Случайно отыскал исчерпывающую статью от Микеле Феррари, описывающую процедуру подбора шатунов с учётом даже соотношения длины бедра/голени, типа мышечных волокон и стиля педалирования (сидя/стоя), не говоря уж о высоте промежности.
Choosing the Cranks
By: Michele Ferrari
Published: 5 Oct 2007
Подсказка (
статья о типах мышечных волокон):
red fibers (or Type I) - это медленные мышечные волокна
white fibers (or Type II) - это быстрые мышечные волокна
P.S.: Поздравляю всех с наступающим Новым 2011 годом и желаю всего самого лучшего!
Выбор шатунов.
Автор: Микеле Феррари
Опубликовано: 5 октября 2007 г.
Длина шатунов - одна из самых спорных дискуссий среди специалистов и знатоков в области велоспорта.
Даже в научной литературе нет никакого единого мнения о том, как вычислить идеальный размер для каждого велосипедиста.
Насколько важны длина ног, пропорция между бедром и голенью, тип мышечных волокон или стиль педалирования?
Величина “высоты промежности”
Обычно измеряется при помощи ватерпаса 2 см толщиной, помещённого между ногами велосипедиста, стоя, прижавшись к стене, без обуви.
Попробуйте поместить прямоугольник как можно выше, отмечая высоту на стене.
Измерение уже даёт первое указание по выбору оптимальной длины шатунов:
- промежность от 75 до 80 см = 170 мм длина шатунов
- от 81 до 86 см = 172.5mm
- от 87 до 92 см = 175mm
- 93 см и выше = 177.5mm
Соотношение бедро/голень
Обычно измеряется, сидя на табуретке, должным образом подобранной по высоте таким образом, что бедро параллельно к полу, а голень перпендикулярна, ноги твердо стоят на полу и низ спины прижат к стене: измерьте длину “бедра” от стены к самой передней точке вашей коленной чашечки, и длину “голени” от наивысшей точки в коленной чашечке до самого пола.
Если соотношение бедро/голень больше 1.13, это, возможно, указывает на чуть более длинный шатун (обычно 2.5 мм), чем то, что указывается измерением высоты промежности.
Тип мышечных волокон
Более длинные шатуны могут подходить тем гонщикам, у которых преобладают красные или Типа 1 (мышечные) волокна, и которые предпочитают высокий каденс педалирования, высоким пиковым усилиям.
Более длинный шатун в действительности требует, при той же выходной мощности, меньшие пиковые усилия для каждого поворота педалей, благодаря более длинному рычагу.
Те гонщики, у которых, напротив, более высокий процент белых волокон (или Тип II), более привычные к большому напряжению мышц, могут предпочесть более короткие шатуны, предоставляя суставам меньшую амплитуду движений и сокращая внутреннее трение.
Стиль педалирования
Те велосипедисты, которые предпочитают педалировать преимущественно сидя, такие как гонщики среднего-болього размера и специалисты в гонках на выносливость, могут использовать более длинные шатуны, в то время как те велосипедисты, которые часто педалируют вне седла, как например лёгкие горняки, должны избегать слишком длинных шатунов.
Если гонщик желает изменить длину шатунов на своём велосипеде, он должен делать это осторожно, давая время адаптироваться мышцам, суставам и сухожилиям к изменению, даже не смотря на то, что история велоспорта знает много чемпионов, использующих шатуны, которые были на 2,5 или даже 5 мм длиннее, чем обычные для отдельного горного этапа или гонки на время.
Анкетиль (Jacques Anquetil) и
Меркс (Eddie Merckx) были в их числе, в то время как
Ино (Bernard Hinault) и Мозер предпочитали никогда не менять одни и те же шатуны (172,5 мм) на всех маршрутах.