Идея.
Первоначальная идея посетить на праздник Пасхи Молдову принадлежит Sergio. В последний день киевской выставки Велобайк 2007 собралась группа желающих посетить эту соседнюю, но пока еще совершенно незнакомую, страну. Sergio уже к этому времени разработал примерный маршрут, и перед картой показал и рассказал все нам. Идея нам понравилось, и вскоре мы уже поехали на вокзал за билетам. Но, несмотря, на то, что до поездки еще был почти месяц, мы смогли купить до Могилева только 4 билета (из необходимых 5-ти). Время шло, билет так и не появлялся в продаже, не было возможности его приобрести даже через платный заказ билетов. Но буквально за несколько недель до поездки, от участия отказалась одна девушка, да и у самого Sergio поменялись обстоятельства и он предложил нам ехать без него и взять на себя всю дальнейшую организацию поездки. Немного посовещавшись, мы решили все таки ехать, и взяли у экс-организатора все материалы по поездке. На свободное место пригласили нашего старого походного товарища Серегу, а также к нам решил присоединится еще знакомый Марка, одессит Игорь.
Организация.
Почему то группа решила возложить на меня часть функций организатора, и я попытался прозвонить гостиницы в потенциальных местах ночевок. Первоначально, по плану Sergio необходимо было ехать по маршруту Могилев-Подольский – Бельцы (ночевка) – Унгены – Кишинев (2 ночевки) – Котовск. Но за неделю до поездки маршрут менялся по нескольку раз на день. Сначала у нас возникла проблема с заказом мест в гостиницах в Бельцах и Угненах. В связи с этим начали обсуждать возможность взять с собой дополнительно палатки, корематы и ночевать на природе. Но за несколько дней до отправления, прогноз погоды пообещал нам 5 градусов мороза ночью. В связи с чем от идеи ехать с палатками мы отказались. После многочасовых консультаций с нашими молдавскими велотоварищами (MXC и компанией) мы остановились на окончательном маршруте Могилев-Подольский – Бельцы (ночевка) – Кишинев (2 ночевки) – Котовск.
Начало пути.
И вот мы вчетвером едем из Киева в поезеде, а наш пятый украинский участник Игорь должен встречать нас в Могилеве-Подольском. Но в этой поездке в последний момент все менялось не только у организаторов, но и у самих участников. Игорь каким то образом умудрился таки взять билеты на наши поезд до Могилева, и сделал нам сюрприз, заявившись к нам в купе.
Примерно в 9 утра в пятницу мы выгружаемся из поезда, собираем байки, едем в центр города, меняем валюту на Леи, закупаем воду и минимальный набор провизии. С молдавской стороны границы нам уже звонит компания из трех молдавских байкеров, которые специально приехали туда на автобусе, что бы встретить нас и совместно покататься. Пересекаем границу спокойно, через пешеходный переход, проходим по мосту через Днестр, и уже в живую знакомимся с MXC, Demon и Boyd. Ребята героически ждали нас на границе почти 4 часа и как только наши группы объединились мы сразу начали подыматься на первый холм по дороге ведущей к первому дню путешествия.
День первый.
Немножко полюбовавшись видами Днестра, группа координирует свой маршрут и начинает свой путь в сторону города Бельцы по довольно приличному асфальту. Но очень быстро обнаруживается, что в правой манетке на велосипеде Игоря раскрутился крепежный болтик, и где-то на дороге отвалились и потерялись некоторые ее запчасти. Но Игорь, как настоящий спортсмен, решает продолжать путь, выставляет передачу на средней звезде кассеты и продожает путь, имея в распоряжении только три передачи спереди. К его чести, надо заметить, что он как витруоз Поганини, на таком неполноценном «инструменте» прекрасно «отыграл» все спуски и подъемы нашего пути по Молдове.
Жадные глаза штурмана Марка и компании искали и вскоре нашли шикарную грунтовочку, по которой нам предстояло сегодня пройти довольно длинный путь. Все желающие на хардтейлах смогли вдоволь погоняться на расколбасах с двухподвесом. После очередного экстремального спуска, где чуть не кувыркнулось пару человек, прилив адреналина решили загасить небольшим перекусом. Спрятавшись от сильного ветра, спустились ниже дороги и сели неподалеку от огромной кучи навоза. Хотя даже такое соседство совершенно не способно помешать поесть проголодавшемуся байкеру.
