Велосипедная рама – из чего она сделанна

Будь-які "залізячні" питання
Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...
Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 14:47

Рама любого велосипеда является основным узлом, определяющим не только назначение велосипеда как-то: горный, шоссейный, гибрид или двухподвес, но и определяет комфортность, маневренность, и самое главное - надежность. Рама соединяет все компоненты велосипеда в единый, целостный механизм. И именно рама определяет жизненный цикл велосипеда, ведь любые компоненты велосипеда вам легко заменят в специализированной мастерской, чего не скажешь о раме – новая рама это уже фактически новый велосипед.

В данной статье мы рассмотрим материалы, используемые современной промышленностью для изготовления велосипедных рам. И для того чтобы полнее понять причины использования того или иного материала нам придется воспользоваться некоторыми техническими терминами, описывающими механические свойства материалов. И для этого мы постараемся объяснить эти технические термины так, чтобы они были понятны и увлекающемуся велоспортом школьнику и кандидату наук по филологии. Первым из них стоит упомянуть такое понятие как прочность. Для иллюстрации рассмотрим испытание материала на прочность при сжатии. Возьмем, например брусок, из какого либо материала с размерами граней 1х1 см. См. рисунок 1. Площадь сечения такого бруска составляет 1 кв.см. К верхней грани бруска прикладывается нагрузка, обозначенная буквой P, величину нагрузки будем плавно увеличивать. Когда нагрузка на наш испытываемый материал дойдет до какой-то критической, пороговой величины образец разрушиться. Допустим, наш материал разрушился, когда на его верхнюю грань действовала сила равная 500 килограмм, тогда прочность (на сжатие) будет равна 500 килограмм сил на квадратный сантиметр или коротко 500 кгс/кв.см. В пределах данной статьи мы умышленно не рассматриваем таких более сложных механических нагрузок как изгиб или кручение, для понимания достаточно будет такого самого простого вида нагрузки.
001.jpg
Рисунок 1. Испытание образца на прочность на сжатие.
001.jpg (14.88Кіб)Переглянуто 5635 разів
Плотность материала – не менее важное понятие, чем прочность. Плотность материалов напрямую связанна с весом материала. Давайте представим себе такой же образец как тот, который мы подвергли испытанию на прочность и примем его высоту равной тоже одному сантиметру. Такой образец будет иметь объем равный одному кубическому сантиметру (1х1х1=1 куб. см). Так вот такой образец, изготовленный из стали будет весить 7,9 грамма, из алюминия 2,7 грамма, а например, из золота 19,6 грамм. И соответственно плотность стали составляет 7,9 гр/куб.см, алюминия – 2,7 гр/куб.см, а золота 19,6 гр/куб.см.

Удельная прочность – физическая величина, связывающая вместе такие понятия как плотность и прочность. Удельная прочность это предел прочности материала отнесенный к его плотности. Для описания этого понятия возьмем все тот же кубик с размерами 1х1х1 см из алюминия и из стали и предположим, что они разрушились при одинаковой нагрузке P. Но мы помним, что образец из стали весит почти в три раза больше чем образец из алюминия (7,9/2,7=2,92). То есть условно удельная прочность алюминия в три раза больше чем удельная прочность стали. Или, наоборот, при равной прочности кубиков, кубик из стали будет весить в три раза больше чем кубик из алюминия.

Ударная вязкость – эта физическая величина характеризует то, как материал сопротивляется распространению в нем трещины. Но не стоит заблуждаться, эта величина не измеряет то, какие усилия нужны для зарождения трещины, при испытании материалов на ударную вязкость трещина уже зарождена в испытуемом образце, измеряется лишь энергия необходимая для продвижения трещины сквозь материал.
Вот так в небольшом абзаце мы прошли краткий курс науки под названием «Сопротивление материалов» и теперь можем приступить к обзору наиболее популярных материалов рам современных велосипедов.

