Велофара 3.7 В.

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 11.7.13 03:07

Коротко о себе:
Попал я сюда с гугла, уж больно у вас на форуме много картинок самодельных фар для велосипеда :D
Ах да о себе, имею некоторые знания в электротехнике, программировании, микроконтроллерах но всего по минимуму, "я не волшебник, я только учусь"
Решил озадачить себя сабжем, но не просто собрать из готовых вариантов в интернете, а сделать самому, притом затратить как можно меньше денег на всё это дело.
Полистав, это ключевое слово, несколько десятков страниц этого форума на тему велосипедных фонарей я понял что тут всех заботит КПД, чем больше тем выше тебе уважуха :friends: так вот, чтобы достичь высокого КПД нужно неплохо шарить в импульсной технике, что собственно не про меня, да и готовые драйверы есть, две литиевые батарейки последовательно подключил и питаешь светодиод + драйвер ограничивает ток светодиода, чтобы его на дольше хватило... Но использование любых преобразователей снижает общий КПД, пусть и хороший незначительно но снижает, так вот я и думаю так зачем же возится с этими дс-дс конвертерами, не питать бы светодиоды напрямую, от батареи... ну как напрямую, через мосфеты, ведь нужно как-то ограничить ток светодиода, конечно можно и резистор но КПД! ;) так вот, знаком с МК точней ардуино :eek: только не пинайте, ардуино использую только в качестве программатора http://arduino.ru/forum/programmirovani ... primenenie и для отладки кода и схемотехники, удобней, так программирую на С++ но увы не силён в этом :( хотя сделать ограничение тока на светодиоде при помощи ШИМ могу. Кстати, люблю работать с ATtiny13 маленькая, дешёвая, что ещё нужно?
Итак, немного о фаре, работать будет от запарареленых 6-ти акумов 18650 от ноутбучной батареи:

http://i1.imageban.ru/out/2013/07/03/d9 ... b2f98c.jpg

http://i3.imageban.ru/out/2013/07/03/b3 ... e4a890.jpg

Мне повезло, судя по времени до полной зарядки из 2200 мА/ч на банку у них осталось больше 50%,что для моих целей более чем.
Немного о светодиодах, они у меня самые что есть дешёвые http://www.rcscomponents.kiev.ua/produc ... 3WPWC.html без токоограничителя светят довольно таки ярко:

phpBB [video]


Отражатель для фокусировки луча взял от старого китайского фонаря:

http://i6.imageban.ru/out/2013/06/15/b0 ... 9c7f0c.jpg

http://i4.imageban.ru/out/2013/06/15/6d ... aaaee3.jpg

Потом сменил радиатор на что-то более эстетическое(от материнки):

http://i6.imageban.ru/out/2013/07/02/38 ... ca1ae0.jpg

http://i2.imageban.ru/out/2013/07/02/0a ... f89b9b.jpg

http://i6.imageban.ru/out/2013/07/02/5d ... e7c4da.jpg

Первые испытания практически ничего не показали:

http://i3.imageban.ru/out/2013/07/03/e0 ... a599c9.jpg

Из за низкокачественных клем мультиметра он показывает некорректное значение, как оказалось эти светодиоды жрут до 3-х ампер *oops* как-то многовато радиатор через 5 мин. очень горячий.
Вчера доделал наконец то силовую часть:

http://i6.imageban.ru/out/2013/07/10/39 ... 51dc00.jpg

Транзисторы с материнки.

Итак, с железной частью пока у меня всё, о программной скажу несколько слов, так как у меня элементы 18650 незащищённые и я буду использовать МК то обязательно сделаю защиту от глубокого разряда, тоесть как только МК учует что батареи сели http://www.stepwood.com/avrsuite/2013/0 ... ntrollera/ сразу отключит нагрузку и уйдёт в сон, потребление в режиме сна у него микроамперы, так что батарею будет "добивать" долго. Ещё буду делать индикацию уровня заряда, пока ещё не придумал как, думаю будет три интенсивности мигания у светодиода который кстати вмонтирую в переключатель, заодно будет мне освещать текущую передачу, взял идею с этого форума. Ну ещё будет несколько режимов яркости:

- Один светодиод слабо
- Один светодиод нормально
- Два светодиода среднее
- Два светодиода ярко

Может ещё как-то.