Дальнейший путь ознаменовался бешенным попутным ветром. Сначала мы долго неслись по прямой, как стрела, грунтовой дороге, пересекая поперечные грунтовки и асфальты. Когда же группа выбралась на асфальт, из-за того же попутного ветра, крейсерская скорость выросла до 40-50 км/час и наверное выросла бы еще, если бы на наших велах были шоссейные звезды.
Постепенно приближаясь к Бельцам группа стала все больше растягиваться на подъемах, и буквально за 10-15 км. от города мы сделали очередной привал и немного поматрасили. Продолжив путь, вскоре увидели Бельцы, и понеслись вниз по дороге, посыпанной крупной щебенкой. В конце этого несколько-километрового спуска у многих просто болели руки другие части тела от такой бешеной тряски, но зато мы уже въехали в город.
Вскоре нашли гостиницу, которая раньше называлась "Бесарабия", там нас уже ждали, и мы заселились в 3 обычных номера по два человека, и в один двойной номер Люкс, ради желанного душа. Общую сумму разделили поровну на всех, и с человека получилось примерно по 122 леи. Переодевшись, и по очереди приняв душ, всей компанией пошли ужинать в Andy’s Pizza, где поглотив по килограмму-полтора разнообразной пищи, запив ее вином и пивом, совсем расслабленные потянулись назад в гостиницу. Кто то сразу пошел спать, а некоторые активисты, побаловавшись домашним абсентом, пошли еще побуянить в весеннюю ночь.
День второй.
Поднявшись около восьми, съели невзрачный завтрак, который входил в стоимость проживания, и проведя небольшое ТО велов, выдвинулись в самый длинный и сложный маршрут всего похода. И снова мы летим по трассе, подгоняемые ветром в спину, пока возле одного из сел не находим наш поворот на грунты. Пополнив запасы воды и съестных запасов выдвигаемся на штурм очередных холмов.
Очень приятно видеть, как заботливо относятся местные жители к деревьям даже в лесополосах. Продвигаясь по дорожке между полями, разделенными рядами орехов, видим кучки аккуратно сложенных обрезанных веток. В какой то момент, штурманы решают срезать дорогу и мы поворачиваем в сторону, проезжаем мимо болотистого луга. Я и Марк оказываемся самыми хитрыми, не хотим объезжать этот луг по периметру и начинаем месить грязюку, после чего мой двухподвес приобретает почти красивый налет грязи. Немного покружив, возвращаемся на твердую грунтовку.
Наш путь проходит через множество сел, кое-где мы советуемся с местными как нам лучше проехать. А на горизонте уже появляются высокие холмы, схожие с украинским Прикарпатьем. В одном из сел мы спускаемся с каменистой грунтовки в овраг и устраиваем привал с перекусом. Мимо на бешенной скорости проносятся телеги, и бес снижения скорости вписываются в поворот, а колеса у этих телег деревянные, без покрышек. И как у них только не разваливаются эти телеги…
Дальше наш путь проходит по очень красивым холмикам. Но Людася замечает, что на соседнем холме почему то много какого то черного и белого мусора, типа разбросанных целлофановых пакетов, и ветер гоняет эти пакет по холму. Но когда мы присматриваемся, оказывается это просто пасутся черные и белые овцы! И иногда они бегают по склону, подгоняемые пастухом.
Рано или поздно, мы снова выходим на асфальт, и снова катаемся на американских горках молдавских холмов. Один из таких холмов оказывается очень крутым и затяжным. Форсировав его, и спустившись вниз через села мы понимаем, что по сути уже прошли все большие горки этого дня, дальше нам предстоит практически пологий участок асфальта до Кишинева. Группа выстраивается в пелетон и делится «по интересам», кому-то хочется погонять, а кому то уже хочется двигаться более спокойно.
И на этом, казалось бы, спокойном участке пути происходит самое смешное событие дня. Я еду по обочине, и как-то, совсем по-дурацки, цепляюсь передним колесом за высокий край асфальта, теряю контроль и лечу через руль. Как там группировалось и кувыркалось мое тело я не помню, но когда я кувыркнулся и встал на наги, не обнаружил у себя особых повреждений, но зато руль велика вывернуло на 90 градусов, а переднее колесо приобрело форму знака бесконечности. Сначала мы посмеялись из-за руля, когда повернули его на 90 градусов, но как оказалось не в ту сторону, и горилла манитушной вилки начала смотреть вперед. Поржали, перевернули обратно. Потом мы с Игорем взялись ровнять восьмерку колеса. Сам обод решили ногами не гнуть, а ограничились подтягиванием спиц. За пол часа нам удалось только усугубить ситуацию, после чего я поменялся с Марком покрышкой, что бы хоть колесо не затирало по вилке. Когда мы попробовали ехать, у всех кто видел мое колесо, начиналась просто истерика. Но что бы хоть как-то почувствовать атмосферу надо все-таки смотреть видео, отснятое Серегой. Но, на удивление, колесо катило хорошо, и я спокойно ехал в группе, не отставая от лидеров.
Так мы докатились до темноты, и уже в сумерках смотрели на водохранилище перед въездом в Кишинев. В начале города мы простились с парнями Demon и Boyd, и через весь город покатили домой к гостеприимному Максу. По дороге заскочили в супермаркет, и распихав по рюкзакам запасы еды и выпивки, уже на первых передачах подымались в последние подъемчики перед домом Макса. Не знаю откуда взялось желание еще что то готовить, но ближе к полуночи мы еще сидели на уютной кухне и поглощали еду.
День третий.
С утра я поехал к другу Макса в мастерскую Giant, где мастер при помощи киянки и такой то матери (шучу) привел в ровное состояние мой обод, подтянул спицы и провел еще небольшое ТО велика. За это время я потусовался по просторному залу магазинчика, просмотрел ролик о местной велогонке, который любезно показал мне местный продавец и даже дал какие то советы покупателю, который только что приобрел себе новенький вел.
Дело происходило в праздник Пасхи, и гостеприимство молдавских парней меня снова поразило - мастер наотрез отказался брать деньги за работу. Пришлось долго благодарить мастера и просить Макса потом передать ему деньги за хорошо сделанную работу.
Моя группа решила никуда пока не ехать и дожидаться меня, но я в этот день чувствовал какую то болезненную слабость, кашлял и т.д., вобщем я остался в Кишиневе, а группа решила поехать покататься за Кишинев к «дубам» по специальному треку ГПСа. За это время я с Максом посетил магазин, и он порекомендовал мне какие вина нам лучше взять с собой для подарков в Украину. В результате я загрузил вкусными напитками полный рюкзак. Еще попозже мы побродили с Максом по Кишиневе в поисках работающей кафешки или фаст-фуда, и нашли нечто устраивающее нас только примерно с десятой попытки. В эти праздники Молдова и Кишинев были как вымершие, многие поуезжали праздновать этот семейный праздник к родителям.
Моя группа немного поблукала Кишиневу и окрестностям, и в результате они успели только выехать к точке начала трека. Но зато они нашли себе красивое местечко, где и устроили шикарный матрас. Вернулись в Кишинев они уже затемно, и кушать отказывались наотрез. Мы посидели немного за чайком, и только немного пригубили вкусное домашнее вино Макса.
Когда ложились спать, Серега и Игорь захотели превратиться в бабочек, и одев коконы спальников, Серега даже решил взлететь. До небес он не долетел, но до плафона люстры дотянулся. Снова будет с чего посмеяться, когда будем вспоминать эти дни.
День четвертый.
С утра собирались не спеша, пока приготовили покушать, собрали вещи, сделали ТО великов, было уже около 11. А для того что бы нас провести до границы еще с 7 утра уже не спало пару велотоварищей. Но вот Макс передает нас «из рук в руки» новой группе проводников и прощается с нами.
Мы по каким то интересным задворкам Кишинева выезжаем за его пределы на автостраду, проезжаем по ней немного и сворачиваем на второстепенную дорогу, что бы по пути заехать к красивым горкам, обрывам с пещерами и роще с облагороженными колодцами. Когда начинаем ехать по холмистой трассе в сторону Приднестровья, я чувствую что я еще не совсем выздоровел и с рюкзаком, перегруженным коллекционным вином начинаю тормозить группу. Один из молдавских парней предложил мне положить рюкзак на его багажник и почувствовал значительное облегчение и прирост скорости.
Вся дорожка к Приднестровью (кто-то назвал ее Полтавским шоссе) проходит по цепочке спусков подъемов. Места конечно красивейшие, даже весной, когда в природе еще преобладают серые послезимние тона. Но мы доезжаем до последнего холмика, садимся отдохнуть на специальных лавочках возле стола, и жуем конфеты ириски. Я только здесь обнаруживаю, что у меня после установки переднего колеса затирает ротор. А я то списываю свою медленную скорость сегодня на болезненное состояние… Отрегулировал тормоза и мы помчались дальше. Сидя на колесе у ребят быстро пролетели сады и виноградники до самого Днестра.
Пограничный пункт ПМР мы прошли быстро и без каких-либо осложнений. Но уже за его территорией у Людаси начала болезненно трещать каретка. Для ее разборки инструмента у нас, конечно же нет, и мы ограничиваемся заливанием в нее масла для цепи. Надо сказать, что до украинской границы треск постепенно прошел, а на родной территории вообще пропал.
Более равнинную часть дороги по Приднестровью мы пролетаем очень быстро благодаря опять же попутному ветру. Почему нам так повезло с ветром, даже не знаю. Но ветер был достаточно сильный, о чем могут свидетельствовать провожавшие парни, ведь им то еще предстояло возвращаться назад, в Кишинев.
Нашу границу проходим тоже очень быстро и безпроблемно, хотя штамп о выбытии из Молдовы в наши загранпаспорта нам так и не поставили.
По нашей территории едется достаточно легко, правда отсутствие колодцев и сел с магазинами меня немного смущало из-за жажды. В первом селе с загадочным названием Красные Окны мы закупились едой и водой, немножко перекусили и поехали в сторону Котовска. На выезде встречаем кафешку с почти велосипедным названием «Едем» (по-украински «Эдем»).
Уже на самих подъездах к конечной точке нас чуть не сбил какой то обезбашенный пацан на убитом запорожце. На пустой дороге вышел на встречную и пролетел мимо нас в десятке сантиметров. Не приятный момент, но мы довольно уставшие, и даже лень бурно реагировать по этому поводу.
Последний подъем перед Котовском и мы неспешно катимся по городку в сторону дома Игоря. Он любезно пригласил нас провести лишних 3 часа до поезда в его квартире.
Пока варились пельмени, мы валяемся на полу на ковре и смотрим видео о его турпоездке в Непал. Приходит время, и мы едем на вокзал, и как раз приезжает наш поезд. Проезжаем по перрону к нашему вагону, за что нас не сильно ругает милиционер, спокойно погружаемся в поезд, и в полудреме проводим часы перед сном.
Я долго себя мучаю, пытаясь снять покрышку Марка с моего обода без бортировок, на использование ложек от чая не соглашаюсь, но таки снимаю эту тугую покрышку. Постепенно все расползаются по своим койкам и спальникам и на это последний день похода заканчивается.
Эпилог
Киев встречает нас лужами и моросящем дождиком, мы разъезжаемся по домам, и уже начинаем готовиться к покатушкам и следующим походам апреля, но в сознании остается воспоминание о теплом приеме друзей в южной соседней Молдове. А еще закрадывается мысль, а почему это раньше Велокиевляне так редко ездили в Молдову? И на ум не приходит ни один серьезный аргумент против таких походов. Значит мы еще обязательно вернемся!
Фото (автор Serega):
http://195.234.68.110/~mark/Moldova/Photos/
Видео (автор Serega):
http://195.234.68.110/~mark/Moldova/Videos/