Сталь – сплав на основе железа. Из стали делаются рамы велосипедов с 1870 года. Самый технологичный и потому самый недорогой материал для велосипедных рам. На протяжении веков разрабатывались новые сорта сталей, совершенствовались виды и способы сварки стальных деталей, ведь именно сварочные швы в любых конструкциях являются самым слабым звеном. Из всех применяемых материалов сталь имеет самую низкую удельную прочность, то есть при равной крепости рам из различных материалов стальная рама, несомненно, будет самой тяжелой. Также из недостатков стальных рам можно подчеркнуть её подверженность коррозии. При эксплуатации велосипеда неизбежно возникнут потертости и сколы лакокрасочного покрытия и на их месте появятся очаги коррозии, которые не только будут портить эстетическое восприятие велосипеда, но и со временем значительно снизят прочность велосипедной рамы. Так же прочностные характеристики стальной рамы очень сильно зависят от примесей в стали. Например, даже незначительные примеси фосфора в стали приведут к тому, что рама на морозе может расколоться даже из-за незначительного толчка. К положительным сторонам стальных рам следует отнести ее высокие амортизирующие способности, высокую ударную вязкость, а также низкую стоимость стальных рам по сравнению с рамами из других материалов. Для велотуристов совершающих длительные путешествия на двух колесах немаловажным фактором будет высочайшая ремонтопригодность стальной рамы. Ведь даже в отдаленном селе сварщик не самой высокой квалификации из местной МТС, сможет за жидкую валюту успешно заварить повреждения рамы, полученные на отнюдь не высококачественных дорогах нашей родины. Но конечно самым главным недостатком стальных рам является их вес, именно поэтому стальные рамы уже вытеснены другими более современными и легкими материалами, имеющими удельную прочность значительно выше удельной прочности стали, о них, и пойдет речь далее.

Хромоль. Хромоль это не сплав хрома и молибдена, как утверждают некоторые не совсем честные продавцы и некоторые интернет ресурсы. Хромоль это сталь, сталь в которую в процессе выплавки добавлены такие элементы как хром и молибден, в металлургии их называют легирующими элементами, а саму сталь легированной. Но широкую известность приобрело название хромоль, а не хромомолибденовая сталь – скорее всего это просто маркетинговая уловка, которая пошла на руку некоторым не совсем честным, или совсем не честным продавцам. Также в качестве легирующих элементов в эти стали могут незначительно вводиться никель, вольфрам, ванадий и даже незначительное количество скандия. Причем содержание всех легирующих компонентов в таких сталях, обычно составляет не более 20%. Добавление в сталь этих легирующих компонентов позволяет примерно в 1,5 раза увеличить удельную прочность сталей и соответственно за счет уменьшения толщины трубок, из которых создана рама, уменьшить её вес без потери прочности. Особое внимание при производстве этих рам уделяется сварочным швам. Как мы уже говорили швы это потенциально опасное место любой сварной конструкции. При сварке легированных сталей очень важно чтобы сварные швы имели такой же химический состав, как и у свариваемых элементов. Но при обычных режимах сварки легирующие элементы в сварных швах интенсивно выгорают, и к тому же неравномерно распределяются по сечению сварного шва – образуют так называемые ликвации, места с повышенной концентрацией того или иного элемента. По этим причинам элементы рам из хромомолибденовых сталей сваривают в горячем состоянии и в среде инертных газов. Такие технологические ухищрения неизбежно повышают себестоимость хромолевых рам, и стоимость их в несколько раз превышает стоимость рам из обычных конструкционных сталей. Основными положительными чертами рам из легированной стали являются, их меньший вес по сравнению с рамами из обычной стали и высочайшие упругие свойства. Рамы из хромоли за счет своих упругих свойств сами являются амортизаторами, рама такого велосипеда может быть сравнена с пружиной автомобильной подвески, из всех видов металлических рам, именно хромолевые рамы обладают наивысшей «Мягкостью». К тому же за счет легирующих элементов рамы из хромомолибденовых сталей имеют неплохую коррозионную стойкость и как стальные рамы имеют высокую ударную вязкость.

