Сказ о том, как переделать десятериковую шимановскую манетку под новомодные 11 скоростей.
В новом сезоне хотелось поставить сингл спереди, но оной шаг упирался в проблему недостаточного диапазона передач. Если с кассетой 11-36 поставить звезду на 32, то с горем пополам получилось бы выкручивать тяжелые апхилы, но при утилитарной езде по городу этого откровенно мало. На выходе имеем чисто кантрийный велик. Если же воткнуть спереди звезду на 34-36, то раскрутить такую передачу мне попросту не хватило бы сил.
Самое простое решение - выбросить из середины кассеты одну звезду и поставить вместо нее расширитель. Нормальный рабочий вариант, но в середине кассеты появляется провал - не страшно, но неприятно.
На ковыряние манетки долгими зимними вечерами вдохновила заметка бешеных белорусов. Белорусы реально бешеные, чего стоит только их фетбайк-амфибия... ну да речь не об этом, хоть чтиво и занятное.
Итак, теоретическая возможность понятна. На зубчатом колесике, отвечающем за количество передач, есть запасной зуб под одиннадцатую, нужно просто подрезать пластиковый упор, не позволяющий колесу идти дальше.
Пациент - shimano zee sl-m640, по всем признакам суть тот же slx, который колупали белорусы, просто надпись другая.
Снимаем заднюю крышку. Под нею видно зубчатое колесо и белая пластиковая деталь под ним. Задача номер раз - добраться до этой пластмаски. Увы и ах, просто так снять вторую часть внешнего корпуса нельзя, для этого необходимо полностью разобрать манетку.
Разобрать несложно. Механизм собран на сквозной оси и зафиксирован гайкой. Разгибаем контрящие гайку лапки на верхней пластине, откручиваем саму гайку (почему не применена самоконтрящаяся гайка - тайна великая есть), поочередно снимаем все детали. Запоминаем порядок - нам это потом обратно собирать. Врыв-схема на сайте шимано нам не поможет - возможность снятия чего-либо помимо крышки корпуса внезапно не заявлена. Грусть-печаль.
Аккуратно раскладываем, чтоб ничего не потерялось.
Манетка в разобранном виде:
То самое зубчатое колесико с пластиковой деталью. Красным отметил стопор, который и нужно частично ампутировать. Полностью нельзя, так как там же находится крепление троса переключения.
Для удобства частично собираем механизм на ось, но уже без корпуса. Теперь хорошо виден упор, в который упирается выступающая часть пластмассовой детали. А также то, сколько нужно подрезать. Ну и работоспособность сразу же проверить можно. Фото сделано уже после подрезки.
Пластик очень твердый, даже с острым ножом нужно приложить значительное усилие.
Теперь остается только собрать манетку в обратном порядке. Из нюансов - там три пружинки, важно правильно заправить их концы в упоры. Все интуитивно понятно, детали ставятся единственно возможным образом, но пару сделанных в процессе разборки фото упростили процесс.
Вторая серия о кассете вероятно будет, как дойдут руки.