В сентябре с товарищем сгоняли посмотреть на что-то более серьезное, чем Карпаты
Маршрут следующий: Тбилиси-Мцхета-Крестовый перевал-Степанцминда-Джута-перевал Чаухи-Рошка-Гудаури-перевал Медвежий Крест-Шатили-Борисахо-Жинвали-Тианети-Ахмета-Телави-Гомборский перевал-Тбилиси
Пару слов о походе, вдруг кому пригодится
Не буду подробно описывать известные, многократно упоминающиеся в сети достопримечательности, которые мы повстречали на протяжении маршрута. Сфокусируюсь на технической части похода. Итак, моменты от и до, на которые стоит обратить внимание:
- велосипед лучше защитить получше для перелета: обмотать все, что можно, утеплителем (толщиной около 5 мм, продается в любом строительном магазине), при упаковке лучше всего пользоваться пластиковыми ремешками с замочками. Чехол нужен покрепче. Грузчики относятся к багажу с неким садизмом (вне зависимости, наши грузчики, грузинские ли…), швыряют все, что швыряется. Если тормоза дисковые, советую роторы снять, либо прикрутить колеса роторами внутрь и так, чтобы быть уверенным в неподвижности конструкции;
- вес: зависит от авиакомпании, у нас был лимит по багажу в 20 кг + 6 кг в ручную кладь. Ручную кладь не взвешивали ни разу, т.ч. если есть возможность положить в рюкзак что-нибудь мелкое и тяжелое – воспользуйтесь этой возможностью. По перевесу: стремно, но у нас перевес был на все четыре рейса (от 2 до 8 кг на каждого), в случае с 8 кг у регистратора возникли сомнения, он с кем-то там посоветовался, но денег все равно не попросили. Так что тут как повезет, бывает и такое, как у нас, но советую не рисковать – дело недешевое, и редко когда оправдывает тот груз, за счет которого возник перевес.
- велосипед и автомобиль на одой дороге в Грузии уживаются плохо. Ехать по Тбилиси на велосипеде - все равно, что по центру Днепропетровска кататься на осле. Велотурист не вызывает негатива у местных (вообще), но во взгляде аборигенов часто видно некое недоумение, непонимание (типа "Зачэм??? Мерседес ведь есть, БМВ..."). Водители в упор не видят велосипедистов, подрезают, а когда видят - сигналят (я так и не понял - в знак приветствия ли, или же это означало "свали с дороги"

- на чем кипятить/жарить/варить в процессе похода? мы достаточно успешно обошлись без горелки, которую в самолет брать нельзя. Дрова и какое-нибудь простейшее приспособление из проволоки – и пожалуйста, плита готова. Но! Дров завались только до высоты 1,8-2 км, выше найти что-нибудь толще травы – очень проблематично (наверняка этот момент как-то объясняется наукой, но я не вникал, говорю, что видел). Ну и само собой – дрова горят только при хорошей погоде

- температура: с высотой холодает, это факт. Самое противное, когда ты на высоте 2,5-3 км. Пока светит солнце – жарковато, можно в футболке идти, солнце заходит – моментально холодает на 5-10 градусов *HELP* . Не знаю, особенность ли это сентября, может летом по-другому…
- вода: по всей горной части маршрута ее было в явном избытке. Источники вдоль дороги иногда встречались через каждые несколько сотен метров, часто – в пределах 1-2 км. Везде вода чистая и вкусная, без всяких примесей и запахов (не чета Карпатским серным источникам

- дорога на Крестовый перевал со стороны Тбилиси – отличный асфальт почти до самого перевала. Перед перевалом и еще около 15-20 км после – грунтовка не самого хорошего качества, разогнаться особо не получится. Ближе к Степанцминде – снова отличный асфальт;
- Гергетская церковь: я советую туда залезть, но дорога к церкви – это п…ц . Грунтовка с крупными булыжниками, уклон весьма серьезный. Хорошо бы оставить велосумки где-нибудь в Степанцминде, а на обратном пути – забрать. Мы перли с сумками, на подъем ушло около 3 часов, очень устали;
- После поворота на Джуту асфальт заканчивается через 3-5 км. Надолго заканчивается

- Совет из разряда настоятельных рекомендаций для желающих перейти перевал Чаухи: планируйте маршрут так, чтобы заночевать под перевалом, через 3-5 км после Джуты. Сразу же на въезде в Джуту и весь путь до перевала дорога, мягко говоря, стремная для велопохода. Подъемы с высоким уклоном – раз, узкая тропа – два, мокрые склоны, пронизанные ручьями – три, необходимость переходить реку по камешкам/вброд – четыре. Все это выматывает очень сильно, и по времени Джута-перевал Чаухи занимает 6-8 часов. Лучше разделить этот путь на два дня, т.к. если стартонуть утром под Джутой (как сделали мы), то к «подножию» перевала можно добраться только под вечер, и без сил;
- Перевал Чаухи: я не знаю, какой шутник поставил в Джуте табличку с обозначением маршрута, как «велосипедный», но перевал явно не для того :-| Нашли мы его не с первого раза… указатели, конечно, встречаются на пути (пометки на камнях), но в один момент пришлось поблукать. Не помню точно, где, но я выложу трек, так что нет необходимости описывать подробно этот момент. Выйти на сам перевал с велосипедом и велосумкой одновременно… наверное, это реально, но мы не смогли. Это все равно, что взбираться на гору гречки