Алюминиевые деформируемые сплавы. Вопреки широко распространённому мнению из чистого алюминия рамы не изготавливают. Алюминий в чистом виде очень мягок и пластичен и обладает очень слабыми механическими характеристиками. Для изготовления велосипедных рам используются сплавы алюминия легированные медью, магнием, кремнием имеющие в три раза более высокую удельную плотность, чем сталь. Этот высокотехнологичный материал пришел в велоспорт из авиастроения. Также при изготовлении элементов рам используется так называемый баттинг (Butting) и гидроформование. Баттинг – технологический прием позволяющий изготавливать трубчатые элементы рам с различной толщиной стенок. Дело в том, что по длине трубчатого элемента рамы возникают не одинаковые напряжения и в местах наиболее сильных напряжений толщина увеличивается, а в местах с меньшими напряжениями толщина уменьшается, такой технологический прием позволяет уменьшить на 10-15% вес рамы без потери прочностных характеристик. Гидроформование заключается в следующем, трубчатый элемент рамы помещается в жесткую форму, а внутрь этого элемента под громадным давлением, на уровне 1000 атмосфер, подается горячее масло. Под действием такого давления из трубки круглого сечения изготавливают квадратные, ромбовидные, треугольные, эллиптические элементы рам и элементы с переменным сечением. Так же до тонкостей отлажена технология автоматической сварки алюминиевых рам. Именно рамы на основе алюминия на сегодняшний день являются оптимальным выбором легкости, прочности и невысокой стоимости. За счет того, что алюминий не имеет таких высоких упругих свойств как сталь или хромоль, рамы из алюминиевых сплавов обладают более высокой жесткостью по сравнению со стальными. Также рамы из алюминиевых сплавов имеют значительно меньшую ударную вязкость, поэтому трещины на таких рамах требуют незамедлительного ремонта.

Карбон или углепластик – современнейший материал, и если сплавы алюминия в велосипедную промышленность пришли из авиации, то карбон пришел к нам уже из аэрокосмической техники. Карбон это композиционный материал, где в матрице из эпоксидных смол заключены армирующие углеродные волокна и имеющий удельную прочность в 5-7 раз выше, чем сталь. Армирующие углеродные волокна и придают высочайшие механические характеристики изделиям из карбона. Углеродное волокно достаточно легко можно сломать и очень тяжело разорвать, поэтому углеродные волокна сплетают под различными углами с различными рисунками. За счет правильного моделирования будущих нагрузок волокна углерода укладывают таким образом, чтобы обеспечить максимальную прочность в местах, где возникнут максимальные напряжения, кроме того, карбоновые рамы изготавливаются таким образом, что учитывается не только величина сил воздействующих на раму, но и их направления и будущие максимумы прочность задаются именно в этих направлениях. Такие способность материалов иметь различные свойства в различных направлениях называется анизотропией, возвращаясь к нашему образцу на рис. 1, такой образец из карбона необходимо было бы испытать минимум в трех различных плоскостях, и при каждом испытании мы бы получили разный результат. За счет укладки слоев карбона в разных направлениях удается достигнуть не только высокой прочности, но и высокой ударной вязкости и высокой упругости. Карбон очень легок, его плотность в среднем составляет 1,7 гр/куб.см. поэтому рамы из карбона очень легки. Карбон не обладает такой твердостью, не путать с прочностью, как сталь, поэтому в карбоне нельзя нарезать резьбу или сделать посадочное место для подшипника, поэтому на этапе изготовлении карбоновых рам в них заранее устанавливают металлические элементы. Также карбон обладает очень высокой коррозионной стойкостью, единственное чего боится эпоксидная матрица это ультрафиолетового излучения, но не стоит мчаться и переносить велосипед с балкона в комнату, во-первых, оконные стекла не пропускают ультрафиолет, во-вторых, на этапе производства в эпоксидные смолы добавляют специальные примеси делающие раму стойкой к ультрафиолетовому излучению. Часто приходиться слышать сомнения некоторых скептиков о прочности карбона, но из карбона уже изготавливают лопасти несущих винтов вертолетов, которые без повреждений испытывают колоссальные нагрузки.
Из недостатков карбона можно выделить только один - его высокую стоимость.

