Справочные данные по покатушке
Участники:
Юра
Geronimo -- зам.руководителя, ответственный за горелку, провизор
Маша
senna -- отчет + документирование, допинг-фармацевт
Максим
Pilgrim -- кассир-провизор
Лена
taleja -- медсестра
Денис
Fin -- второй механик, начальник костра и котелков
Андрей
sotovy1 -- руководитель, навигация, фото, механик
Трансфер:
авиаперевозчик "Хорс" с помощью турагентства «Адрия Хит Груп»
ж/д перевозчик "Željeznica Crne Gore (ŽCG)"
Площадь черногории (13 812 кв.км) -- примерно половина площади Киевской области, при этом у страны есть море, красивейшие горы, "яйлы", каньоны, реки, озёра.. подозреваю, что площадь Черногории по вертикали ненамного уступает привычной горизонтальной площади -- рельеф очень разнообразен и приятно суров.. основные грунты расположены на высотах 1..1.7км н.у.м., снег наверху валяется до середины-конца мая, но в начале мая грунты на высоте 1700 нормально проезжаются, около 2000 уже нужно носить велик. Те грунты, что мы видели, плотные и каменистые, отлично едутся в дождь и не раскисают после нескольких дней дождей, отлично поглощаются покрышками типа Nobby Nic и Albert. В этом смысле грунты похожи на Крымские яйлы, хотя в среднем горы выше и сильно напоминают Карпаты.
Несмотря на присутствие во всех достопримечательностях асфальта хорошего качества, можно и нужно не обращать на него и многие туристические места внимание, и кататься грунтами. Вполне легко построить маршрут более чем с 50% грунтов или очень второстепенных асфальтов. Основные асфальтовые дороги без обочины и в один ряд, местами очень интенсивный трафик, что совершенно не доставляет. В принципе, если не путешествовать в период дождей и таяния снегов, то на палатке можно сэкономить, достаточно спальника, коврика, горелки, запаса углеводов, сала и денег из расчета 15-25евро в день на человека + нз. В погоду достаточно тепло, в горах много колыб, в городках и сёлах не проблема снять жилье за 8-10евро/человек с душем и возможностью приготовить пищу. Маршрут легко построить так, чтобы в любой день были одна-две точки эвакуации в цивилизацию и, в случае цейтнота, подъезды на жд. Цены на продукты -- украинские, продукты качественней, огромный выбор легких углеводов в виде зерновых батончиков по € 0,15..0,50 местного производства, настоящая вареная колбаса из мяса, не порошковое молоко и йогурты, яйца из попы куриц, пекарни с буреками, сыры, слонина, дешевое местное сухое красное, макароны, китайской гречки нет, песочное печенье не из песка, а из муки и с яйцаме.
перед покатушкой были сложены три маршрута из расчета 8 полных ходовых дней + 1 матрас + день прилета + день отлета:
1). уныло-туристический асфальтный кольцевой Тиват-Цетине-Подгорица-Марача-Колашин-Майковац-Жабляк-Шавник-Никшич-Церквице-Херцег Нови-побережье-Тиват против часовой стрелки, предполагавшийся в качестве базового/резервного на случай ядреной войны
2). асфальтно-грунтовый кольцевой Тиват-Будва-Цетине-Даниловград-Марача-Колашин+Биоградска радиалка грунтами-Липово-яйлы Синявины-Добриловина-Жабляк-Шавник-Никшич-Церквице-Херцег Нови-побережье-Тиват против часовой стрелки, в качестве основного с 30-40%% грунтов и трейлов
3). и в последние мгновения, в ужасе поглядывая в виндгуру, асфальтно-грунтовый кольцевой по часовой стрелке Тиват-Херцег Нови-побережье-Церквице-Никшич-Боан-яйлы Синявины-Добриловина-Жабляк-ущ.р.Тары-Майковац-Колашин+Биоградска радиалка грунтами-Марача-Подгорица-дальше как получится-Тиват
направление последнего трека изменил, чтобы за время побережья и асфальта в горы, максимально успели вылиться осадки на материке..
в итоге, воспользовались частично всеми тремя треками + дополнительными треками и связками между ними, коих в прибор залито было около полутора десятков..
