это две разных задачи, которые в вилке (и, вообще говоря, в амортизаторе) решаются двумя разными элементами:если не трудно, объясните, пожалуйста (или дайте ссылку) как именно масляный картридж гасит вибрации и для чего, вообще, нужен демпфер.
1. пружина. при получении удара снизу в колесо пружина сжимается, таким образом, поглощая удар. чем больше отношение массы подрессоренной (над пружиной) к массе неподрессоренной (под пружиной), тем меньший импульс при этом получит подрессоренная масса и, соответственно, тем меньший толчок будет почувствован руками или задом. в связи с этим конструкторы всегда ведут борьбу за снижение неподрессоренной массы в любых подвесках любых транспортных средств, от великов и мотоциклов (посредством вилок-перевертышей, например) до танков.
2. демпфер. демпфер занимается тем, что замедляет разжатие пружины. если этого не делать, то вся энергия, полученная от удара и запасенная пружиной, сторицей воздастся в руки или зад, что обычно бывает очень и очень ощутимым. можно вылететь из седла или поиметь проблемы с удержанием руля. демпфер же эту вредную энергию переводит в нагрев масла, делая разжатие плавным и незаметным. технически это реализовано клапаном, через который в одну сторону, при сжатии, масло протекает без препятствий, т.к. клапан открыт, а в обратную сторону, при разжатии, клапан закрывается, оставляя узкую щель или отверстие, через которое масло протекает медленно, тем самым замедляя разжатие.
это базовый принцип работы. на практике добавляются разные фичи типа регулируемой скорости отскока (ширина щели для протекания масла при разжатии), возможности затупить сжатие (аналогичный принцип) и так далее.
в пружинно-эластомерных вилках демпфер как таковой отсутствует, отсюда вытекает их малая пригодность для использования в качестве амортизатора.