Небольшие впечатления о походе, который был проведен на майские, в рамках работы
Велошколы (НТУУ "КПИ", т\к "Глобус")
Категория: вело 2 к.с.
Маршрут: Nevşehir – Göreme – Ürgüp. – Mustafapaşa – Damsa Barajı –Şahinefendi – Güzelöz – Derinkuyu – Yeşilgölcük – Niğde – Kaynarka – Pozantı – Belemedik – Külek Boğaz – Çokak – Yanıkkışla – Tarsus – Mersin
Вне маршрута: Анталья-Кемер-Чилари
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Трансфер.

Трансфер в самолете, хоть немного и стермный услугами ВизЭйр, но вполне приемлемый. С турецкой стороны отношение к велосипедам было весьма бережное, хотя после перелета некие велики чуть и пострадали. Трансфер в автобусах - розовая мечта

, велосипеды помещаются хоть в ширь хоть в высоту (хоть пляши) - автобусы все типа мерседесы, проблем с погрузкой никаких. Из Антальи в Невхешир - без доплат. Из Мерсина за велосипеды хотели доплату от 5 до 10 лир.
Проживание.

На территории нац. парка Гореме жили в кемпинге, по 12 лир с человека. Решили все же перестраховаться, так как официально штраф за палатку от 70 лир. Хотя при желании можно попроситься к местным жителям, традиционно не откажут

. В Чилари за тент хотели тоже 10 лир (тоже нац. парк). Все остальное время по маршруту жилы на природе бесплатно.
Вода, питание.

Брали с собой минимальные наборы сухоовощей на супы и каши, остальное покупали по месту. Понравились эксперименты с чечевицей

. Питьевую воду всегда покупали в бутылках, на вечер и утро набирали местную, из источников (в основном возле мечетей или кладбища). Проблем с водой нет, можно всегда остановиться у краника (пусть и у кладбища), вскипятить себе чай. Хотя относительно бензина, дорогой, 4.5 лир за литр 95 (условно 1 лира=5 грн).
Хорошо утоляет жажду айран (как не странно, по словам одного торговца, европейцы его не покупают); вкусные местные молочные продукты - йогурт, сыр; фрукты - клубника, черешня, абрикосы, мушмула.
Аварии, ремонт.

Актуальным была тема проколов, особенно когда ехали по трассе (камеры прокалываются разбросанными по обочине кусками кордов). В Каппадокии тоже немало проколов (хотя и не колючки

).
После транспортировки в самолете, у моего вела чуть погнуло задний эксцентрик с фиксатором -думаю как то хорошо вел киданули

. У всех наблюдались проблемы с перекидками, но это традиционно. Еще из происшествий – порвало одну камеру, прорезали одну покрышку (штопали ее вместе с отзывчивыми турками

)
Дороги.

Все рассказы о турецких дорогах оказались правдой - их достаточно много, и очень активно расстраиваются. Топо- и гуглкарты по этой причине условно актуальные, а генштабовки так вообще - морально устарели.
Грунтовки посыпаны щебенкой. Практически везде есть боковая полоса, по которой спокойно может ехать велогруппа, движение спокойное, водители обходительные, даже если занять всю полосу - никто сзади не сигналит. Однако есть некий нюанс - на магистралях, часто перекрыто движение (однополосное движение), так как проводятся улучшение или расстраивание полосы. На таких участках ехать неприятно, особенно когда проносятся фуры или автобусы-мерседесы (в неких случаях поэтому и ехали по центру, или переходили на строящуюся еще полосу).
В р-не Антальи-Кемера движение от центральной Анатольи отличается - отношение, и водители подрезают (явно русские

), так что катать по пребрежной зоне в виде похода я бы честно не советовала (слишком утомительная и нервная езда).
Туннели.
По крайней мере, от Антальи - в туннелях есть пеший участок, спокойно можно ехать на велосипеде. Ехать же у окраины вообще не советую - зацепят по любому - или по центру полосы (хотя и не по правилам) или по пешеходной (или на автобусе

). В туннелях по маршруту Мерсин-Анталья пешеходных зон небыло.
Рельеф.

Некатегорийных перевалов условных и не условных хватает

, крутые серпантинчики - на таких участках даже спешившись нужно быть осторожным, хз кто будет на встерчке за поворотом (особенно большими являются автобусы мерсы, но их слышно, они пыхтят при торможении

).
Каппадокия проезжабельна условно, так как все интересные долины в основном рассчитаны на пешие маршруты. Так что можно в какую точно просто подъехать, сощелкнуть велы и прогуляться.
Киликийская тропа (каньон "Киликийские ворота") порадовала грязью, веселым спуском вниз, и не менее веселым 2х часовым подъемом вверх с велосипедом под ручки и словами "ну мы и дурные на всю голову

))". Хотя все весьма проезжабельно и очень красиво.
Климат.

Солнечная Турция, у которой 70% ходовых дней был дождь

, хотя может такой сезон. Так что весьма стабильно во второй половине дня были осадки. Сбрасывая высоты и приближаясь к Мерсину, дождь тоже смещался на первую половину дня. Хотя климат теплый, сухой, даже в жару нет ощущения беспроглядной тяжести, но сгореть без защитного крема очень легко.
Природа. Что сказать - ну красиво

. Очень радовала шапка вулкана Эрджияс, и да и снежный Аладагар. Для велосипедиста Киликийская тропа - истинное наслаждение, некоторым участникам похода она больше понравилась чем причудливые грибы Каппадокии

.
Небольшой "матрас" в Чилари, тоже не разочаровал ночными огнями горы Яранташ (Химеры), чистым пляжем и прозрачным морем.
Города, нравы.

Что касается нравов и традиций, то конечно: чай - национальная идея (угощали бесплатно на заправках, приглашали в дом\лавку попить, в магазинах меньше пачки рассыпного в 2 кг не найти); 5-6 разовые напевы муэдзина из мечети (особенно нравился тот что в 4 утра, и в 10 вечера

). Так как ехали по не тронутым приморским туризмом местам, то наслаждались "автентичністю" поселков и людей: в центре города\ села обычно чайная, мужчины играют в шахматы, женщины встречаются редко (редкость в общем

). Люди приветливые и отзывчивые, хоть пару раз и пришлось стоять на окраинах сельских полей - нас не прогоняли, только приходили пообщаться. Народ очень общительный, "англоязычный" ; ) ))), даже проносясь на скорости через села в след кричали "Хеллоу", "Вот из йоу нейм" и чуть погодя "Мани-мани"

.
Конфликтов с местными не было, только вот стали свидетелями небольшого ДТП россиянина на скутере (оказали первую помощь, предварительно еле отбив его от сердобольных турков

).
Общее впечатление.
Страна очень интересная и весьма обширна в плане рельефа, природы, исторических ценностей. Если ехать в велопоход, то лучше выбирать не туристические места, в глубинке - оно и интереснее и спокойнее в плане движения.