Итак, идеи/предложения какие-то будут?
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 11.7.13 07:46

Я думаю так.
Прихований текстпоказати
Хочешь нормальный свет - бери нормальные светодиоды. Без вариантов. Я люблю osram, но для фар у cree есть и более подходящие. Ещё есть philips и avago. Все остальное - сомнительные светодиоды. Я в свое время слепил вот такую поделку, и мне ее хватало какое-то время, потом плюнул и купил аж за 30 долларов более-менее нормальную фару с аккумами, зарядником, нормальным корпусом и нормальным креплением. Чтобы сделать что-то действительно хорошее, нужно иметь доступ к некоторым производственным мощностям для изготовления приятного корпуса с хорошим теплоотводом и грязе-влагозащитой, на коленке такое сделать тяжело (ну или выйдет нарочито уродливо). Чтобы рассчитать и правильно спроектировать импульсный стабилизатор тока, нужно делать это хотя бы не первый раз в жизни (а лучше иметь образование и пару лет опыта), иначе не будет ни КПД хорошего, ни правильного тока в светодиоде. Крепление для самой фары и аккумов - тоже простор для колхоза, сделать так чтобы легко снималось/одевалось и при этом надежно крепилось... Написать софт не проблема, он будет довольно примитивный, но размеры платы (особенно если ее руками делать (особенно если раньше не делал)) будут печальные. Я не отговариваю от идеи, просто будет много работы и непредвиденных затра, а в конце не настраивайся на классный результат - выйдет какашка; любимая и собственными руками сделанная, но объективно - какашка.

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 11.7.13 13:00

Никто мне не запрещает использовать уже готовое решение типо такого:

Зображення

Для уменьшения габаритов и веса использовать только ту часть фонаря где светодиод, подвести напряжение от батареи аккумов 18650 по проводам.
Электронику делать нужно 100% или для той какашки что я сделаю или для чего-то купленного, ведь аккумы незащищённые, а что-то мне подсказывает что в дешёвых фонарях типо того что на картинке, драйвер только что и умеет ток ограничивать, не более.
Да и опыт который получаю с каждым такого рода проектом бесценен.

UPD А может и вообще выбросить родной драйвер, в случае покупки готового решения
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 21.7.13 16:28

Итакс, достались два корпуса от дешёвых фонарей, только корпус и линза, с трудом загнал туда дешёвый 3-х ваттный светодиод - сидит плотно:
http://i3.imageban.ru/out/2013/07/21/f7 ... df09d9.jpg
http://i3.imageban.ru/out/2013/07/21/c3 ... 2d336d.jpg
http://i6.imageban.ru/out/2013/07/21/d3 ... f3dd06.jpg
http://i3.imageban.ru/out/2013/07/21/fa ... 52cc22.jpg
Без драйвера лупит неподеЦки:
http://i3.imageban.ru/out/2013/07/21/56 ... 2d5302.jpg
Ток соответственно в двое больше(1.8 А) нежели указано в спецификации, что не удивительно :yes
После часа работы напряжение на АКБ упало с 3.90 до 3.82, корпус фонаря горячий, но держать ещё можно, даже если подержать в руках то как-то холодеет %) ни совсем конечно, но на ощупь заметно.
Пробовал пальцем радиатор самого диода - горячий, долго палец не подержишь, походу нужно ещё термоклей.
Робота с электроникой на данном этапе приостановлена, увы случайно спалил программатор, точней его контролер, пока не знаю когда восстановлю :unknown:
Полностью самодельный фонарь пока делать не хочется, там есть куча нюансов, например:
http://i3.imageban.ru/out/2013/07/12/70 ... 8fccf4.jpg
Вы только посмотрите на этот ужас :o Походу нужно ставить одно-ваттные светодиоды, может потом займусь этим...