Альтернативные материалы в велосипедной раме.

Титан наиболее применяем в велоспорте в виде небольших, цельных изделий: оси, гайки, бустеры тормозов. Изготовление рам из титана ограниченно тем, что титан, не смотря на его высокую удельную прочность, обладает очень плохой свариваемостью. Сварка титана требует очень дорогих сварочных технологий и дотошного рентгеновского или радиационного контроля сварочных швов. Такие технологические приёмы неизбежно увеличивают стоимость титановой рамы близкой к стоимости карбоновой рамы, но значимо проигрывающей ей по весу.
Бериллиевые и магний-литевые сплавы. Эти новые материалы имеют самую высокую удельную прочность среди всех металлов, но их применение ограниченно рядом факторов. Первый из них это новизна этих материалов и отсюда несовершенство технологии производства, отсутствие приемлемых технологий сварки и очень низкая коррозионная стойкость этих материалов. Литий и бериллий очень интенсивно реагируют с обычной водой, то есть при повреждении лакокрасочного покрытия и попытке проехать через лужу ваш велосипед на глазах будет растворяться в воде, причем с интенсивным выделением тепла. Хотя уже сейчас существуют велосипедные рамы из бериллиевых сплавов, но пока по заоблачным ценам.
Востаннє редагувалось 14.12.12 11:35 користувачем Glavmex, всього редагувалось 8 разів.
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
Maksym
*********
Повідомлень:5638
З нами з:29.5.06 22:57
Стать:чол
Звідки:Київ, Куренівка

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Maksym » 5.1.12 14:50

:empathy
Востаннє редагувалось 6.3.12 22:39 користувачем Maksym, всього редагувалось 1 раз.

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 14:58

Улыбнуло что карбон неремонтопригоден, хотя Гугл и Гарбаруки думают иначе. И при желании ничего с эстетикой не случится.
Гарбаруки относим к мастерской со специальным оборудованием, а в домашних условиях можно пофиксить только поверхностные косметические или незначительные повреждения карбона.
Я не сказал что он не ремонтопригодный вобще, он ремонтопригоден, но цена и эстетика ремонта например не сравнимы с ремонтом стали.
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
niwza
* * * *
Повідомлень:685
З нами з:30.3.06 18:14
Стать:чол

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення niwza » 5.1.12 15:10

Так и представил себе как главмех дома стальную раму заваривает без "специального оборудования" или алюминиевую. Аргонная сварка - обычное дело в "домашних условиях".

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 15:17

Так и представил себе как главмех дома стальную раму заваривает без "специального оборудования" или алюминиевую. Аргонная сварка - обычное дело в "домашних условиях".
Стальные рамы замечательно заваривались обычным электродом,в этом и заключаеться их высокая ремонтопригодность - такой сварочный трансформатор легко найти в любом гаражном кооперативе.

Про алюминий и хромоль я не говорил что они легко ремонтируються но сваркой постоянного тока и нержавеющим электродом благополучно завариваеться хромоль, а алюминий завариваеться полуавтоматом в среде иннертных газов
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
Maksym
*********
Повідомлень:5638
З нами з:29.5.06 22:57
Стать:чол
Звідки:Київ, Куренівка

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Maksym » 5.1.12 15:30

:empathy
Востаннє редагувалось 6.3.12 22:39 користувачем Maksym, всього редагувалось 1 раз.

