали максимальную нагрузку, при которой начинается деформация обода, а значит, сила натяжения достигла наибольшего возможного значения. После этого все колебания выводятся в ноль и если после снятия напряжений колесо не гуляет - к эксплуатации оно готово.
По этой схеме, в основе которой была тангенциальная сборка, описанная ещё в начале нулевых на реалбайкере, собрал не одно колесо на компонентах разного класса - от начального уровня до топовых.
Последнее, что собрал по такой схеме - себе, на чузенах, сапим лазерах и 317 мавиках, уже выдержавшие больше 20 тысяч по буеракам, горам и шоссе без единой протяжки и на которых езжу до сих пор. Даже посадив вмятинку на обод центровка практически не сбилась.
От ребят, которые катались на моих колесах и штурмовали Крым тоже не слышал нареканий.
Конечно, я не назову себя профессиональным механиком, чтобы претендовать на истину в первой и единственной инстанции, потому что занимаюсь немножко другим, а сборка колёс была просто интересным увлечением и подработкой в своё время. Но если профессионализм заключается только в том, чтобы использовать как можно больше заумного инструмента и зарубежной терминологии там, где преимущественно работают руки, слух и голова, ориентируясь только на сухие цифры - мне такой профессионализм непонятен. На цифры ориентируются автоматизированные станки и мнения по качеству их сборки различны.
Само собой, написанное выше не относится к типичным резьбовым соединениям, для которых все параметры доподлинно известны и применение динамометрического ключа является одним из признаков высокой технической культуры.

Аватар користувача
Трям
Мауглi
Мауглi
Повідомлень:24324
З нами з:19.11.02 17:45
Стать:чол
Звідки:дитина всесвіту

Re: Обода ZTR

Повідомлення Трям » 22.3.12 01:31

:molba: Экстрасенс однако :roll:
Всё намного проще - ободами и колёсами ZTR завалена вся мастерская - механикам негде повернуться и они утром собираются Юру *грузить*, чтоб он быстрей всё забрал и продал :p *oops*
Зображення


Повернутись до “Колеса”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 8 гостей