- Обратная сторона перевала Чаухи (со стороны с. Рошка): еще одна причина иметь запас времени. Если со стороны Джуты – сыпун, то спуск со стороны Рошки – реально опасный скалистый участок. Множество ненадежных выступов, при этом тропы практически не видно (можно сказать, что нет там тропы), постоянно приходилось обдумывать каждые 10 метров предстоящего пути… Опасный, т.к. даже несмотря на все наше старание и аккуратность в каждом шаге, раза 2-3 срывались, падали, и только чудом не скатывались со склона (уклон там будь-здоров). Если не отнестись к этом участку серьезно, шею сломать – раз плюнуть. Такого жестяка около 100-150 метров, дальше – сыпун. На спуск надо около часа-полтора. Сразу после спуска можно заночевать, подходящее место есть;
- спуск к Рошке – так себе, тропа без особых трудных участков. Отмечу, что не стоит слишком доверять меткам на камнях на этом участке – иногда заводит не туда (в бурьяны какие-нибудь). Т.е. лучше идти по пути, визуально просматриваемом, иногда метками подкрепляя уверенность в маршруте. В Рошке пожрать негде, магазин есть только недоезжая Борисахо (село Корша). Он там один из немногих, так что лучше закупить продуктов;
- Перевал Медвежий крест и с. Шатили: впечатления от этого участка неоднозначные. И вовсе не потому, что я на спуске на полном ходу вылетел через руль, перепрыгивая очередной ручеек, пересекающий дорогу, разорвав куртку и заработав нехилую ссадину на бедре и локте Плачущий А потому, что с одной стороны Шатили – достаточно сомнительная достопримечательность: мне показалось, что объект утратил историческую «ауру», несмотря на то, что стены целые, и металлопластиковых окон в них нет


- Борисахо-Жинвали: весьма унылая часть маршрута – неинтересная дорога, с достаточно плохим покрытием (дырявый асфальт в перемешку с грутовкой). Почти все время спуск, но от этого было не легче – тупое вкручивание обеспечено…
- Жинвали-Тианети-Ахмета: нам повезло, до Тианети нас в ЗИЛке подвез добрый дядя, денег не взял. Трясло не по-детски, т.к. асфальтом на этом участке и не пахнет, а грунтовка весьма крупнокаменистая. Смотреть там особо нечего. От Тианети до Ахметы – тоже грунтовый серпантин через лесистую местность;
- Телави: цивилизация

- Гомборский перевал: дорога вся покрыта хорошим асфальтом, после предыдущих высот «перевальчик» на 1650 метров показался достаточно легким (не то, чтобы совсем легким, подъем занял часа четыре). И на подъеме и на спуске есть на что посмотреть, плюс есть забегаловки для покушать. В целом Кахетия нам преподнесла неприятный сюрприз в виде дождя на следующий день по приезду, так что Телави-Тбилиси мы «пролетели»…
- Тбилиси: бросайте велики и шмотки в каком-нибудь хостеле, и айда гулять по старому городу. Желательно на это выделить целый день [:-}
Итоги велопохода:
Пройдено 650 км, из них автостопом – около 50 км
Взято четыре перевала: Крестовый (2380 м), Чаухи (3320 м), Медвежий Крест (2650 м), Гомборский (1650 м)
Ходовых дней – 10
Проколов – не было, поломок серьезных – тоже
Бюджет - билеты обошлись в 2200 грн. на человека в обе стороны (вылет из Харькова, туда на машине), на месте потрачено около 200 у.е. с учетом сувениров домой (вино/сыр).
Вроде все, будут вопросы - с удовольствием отвечу
Трек кое-как вытянул, вдруг кому пригодится. В принципе, все дороги хорошо видны на всяких гуглмапсах, но на мой взгляд ценность представляет участок от Джуты до Рошки (его нет ни на одной карте, а местность эта не особо популярна среди велотуристов... Прилагаю трек в архиве (начала там не хватает, но это не важно)
В завершение еще раз хочется отметить, что перевал Чаухи - штука достаточно интересная, и я бы с удовольствием полез бы туда снова, но уже с учетом приобретенного опыта. Хотя в Грузию в ближайшую пятилетку вряд ли поеду снова... надо успеть и в других местах побывать

фотки тута: https://picasaweb.google.com/1167111595 ... directlink