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 15:40

цена и эстетика ремонта например не сравнимы с ремонтом стали.
В то же время разорванную на куски карбоновую раму склеивают и красят так, что даже место склейки не найти. А если не знать что она еще недавно было разломана в хлам то никто и не догадается что её ремонтировали.
Хочу увидеть
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
vile.gnus
*********
Повідомлень:3046
З нами з:25.3.08 00:07
Стать:чол
Звідки:с. Капитоновка

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення vile.gnus » 5.1.12 16:33

цена и эстетика ремонта например не сравнимы с ремонтом стали.
В то же время разорванную на куски карбоновую раму склеивают и красят так, что даже место склейки не найти. А если не знать что она еще недавно было разломана в хлам то никто и не догадается что её ремонтировали.
Хочу увидеть
приезжай покажу.
если найдешь, где клеилась рама в течение 30 секунд, с меня пиво

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 16:48

приезжай покажу.
если найдешь, где клеилась рама в течение 30 секунд, с меня пиво
Ваша настойчивость меня убедила - текст подправил
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

sahav

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення sahav » 5.1.12 18:59

Ваша настойчивость меня убедила - текст подправил
Раз пошла такая пьянка, то протестую против
...из трубки круглого сечения изготавливают квадратные, ромбовидные, эллиптические элементы рам...
на имеющемся люминявом Бергамонте верхняя труба рамы и нижние перья заднего треугольника имеют треугольное сечения - в списке таковое отсутствует... Несправедливо! )

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 19:37

на имеющемся люминявом Бергамонте верхняя труба рамы и нижние перья заднего треугольника имеют треугольное сечения - в списке таковое отсутствует... Несправедливо! )
Я конечно подправил но тут важно понимать что при гидроформовании можно получить любые фигуры какие мыслимо, я например видел трубу рамы (верхняя труба переднего треугольника) которая имела в области подседельного штыря квадратное сечение в середине элипс а вобласти рулевого стакана треугольник вершиной вниз
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
Кронштейн
*
Повідомлень:39
З нами з:17.12.08 00:28
Стать:чол
Звідки:Шулявка

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Кронштейн » 5.1.12 20:43

Хорошо написано. Грамотно. Читать приятно. Есть что вспомнить из сапромата. Одиночно отремонтированные, собранные экземпляры делают честь и хвалу рукам и головам ими управляющими! Но это не ухудшает статью (а какому-нибудь "Кулибину" и в помощь :anti: ). Приятно будет прочитать продолжение: разложи велосипед на атомы и собери его в идеальном виде. Он этого достоин! :good:

Аватар користувача
Frantic_Black
* * * * *
Повідомлень:1814
З нами з:19.3.10 10:58
Стать:чол
Звідки:Киев: Нивки, Сырец

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Frantic_Black » 5.1.12 22:02

У меня вот вопрос по ремонту "в хлам поломаной карбоновой рамы"

Принцип ремонта я понимаю...но при ремонте кто-то учитывает
За счет правильного моделирования будущих нагрузок волокна углерода укладывают таким образом, чтобы обеспечить максимальную прочность в местах, где возникнут максимальные напряжения, кроме того, карбоновые рамы изготавливаются таким образом, что учитывается не только величина сил воздействующих на раму, но и их направления и будущие максимумы прочность задаются именно в этих направлениях.
т.е. я понимаю, что дырку починить нету проблем, замотал волокном и все. А переломанная на пополам рама...как с жесткостью, а точнее прочностью, в будущем? Или "тупо, но хорошо намотанное и заклеенное" по жесткости не очень отличается от "спроектировано и сложено в разных направлениях"?
Лучше нету велика, чем Toyota Celica!

Долгая счастливая жизнь, такая долгая счастливая жизнь, отныне долгая счастливая жизнь... каждому из нас, каждому из НАС!

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 22:07

Хорошо написано. Грамотно. Читать приятно. Есть что вспомнить из сапромата. Одиночно отремонтированные, собранные экземпляры делают честь и хвалу рукам и головам ими управляющими! Но это не ухудшает статью (а какому-нибудь "Кулибину" и в помощь :anti: ). Приятно будет прочитать продолжение: разложи велосипед на атомы и собери его в идеальном виде. Он этого достоин! :good:
Сбасибо. Тогда продолжение следует!
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
Maksym
*********
Повідомлень:5638
З нами з:29.5.06 22:57
Стать:чол
Звідки:Київ, Куренівка

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Maksym » 5.1.12 22:07

:empathy
Востаннє редагувалось 6.3.12 22:40 користувачем Maksym, всього редагувалось 1 раз.