В общем двигаюсь, но очень медленно.
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 21.7.13 16:54

Кстати, вопрос до знатоков, как светодиод примет такой турбо режим 1.8 А вместо 0.7 А? Насколько сильно его ресурс уменьшится, и есть ли смысл в форсировании вообще?
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 21.7.13 21:31

Даташит светодиода с его токовыми режимами и графиком люмены/ток в студию.
Если светодиод плохенький - а "самый дешевый трехваттный" скорее всего не хорош, то такое увеличение тока бесполезно. Светодиод деградирует очень быстро даже с отличным охлаждением, а намного больше света вы не получите.
Более точно можно сказать только по даташитам, если знаете модель - найти не проблема.

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 22.7.13 17:48

Немного о светодиодах, они у меня самые что есть дешёвые http://www.rcscomponents.kiev.ua/produc ... 3WPWC.html...
Прошу прощения за нечитабельное первое сообщение, описал как смог, как можно коротко... :unknown:
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 22.7.13 19:22

В этом с позволения сказать "даташите" указан ток в 700 мА. В китайском не силен, но думаю что это таки максимально допустимый для длительных режимов работы. Я кстати когда-то пользовался таким трехваттником, он светит от силы процентов на 30 ярче, чем хороший одноваттный диод. Это субъективно на глаз.
А более объективно: нормальный светодиод имеет светоотдачу не ниже 100 лм/Вт, хорошие осрамы дают 130..140 лм/Вт. Этот диод заявлено при 700 мА (мощность порядка 2,6 Вт) даёт якобы 230 лм, но мне кажется что цифра эта рекламная и реально там будет ближе к середине указанного диапазона, 200-210 лм от силы, т.е. световая эффективность выходит в пределах 80-85 лм/Вт. Это нового диода. Через пару тысяч часов работы шамански предсказываю снижение светового потока раза в полтора (при эксплуатации с номинальным током и хорошим охлаждением!), в то время как нормальный светодиод деградирует на несколько процентов. Ну вот вам и цифры.
Другое дело что вы с вашей фарой можете и пятиста-тысячи часов не выкатать, прежде чем вам захочется делать или покупать другую. Так что 700-900 мА пробуйте, только сделайте нормальный радиатор с хорошим термоконтактом, но 1.8А для этого диода явный перебор.

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 22.7.13 22:39

Спасибо, бум работать с тем что есть, пока над эффективностью преобразования электроэнергии в свет не заворачиваюсь, далеко ещё...
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
homyak
* * * * *
Повідомлень: 1481
З нами з: 26.3.09 21:01
Стать: чол
Звідки: киев-шулявка

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення homyak » 27.7.13 09:47

дружище... да Вы любитель собрать все грабли в кучу, и по очереди на них...

1) стоит заполнить профиль. В частности разделы: контакты, откуда... Возможно вы живете недалеко от знающего человека, который вечером за пол часа под бутылочку пива вам расскажет основы и избавит от основных ошибок.
2) правильную фару стоит строить на правильных светодиодах... сразу
3) зачем перегревать китай.. он такого не любит.
4) по поводу мощности..... Все зависит от того зачем Вам вообще фара.... Мне например фонаря с током 2 А ( ~ 3В ) не хватает. потому беру два таких, и еще один с током 1А. т.е. для полного счастья мне надо 13Вт света.
5) по поводу тока на светодиоде... насколько помню теорию, светодиоду не страшен ток. ему страшно обратное напряжение пробоя и температура. так вот. пока вы достаточно охлаждаете светодиод, - все будет хорошо.... Если же он руку обжигает, - со временем он будет деградировать. У меня например ( когда завтыкал с током ) отвалилась линза от светодиода.
Некоторые велосипедисты не надевают шлем, потому что у них в голове и так пенопласт.

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 30.7.13 13:14

Страшен, страшен. При любом охлаждении не нужно превышать максимально допустимый ток, указанный в паспорте светодиода. Там дело не только в нагреве ;)

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 13.8.13 20:58

Анкету заполню позже.

Вот где-то проскочила инфа что ШИМ при помощи которого я буду ограничивать ток на светодиодах заставить мерцать мою фарку, а это мерцание вредное для глаз, стоит над этим заморачиваться или нет? Знаю, можно поставить дросель и конденсатор для выравнивания пульсаций, но мой девиз проще и дешевле! В будущем возможно и присобачу фильтр но не сейчас.
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 13.8.13 21:24

Дросселя и конденсатора на выходе не нужно, это неправильный метод управления током в светодиоде. Частоту шима задираешь выше 100-150 Гц (но это, в меру :) при импульсном источнике тока не стоит брать частоту шима светодиодов выше 1-2% от частоты шима самого импульсника, будет плохо импульсник работать) - и ничего никому не мешает. Единственно что может возникать стробоскопический эффект на своём колесе или колесе впереди едущего товарища. Как по мне - даже прикольно :)

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 13.8.13 22:19

Ок, спасибо, на днях спаяю силовую часть и прошю микроконтроллер и можно уже тестдрайв делать.
ЗЫ насколько мне известно частота ШИМа 200 Гц. :robot:
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 9.10.13 18:58

http://www.youtube.com/watch?v=8sZL7SJ3zKE
Ну наконец-то переборол лень :Yahoo!: пока играюсь с кодом, на видео меняется скважность ШИМ подстроечным резистором.
После транзистора ток сразу идёт на светодиод:
Зображення

Есть ли смысл в конденсаторе, из ним транзистор начинает пищать и плохо регулируется ток.
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 9.10.13 19:58

нет смысла

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 9.10.13 20:44

Боюсь за ресурс светодиода, ведь ШИМ это импульсы:

Зображення

Напряжением питания... :duma:
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 9.10.13 20:51

Поставь резистор и замерь ток при 100% шиме, если этот ток не превышает допустимый то всё ок.

Аватар користувача
homyak
* * * * *
Повідомлень: 1481
З нами з: 26.3.09 21:01
Стать: чол
Звідки: киев-шулявка

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення homyak » 9.10.13 21:03

Есть ли смысл в конденсаторе, из ним транзистор начинает пищать и плохо регулируется ток.
без конденсатора светодиод на открытом транзисторе получает Vbat а также I bat.
С конденсатором, - токи что идут при зарядке конденсаотра будут иметь большой порядок.
А чем не устраивает классическая схема понижающего DC-DC преобразователя с индуктивностью ?
Некоторые велосипедисты не надевают шлем, потому что у них в голове и так пенопласт.

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 9.10.13 21:51

Для чего замораживаться с понижалками, как-то нужно компенсировать наличие микроконтроллера.
Я взялся за это дело не для того чтобы изобрести велосипед, просто хочется получить какой-то опыт для себя
Поставь резистор и замерь ток при 100% шиме, если этот ток не превышает допустимый то всё ок.
А резистор это вроде удар по КПД схемы? Могу ошибаться...
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
havrick
* * * * *
Повідомлень: 1010
З нами з: 10.11.12 17:02
Skype: dimetikon
Стать: чол
Звідки: Киев
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення havrick » 9.10.13 22:01

лупить по светодиоду немерянным током это тоже не КПД :) хочешь эффективности - то импульсник, килогерц на 30-40 (можно и выше, смотря какая микруха и элементы), управляемый 100-200 гц шимом от микроконтроллера. Так все взрослые дядьки и делают.

Аватар користувача
homyak
* * * * *
Повідомлень: 1481
З нами з: 26.3.09 21:01
Стать: чол
Звідки: киев-шулявка

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення homyak » 9.10.13 22:38

Для чего замораживаться с понижалками,
Ето опечатка, или уже сленг поменялся ?
как-то нужно компенсировать наличие микроконтроллера.
т.е. абы втулить? Все равно что не к месту, плохо, абы втулить...
Я взялся за это дело не для того чтобы изобрести велосипед,
тем не менее, - процесс на лицо. Нет что бы взять испытанную схему ДЦ-ДЦ, - вы придумываете свою.
просто хочется получить какой-то опыт для себя
Может лучше не какой - то, а правильный?

По делу.
Повторюсь еще раз. Посмотрите типичную схему ДЦ-ДЦ преобразователя. Там полевичек, контроллер, диод, индуктивность, нагрузка, емкость. Понимаю что Вам интересно все же что то сделать самостоятельно, - посему не предлагаю использовать готовую микросхему. Поставте место нее МК. Ту же тиньку. просто дросель позволит получить более ровную вольт- временную характеристику. Также я б заложил обратную связь сразу в схему. Понимаю, - в первой версии кода не получится ее задействовать, но дальше - позволять управление не от 10%.....90% ШИМ, а 0...100% разрешенного тока на светодиоде. что более правильно. Ибо без обратной связи даже не компенсировать падения напряжения на подсевших элементах питания... Та схема ШИМ, которую Вы попытались использовать применима лишь в случае ( по моему скромному мнению ): а) Индуктивной нагрузки. б) когда нагрузка нормально рассчитана на напряжение источника питания.

P.S. Несколько раз использовал схему, которую предложили вы, с двумя поправками: Светодиоды были маломощные и они были подключены последовательно с резистором который выбран из расчета Vсс
Некоторые велосипедисты не надевают шлем, потому что у них в голове и так пенопласт.

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 10.10.13 21:13

http://www.youtube.com/watch?v=K5sRfUlEVYI

Есть 3 режима свечения, 100%,70%, 35% + регулировка этих значений до 0 подстроечным резистором, например, можно задать яркость 75% от полной мощности в режиме 100% свечения, тогда в режиме 70% светить будет не на 70% а на 70%-25%.
Ну и стробоскоп. Возможно добавлю SOS(... --- ...).
Естественно при отключении и подаче питания меняется режимы.
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
HWman
* *
Повідомлень: 76
З нами з: 11.7.13 01:59
Skype: tipa_ya123
Стать: чол
Контактна інформація:

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення HWman » 11.10.13 00:34

Кстати, если в темноте смотреть боковым зрением то таки мигание как бы заметно...
Кстати, кондёр убрал от греха подальше, пока и так рулит,транзистор реально холодный, даже после почти двух часов тестирования.

Сейчас вот думаю как научить МК измерять напряжение питания, такой трюк увы не прокатит http://www.stepwood.com/avrsuite/2013/0 ... ntrollera/
Ускладнювати просте - просто...

Аватар користувача
homyak
* * * * *
Повідомлень: 1481
З нами з: 26.3.09 21:01
Стать: чол
Звідки: киев-шулявка

Re: Велофара 3.7 В.

Повідомлення homyak » 11.10.13 13:21

Сейчас вот думаю как научить МК измерять напряжение питания, такой трюк увы не прокатит http://www.stepwood.com/avrsuite/2013/0 ... ntrollera/
вот перед глазами даташит на тини13, и не пойму почему она не может работать от встроенного опорного напряжения 1,1В. ( Даташит, пункт 14,6,2 )
Прихований текстпоказати
14.6.2 ADC Voltage Reference
The reference voltage for the ADC (VREF) indicates the conversion range for the ADC. Singleended channels that exceed VREF will result in codes close to 0x3FF. VREF can be selected as either VCC, or internal 1.1V reference. The first ADC conversion result after switching reference voltage source may be inaccurate, and the user is advised to discard this result.
так что вполне. А с чего вы взяли, что данное не возможно на тиньке? Не из коментариев ли ? Дык перед тем как делать поспешные выводы, стояло бы разобратся о чем вообще разговор велся. В коментариях обсуждали не каналы референсного напряжения, а канлы измеряемого напряжения. И товарищь admin - правильно сказал, что 1:1 копировать код нельзя с меги на тиньку, потому как у тиньки количество измеряемых каналов меньше.. Нужно код править.. Про опорное напряжение там речи не было...
Некоторые велосипедисты не надевают шлем, потому что у них в голове и так пенопласт.


Повернутись до “"Велофара власними руками"”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 1 гість