30.04 -- прилет, распаковка/сборка, начало дождика, матрасно-тоннельный переезд в Котор, сверяемся с виндгуру -- снимаем собе (гостевой домик)
пробег 9км / набор высоты 100м
1.05 -- дождик сильной интенсивности -- матрас в собе и вечерний трекинг по Которской крепости, культурный шок от состояния, красоты и доступности крепости и второй гастрономический шок -- слонина
пешком пробег 6км / набор высоты 300м
2.05 -- ясная погода, на ходу меняем планы -- скорее в горы, и начинаем 2-ой трек в сторону Цетине, но не через Будву, а через Ловчен (и правильно, сто лет та Будва нада), радиалка на форт "Tvrđava Goražda", некогда контролировавший Бока-Которскую бухту и Тиватский залив, мелкие повреждения личного состава участников при спасении очков в фортификационных сооружениях, встречная огромная матрасная группа из Польши, привыкаем перекусывать слониной, серпантины в Ловчен и из долины Njeguši в Цетине, сверяемся с виндгуру в Цетине и снова решаем не доставать палатки -- следующий день сильный дождь почти до вечера
пробег 56км / набор высоты 1450м / сброс высоты 820м
3.05 -- с замиранием сердца следим за ливнем, около 12ти дня смываемся, в буквальном смысле этого слова, в Подгорицкий жд вокзал и матрасим до Калашина под аккомпанемент албанского каняка, бортировку и смазку цепи Жеронимо в постоянных тоннелях и фейерические виды каньона Марачи с высоты 500-700м, снимаем первое встречное собе в Колашине опять очень высокого качества
пробег 38км / набор высоты 240м / сброс высоты 890м
4.05 -- с утра моросящий дождь до 15ти, решаем налегке осторожно потестить радиальные грунты по Биоградским горам, с полутора километров сильный туман, переходящий в облака и моросящий дождь, ломаю болт прикручивающий перекидку к петуху, поправляем стяжками, добираемся почти до 2км, Жеронимо еле остановили за пределами 2.05км при помощи электронных средств связи, вечером меняю стяжки, успешно, кстати, прокатившие 35км грунтов+10асфальта, на винт+гайку и остаюсь до конца покатушки без 11ти-зубой звезды на кассете
пробег 43км / набор высоты 1230м / сброс высоты 1230м
5.05 -- отличная погода, я обещаю не менее отличные грунты до Жабляка, вследствие чего делимся на две группы: я, Жеронимо и Фин -- в поля; Талея (с коленом), Сенна и Пилигрим -- освальдом по Таре, вначале предполагали объединение в каньоне, в районе Добриловины, но грунты настолько восхитительны, что решаем пересечь все плато насквозь, в конце дня несколько километров затяжных гравийных спусков к асфальту и последние 16км сильный встречный ветер, температура до нуля, велоквест "найди вторую половину группы в Жабляке", палатки все еще на запасном пути -- ночуем в отеле, в паре км от Жабляка
пробег 79км / набор высоты 1800м / сброс высоты 1360м
6.05 -- поскольку праздник отличной погоды продолжается, а любой из запланированных треков уже не сильно успевается, а в Никшиче делать не особо чего, а ниже Никшича уже и гор-то как бы не очень, решаю еще немного Синявинскими грунтами разведать альтернативные пути в Колашин.. делимся на 2 группы снова -- Фин добавил свое колено к колену Талеи и этими двумя коленями они добираются асфальтом обратно в Колашин растопить пораньше нам печку (естественно на 6-ой день невыносимых нечеловеческих условий похода уже никто и слышать не хотел о палатках), четверо мы объезжаем Синявину с юга через Боан и по гугло-разведанному грунтовому треку выезжаем апхилл по прекрасной асфальтовой дорожке на плато, небольшой трейл и головокружительный каменистый серпантин в Липово и далее на базу в Колашин, по которому накануне крутили вверх
пробег 77км / набор высоты 1350м / сброс высоты 1750м
7.05 -- виндгуру подтверждает очевидное -- снова ясно.. очень соблазнительно прокатиться грунтами широкой дугой сквозь каньон Марачи, долину Даниловграда, на Цетине, но расчетное время трека 2 дня, а большинство в группе хочет увидеть берег Адриатики, поэтому ставлю пластинку "грунтовый спуск в Марачу, асфальт по каньону в Подгорицу и жд-подъезд в Бар".. длииинный грунтовый сброс 800м на дно каньона по полузабытой щебневой дорожке, срисованной с гугла, местами напоминал исчезающие грунтовки в лесах Карпат, асфальт в Подгорицу встретил сильным вмордвиндом и несмотря на постоянный плавный вниз, часть пути пришлось возить друг друга сменами по 5км, на светофоре в Подгорице устроили небольшой завал -- у ведущего спустило переднее колесо (сработал недоукушеный накануне на булыжниках укус), кувырок через руль и попытка бани-хопа Жеронимо, следующего за ним.. замена камеры позволила опоздать на 5мин на ближайшую электричку, зато встретиться с Талеей и Фином, матрасящими из Колашина в Бар, наблюдали за выносом из электрички тел туристов-москвичей, некоторые из них пытались не перепутать группы, традиционная ночевка в собе
пробег 77км / набор высоты 380м / сброс высоты 1320м
8.05 -- погода после 20ти будет подпорчена дождем, очень матрасно перемещаемся Бар-Сутоморе-Петровац-Св.Стефан-Будва, попутно встречаем еще одних, навьюченых баулами, классических велотуристов из Москвы, рассказываем им о преимуществах fast-n-light велосумок и легкоходного туризма, проникаем в непотребном виде в непосредственную близость к Св.Стефану, чем приводим в состояние повышенной бдительности местных вахтеров, гуляем вечером по Будве, магнитики на холодильник, скукотища, ненавижу туристические места и морские побережья, культурный шок -- впервые за много лет попробовал вареную колбасу из мяса
пробег 41км / набор высоты 700м
9.05 -- очень кстати продолжается вчерашнее легкое ненастье -- диетический вмордвинд и мелкий, освежающий дождик, медленный завтрак, переходящий в обед, степенный осмотр примечательностей Будвы при свете дня, часов в 15 Будва надоедает хуже пареной редьки, до Тивата 30км, развлекаюсь силовым педалированием против ветра в легкую горку на характер, дооолгие поиски апартаментов в Тивате увенчались победой, скромный ужин в ресторане, традиционный Вранак на ночь
пробег 34км / набор высоты 300м
10.05 -- ранний выезд, докатка 5км до аэропорта с попутной скупкой сухих вин, упаковка великов, конфискация Вранака у Жеронимо бдительными таможенниками, восполнение запасов бара в дорогущем дьюти-фри, флайт, трансфер домой
Итого:
5 ходовых дней + три полуматрасных
общий пробег по маршруту 460км
суммарный набор высоты 7900м
средняя скорость по жпс 12.5
средняя скорость группы 12
максимальная скорость по жпс 61.5км/ч
проколов -- 2
падений -- 3..5
палатки/спальники/коврики не понадобились
настоящий отчет пишет Сенна с итоговыми выкладками что/где/почем от Пилигрима
фотокарточки проявляются
