Отношение описываемого Спутника made by ХВЗ к кастомный велосипедам как бы отсутствует, но ОН, этот самый Спутник, предмет моей гордости и творение моих же рук, написать о нем хоцца…мало того, мне кажется несправедливым забытье и изгнание, павшее на произведения советского велопрома. И, пожалуй, об этом мне более всего хочется сказать.
Лирическое отступление:
Мне категорически непонятны автомобилисты, едва ли не языком вылизывающие свои телеги. Чистота, конечно, вещь нужная, но чувство меры...железка превращается в фетиш. С велосипедистами дела обстоят порой еще хуже. Вместо прямого предназначения – быть средством перемещения в пространстве – вел становится вместилищем бабоса и объектом непрерывных модернизаций.
Сложно сказать, насколько реально перемещаться в Киеве на велосипеде сейчас, может быть сейчас уже кроме как на газенвагене или на метро здесь по каким-то своим надобностям и не поедешь. Если так – то тема не имеет смысла, к сожалению…Я же живу в относительно небольшом городе Житомире (тыщ 300) и велосипед юзаю для 80% поездок по городу. На базар за продуктами, на карьер купаться, в лес за грибами, на рыбалку, на родник за водой, вожу на нем цемент и чадо на спортивные секции. В особенно активные периоды накатываю по 400 км в месяц. Это сугубо утилитарные задачи. Если хочется хорошо и далеко покататься, тогда конечно сажусь на байк. Но в целом пробег ХВЗ больше пробега байка.
Байк – это идеально работающий, с безупречными допусками и посадками, отлаженный механизм. С ударением на слово МЕХАНИЗМ.
А ХВЗ – упрямое, порой капризное, со своим характером, но ЖИВОЕ существо. Которое способно как обижаться, наламывая при этом владельцу все его планы, так и проявлять настоящие чудеса выносливости и выдержки. Такой себе ослик Санчо Пансы.
Техническая сторона мягко говоря не самая сильная часть Турыста-Спутника, все слегка люфтит, скрипит, потрескивает…но едет )) Есть откровенно неудачные решения, те же шатуны на клинышках, тормоза так себе, но зато все до исключения узлы могут быть отреставрированы ценой минимальных затрат, отчасти с применением подручных материалов. В пику эпохе потребл*тства. То есть потребительства ))
Пружины собачек задней втулки заменяются в случае необходимости булавками.
Тормозные колодки вырезаются из автомобильной покрышки (это для фанатов, конечно, но…всяко бывает).
Изношенные задние звезды переворачиваются на 180º и превращаются в новые. А потом профиль зубов можно восстановить на шлифовальном станке.
Ролики задней перекидки – металлические на наборных подшипниках. Чем не ХТ? )) Ну разве что весом.
И – сам вел с микро-фотосессией и небольшой предысторией. Предмет любви и гордости ))
Житомир, старый дом, чердак. На чердаке – ужос что торится. Туда сначала складывали вещи, которые пригодятся в будущем, потом критерии снизились и туда начали сносить уже то, что только может пригодиться, а в конце начали сбрасывать все, что к мусорке нести влом. Среди этого было найдено 3 велосипеда ХВЗ, один с гнутой рамой, второй почти разобранный и третий просто очень уставший. Из трех был собран один.
Я изначально стремился собрать велосипед, не вкладывая в него ни копейки – но не получилось. Были куплены 2 новых цепи (1 про запас), тросы и рубашки. Забегая вперед, скажу, что с момента сборки вел прошел тысячи 3, и изначальное требование бюджетности было выполнено с успехом. Затраты на поддержание на ходу равны 0))
Комплектация – почти как в лучшие годы сэсэсэра, неродное только седло (Giant, доставшееся по наследству от шурина), и описанные выше китайские тросы, рубашки и цепь KMC. Все остальное – ХВЗ, соответствующие штампы и клейма есть повсюду, на раме, вилке, подседелке, перекидке, втулках и т.д.
И фото:





