Новая Зеландия - очень красивая и разнообразная страна, прекрасное место для велопоходов.
Но есть много специфических сложностей, с которыми столкнется каждый велотурист: дороговизна, погода, частная собственность.
1. Всё очень дорого.
Я поставил этот пункт на первое место, поскольку из него вытекает много следствий. Если у вас в кармане есть лишних

Кемпинги дорогие (государственные 5-10$, но они находятся вдали от интересных мест, частные 20-70$; отели/хостелы - от 50$ за комнату ...), ставить палатку вне кемпингов нельзя. Штраф 200$, повторный штраф -

Как с этим бороться?
- иметь с собой 20000$ (на штрафы или на отели)
- быть суперлосями, чтобы была возможность проезжать в день/каждый день ~150 км от одного "дешевого" кемпа к другому
- прятаться ночью в лесах (с этим есть 2 проблемы: вся земля в НЗ - частная собственность, всё !!! огорожено заборами и все в НЗ "стучат"). Решением проблемы может быть приезд на место ночевки уже затемно, и отъезд рано утром.
- подъезжать на автобусах (но тоже не дешево)
Кемпинги искать и букать удобно здесь: https://www.rankers.co.nz/respect
Еда дорогая, ввоз _своей_ еды в страну запрещен (штраф от 400$).
Кафешек и ресторанчиков с адекватными ценами нет (простенький ужин в китайском ресторанчике на 4-ых у нас выходил на 80-100$), обед в китайской забегаловке - 25$.
Бутылированная вода стоит от 1$ до 5$ за 0.5л, в зависимости от места (вода в стране чистая, можно пить из под крана, но не везде. Там где нельзя - цена в соседнем магазинчике будет по 4-5$ за 0.5л).
Маленькие магазинчики в поселках представляют очень скудный ассортимент товаров, для нормального велотуриста там есть нечего.
Обычно туристы везут еду (сушеные супчики, крупы, консервы) с собой. Но в Новую Зеландию - нельзя - досмотр на таможне очень качественный.
Гречку ввезти возможно можно, но будут вопросы. Фрукты/овощи/сушеные овощи - категорически нельзя - гарантированно штраф.
Решение проблемы - продукты нужно покупать только в больших супермаркетах или на фермах.
Фермы продают фрукты/овощи по сравнительно гуманным ценам (Для примера: в сезон, черешня в супермаркете 24$ / кг, на ферме 8$.)? но они расположены в непредвиденных местах - если повезет и встретите на пути ферму с магазинчиком - то гарантированно нужно закупать провизию.
Транспорт дорогой
Прокат _хороших_горных_ велосипедов - неадекватно дорогой. Нужно везти велы с собой.
Автобусы - приемлемая цена, если покупать билеты заранее (за 0.5 года есть фиксированные тарифы по 1$ - 10$), если же покупать на завтра - то зависит от расстояния (20-100$).
Провоз велосипедов всегда платный (10-20$ за вел). Все автобусные компании без проблем принимают велосипеды в багажное отделение, иногда требуется зачехлить велосипед.
Особой проблемой является необходимость покупать билет на автобус заранее, т.к. вот так просто остановить автобус на остановке нельзя.
Самолеты - очень хороший вариант для добирания на старт маршрута и перелета с острова на остров. Если покупать билеты заранее - то цена Auckland -> South Island будет от 50$.
Стоимость провоза вела в самолетах зависит от авиакомпании. Мы летали JetStart - при покупке билетов докупили килограммы (+25 кг к обычному, 17usd), велы вошли в эту стоимость как обычный багаж.
Но с провозом велосипедов на самолете есть другой важный нюанс: в некоторых аэропортах не принимают велосипеды в "мягкой упаковке". Обязательна картонная коробка.
У нас перелет Auckland - Dunedin прошел без проблем (как всегда - колёса сняли, руль повернули, педали открутили, вел в чехол и всё).
А вот перелет той же авиакомпанией Christchurch - Wellington прошел не так гладко: в аэропорту потребовали упаковку велосипедов в картонные коробки (Само собой коробок у нас не было, а до вылета оставалось 1.5 часа).
Но предприимчивые новозеландцы в аэропорту продают специальные коробки для велов: 30$/коробка. Альтернатив не было - купили коробки.
Паром с северного острова на южный - платный для всех, ~50$/чел. Велосипеды - возможно бесплатно.
Мы паромом не пользовались, т.к. суммарно паромный вариант (включает добиралово до парома на автобусе) получался дороже самолетного.
Автостоп в стране не работает. Мы были свидетелями того, как в туристической деревне mnt.Cook под проливным дождем стояли мальчик+девочка автостоперы. Они ждали "попутку" минут 50, за это время там проехало более 100 машин с местными и иностранными туристами... Никто даже не останавливался. Второй случай - на северном острове мы подобрали на оживленной трассе автостопера, который более 3-ех часов ждал попутку.
За деньги везти также никто особо не хочет - один раз мы искали машину 5 часов, уехали за 400$ (70км), второй раз - час поисков "дал" нам машину на 20км за 100$.
Национальные парки, гейзеры, экскурсии, - всё платно и дорого (в отличии от Исландии - где доступ к природным достопримечательностям бесплатный).
2. Погода
Погода очень жесткая (жестче чем в Исландии).
Если жарит солнце - то это +40 и все открытые участки тела сгорают моментально. Нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать крем и одежду с длинным рукавом, бонданы...
Если ветер - то это ураганный, шквальный до 100 км/ч. Если в какой-то день у вас встречный ветер такой силы - то нужно или пережидать, или подъезжать транспортом или менять маршрут.
У нас 2 раза был встречный ветер такой силы: один раз не получалось даже идти пешком против ветра, второй раз - "проехали" 7 км за 1.5 часа.
Если ветер попутный - то всё прекрасно 40-50 км/ч - без особых усилий, изредка подкручивая педали.
Ветер может быть в любом месте, но преобладают ветра северо-западного направления.
Дождики более предсказуемы: юго-восточная часть южного острова существенно более сухая чем западная (Южный остров разделяется по вдоль горной системой).
Поэтому на юго востоке если дождики и будут - то это или кратковременные ливни или обычные моросящие дожди.
На северо западе южного острова дожди идут постоянно.
Для "борьбы" с погодой рекомендуется как можно чаще сверяться с прогнозом погоды по местным сайтам (прогнозы у них очень точные) и планировать следующие дни на основе этой информации.
3. Частная собственность
Это особенная проблема в стране. Там всё частная собственность. Абсолютно все (!!!!) поля/горы перегорожены заборами и там пасутся овечки.
Из этого следует особая проблема, состоящая в том, что почти все грунтовые дорожки находятся в частной собственности фермеров.
Дорожки перегорожены/закрыты заборами и местные очень негативно относятся к нарушению и "проникновению" на их территорий.
У нас было 3 случая "конфликтов" на этой почве: 2 раза я фотографировал объект, находящийся на территории частной собственности (дом и сеновал), в итоге по 20-30 минут беседовал с собственниками, объясняя что я "просто сфотографировал", 3-ий раз - меня выгнали из веломагазина, за то, что я ничего не покупая там более 10 минут стоял с айфоном/гуглил изучая дальнейшую дорогу (в то время, как на улице шел дождик).
Изучая другие велоотчеты по Новой Зеландии я не раз сталкивался с критикой частной собственности в НЗ даже от немецких и американских велотуристов.
..........................................
Передвигаясь на автомобиле, как и большинство туристов в НЗ, вы не столкнётесь ни с одной из этих сложностей.
Южный остров мы проехали на великах и "немного" устали от всех эти новозеландских особенностей. Северный же остров на машине оставил совершенно другие приятные впечатления.
..........................................
4. Другие полезные замечания по стране
- Южный остров более красивый чем северный. На южном очень много озер, фьордов, ледников, масштабный горный хребет, обалденно чистые изумрудные реки...
- На северном острове есть _всего_ 2 красивых вулкана, парк с гейзерами rotorua и интересная лавовая местность между двумя вулканами.
- На северном острове очень большой трафик. Я вообше не рекомендую туда соваться на велосипеде.
- В Новой Зеландии много красивых трекингов, но большинство из них платные - вы не можете ставить на треке палатки, ночевать можно только в домиках (бронируются заранее).
- Также есть много отдельных интересных велотрейлов. Предполагается такая модель их использования: вы приезжаете на машине, оставляете её на стоянке, едите велотрейл и возвращаетесь назад. Или покупаете тур по велотрейлу.
- Встречаются особо интересные велотрейлы, где обязательным является платный вертолётный трансфер через реку, потому что там нет и не может быть моста (http://a2ocycletours.co.nz/a2o-trail/mt ... r-station/) ,
- Интернет очень дорогой, даже если вы останавливаетесь в отеле за 400$/ночь, вы должны дополнительно покупать мегабайты или время в сети. Логичнее и дешевле покупать мобильный интернет, сразу в аэропорту Auckland.
- Из еды вкусный только хлеб, черешня, помидоры черри и молочка. Всё остальное какое-то ненатуральное.
- На южном побережье (DUnedin, ...) питаться вообще негде: во всех кафешках едят Fish & Chips, вместо чая пьют кока-колу.
- В стране везде ОЧЕНЬ чисто. Везде.
- Новозеландцы щепетильно охраняют и заботятся о природе.
- Честный народ. Нет воровства, можно оставлять велики с баулами в любом месте и идти гулять.
- Понравилось, как оборудуют национальные парки их информационное составляющие. Везде прокладывают дорожки, ставят шелтеры (домики от дождя), туалеты, мосты в парках.
- Символ Новой Зеландии - птица Киви. За 28 дней мы её ни разу не видели. (можно было посмотреть за 25$ с человека на одной из ферм).