Аватар користувача
MaD_CameL
*********
Повідомлень:14027
З нами з:13.6.05 13:05
Стать:чол
Звідки:Бровары

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення MaD_CameL » 5.1.12 22:16

1. в алю рамах стоило бы отделбно упомянуть скандиевые(алю сплав со скандием, но маркетологи скромно назвали их скандиум) - еще пяток лет назад их было весьма немало в топсегменте.
2. магниевые рамы были весьма популярны с десяток лет назад, но просто не выдержали конкуренции с карбоном(как и остальные альтернативные).
3. поправь ссылки - там в конце каждой нужно убрать "//url", к тому же ссылка "карбоновые рамы" ведет на магнус, который люминявый.
4. а чего о хитроформинге и баттинге в разделе об алю рамах? в принципе ведь эти технодогии можно использовать с любыми метяллическими трубами.

а вообще спасибо за статью, любознательным новичкам будет самое оно
Не так багато в цьому житті речей, здатних посилювати одночасно відчуття радості й відчуття болю. Можливо тому чоловіки й вигадали алкоголь.

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 22:17

т.е. я понимаю, что дырку починить нету проблем, замотал волокном и все. А переломанная на пополам рама...как с жесткостью, а точнее прочностью, в будущем? Или "тупо, но хорошо намотанное и заклеенное" по жесткости не очень отличается от "спроектировано и сложено в разных направлениях"?
Зависит наверное от квалификации и уровня ремонтников. Хотелось бы верить что учитывают...но программа моделирующая напряжения в композитных материалов стоит бешенных денег, обычные программы типа Solid works основанные на методе конечных элементов композитные материалы моделируют не совсем адекватно. Мое лично мнение разорванную в хлам раму склеить так чтобы ее прочность была равной прочности до поломки нереально, или цена такого ремонта составит 80-100% цены новой рамы.
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 22:23

а вообще спасибо за статью, любознательным новичкам будет самое оно
Будет отдельная про альтернативные материалы.
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
Frantic_Black
* * * * *
Повідомлень:1814
З нами з:19.3.10 10:58
Стать:чол
Звідки:Киев: Нивки, Сырец

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Frantic_Black » 5.1.12 22:25

т.е. я понимаю, что дырку починить нету проблем, замотал волокном и все. А переломанная на пополам рама...как с жесткостью, а точнее прочностью, в будущем? Или "тупо, но хорошо намотанное и заклеенное" по жесткости не очень отличается от "спроектировано и сложено в разных направлениях"?
Зависит наверное от квалификации и уровня ремонтников. Хотелось бы верить что учитывают...но программа моделирующая напряжения в композитных материалов стоит бешенных денег, обычные программы типа Solid works основанные на методе конечных элементов композитные материалы моделируют не совсем адекватно. Мое лично мнение разорванную в хлам раму склеить так чтобы ее прочность была равной прочности до поломки нереально, или цена такого ремонта составит 80-100% цены новой рамы.
Собсно меня это больше всего и смущает в ремонте карбона... Практический опыт работы с карбоном имею...в авто индустрии. После этого на карбобайке стремновато ездить))

Он вроде бы и прочный такой, но при определенных условиях, не правильном ударе, ломается на раз. И если производитель, надеюсь, учитывает эти особенности конструкции, как это теоретически сделать при ремонте - не представляю. По идее нужно взять векторную модель рамы, с учетом всех направлений плетений и нагрузок, которые должны держать эти плетения и из нее спроектировать раму, которая получилась после повреждений... т.е. по факту просто смоделировать НОВУЮ раму... и после этого еще и спроектировать процес ремонта и ту, третью раму, что получится в итоге :duma:

Где можно почитать про реальную эксплуатацию "поломанных в хлам", но отремонтированных рамах?

п.с. хотя думаю можно разработать софт, в который можно загрузить модель рамы (которая будет идти на диске в коробке с рамой :grin: ), после этого внести туда повреждения...и софтина смоделирует процесс реставрации и ремонта, который будет максимально надежным... :molba: Пора идти в отпуск...
Лучше нету велика, чем Toyota Celica!

Долгая счастливая жизнь, такая долгая счастливая жизнь, отныне долгая счастливая жизнь... каждому из нас, каждому из НАС!

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 5.1.12 22:34

Он вроде бы и прочный такой, но при определенных условиях, не правильном ударе, ломается на раз. И если производитель, надеюсь, учитывает эти особенности конструкции, как это теоретически сделать при ремонте - не представляю.
Он и ломаеться когда удар идет не в том направлении где идут обычные эксплуатационные нагрузки. В этом и суть моделирования армирующего каркаса. И когда к этому каркасу прикладывают нагрузку которую он не расчитан или на направление нагрузки на которое он не расчитан принимать он разрушиться. Тут запас прочности приесен в угоду снижения веса.
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

Аватар користувача
vile.gnus
*********
Повідомлень:3046
З нами з:25.3.08 00:07
Стать:чол
Звідки:с. Капитоновка

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення vile.gnus » 5.1.12 23:15

Где можно почитать про реальную эксплуатацию "поломанных в хлам", но отремонтированных рамах?
Можн оу меня в ЖЖ-шечке. 2 года гоночной эксплуатации рамы после полного переклеивания кареточного узла. Полет нормальный: проблем - ноль.

Аватар користувача
Triplecorpse
* *
Повідомлень:177
З нами з:31.5.09 12:53
Skype:microbenz
Стать:чол
Звідки:Киевская обл., г. Васильков

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Triplecorpse » 6.1.12 02:05

Интересно читать, хоть много из этой информации мне было известно. Заитересовала берилливая рама, с которой раз по луже проедешься и будет растворяться на глазах)) Пиши ещё

ЗЫ: забрал статью к себе на комп)

Аватар користувача
Glavmex
* * * *
Повідомлень:879
З нами з:24.7.11 21:16
Стать:чол
Звідки:Киев! If you going to Borshagoffka...

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Glavmex » 6.1.12 10:36

Интересно читать, хоть много из этой информации мне было известно. Заитересовала берилливая рама, с которой раз по луже проедешься и будет растворяться на глазах)) Пиши ещё

ЗЫ: забрал статью к себе на комп)
Магний литиевые сплавы очень нестойки к воде изза лития - этот элемент активный щелочной металл. А вот берилий имеет другую проблему он очен токсичен и ядовит, зато с водой не реагирует.
Велик, горы и интим - вот то все чего хотим!

sahav

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення sahav » 6.1.12 12:35

Я конечно подправил но тут важно понимать что при гидроформовании можно получить любые фигуры какие мыслимо

Да можно уже и универсально было подправить - ввод фразы "и другие формы сечения" могло бы решить вопрос на все случаи сечений рам (а то действительно, может ещё и трапеции разные могут иметь место - не перечислять же все подобные сечения)

Статья хорошая, квинтэссенция почти всего, что можно нарыть в инете поиском по данному вопросу. Только вот в разделе о хромоле не упомянут метод изготовления рам пайкой. (примеры - ХВЗ Стартшоссе, Спорт, и не только ХВЗ)

Аватар користувача
Triplecorpse
* *
Повідомлень:177
З нами з:31.5.09 12:53
Skype:microbenz
Стать:чол
Звідки:Киевская обл., г. Васильков

Re: Велосипедная рама – из чего она сделанна

Повідомлення Triplecorpse » 10.1.12 02:41

А можно авторские права и условия распространения?


Повернутись до “Технозона”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість