Вся информация выглядит так, что все всё понимают, и обсуждение сводиться к "витанию в облаках". Чего я НЕ НАШЕЛ - простой, и бы сказал тривиальной инструкции, которая помогла бы рядовому райдеру разобраться в настройках вилки.
(очевидно что информация будет актуальна и для других моделей).
Прошу поддержать данную идею, и делиться на данной ветке своим опытом или чужим (желательно с указанием ссылок). Я же всю информацию\советы\рекомендации буду копировать в первый пост. Надеюсь получить некий коллективный мануал.
О принципах работы и преимуществах Dual Air можно почитать тут.
___________________________________________________________________
Rock Shox Reba RL/RLT 2012
Ход 100 мм. Dual Air. Демпфер Motion Control RL.
Регулировки:
Версия RL: скорость отскока, низкоскоростная компрессия до блокировки (локаута), давление отдельно позитивной и негативной воздушной камеры.
В версии RLT: скорость отскока, низкоскоростная компрессия до блокировки (локаута), флудгейт, давление отдельно позитивной и негативной воздушной камеры.
Важный вывод, который я сделал, перечитав много инфы: не существует единой схемы определения правильных настроек вилки. Для разных велосипедов, предпочтений велосипедиста, типа трассы настойки всегда будут отличаться. Общий совет - на начальном этапе нужно пробовать различные настройки. Можно составить простую табличку и записывать настройки до покатушки, а после записывать впечатления. При этом не нужно менять настройки во время катания - лучше прочувствовать вилки на протяжении всей покатушки. После 5-6 повторений начинаешь "понимать" вилку и понимать что нужно именно тебе.
Настройка пружины
Накачиваем до необходимого давления отдельно позитивную (левая нога, клапан шредера сверху) и негативную ((левая нога, клапан шредера снизу)) камеру воздушную камеру вилочным насосом.
ВАЖНО: вначале нужно накачать позитивную воздушную камеру, а затем негативную. При необходимости спустить давление, нужно делать наоборот - вначале спускать негативную, а затем позитивную воздушную камеру. В противном случае ноги вилку моут прижаться к короне, и по не осторожности можно прищемить пальцы. Особенно критично при полном снижении давления. (отредактировано по информации от homyak и aquarius).
Советы по определению "правильного" давления:
На начальном этапе - закачивать одинаковое давление в позитивной и негативной камерах. Тонкая настройка за счет разного давления в позитивной и негативной камеры описана ниже.
1. Официальная рекомендация производителя - настройка давления согласно таблице на левой ноге. При этом вилка получается довольно жесткая.
2. Вторая официальная рекомендация производителя - настройка путем выставления нужного уровня сега (сег - уровень, на который "проседает" под весом велосипедиста в состоянии покоя; измеряется в процентах от полного хода вилки). Схема описана в инструкции на сайте http://www.sram.com/service - можно скачать по этой ссылке (на английском). Данная инструкция актуальна для вилок 2001-2012 годов выпуска.
Согласно официальной рекомендации уровень сега должен быть в пределах 10-40% (некоторые рекомендуют 20-30%) от хода вилки. Простыми словами - меньший сег (=более высокое давление в пружине) - вилка более жесткая, больший сег (=менее высокое давление в пружине) - вилка более мягкая. Желательно избегать крайностей в настройке сега, т.к.:
- если сег очень большой - вилка еще более мягкая, но при этом часть энергии от педалирования уходит на "раскачивание вилки", вилка сильнее приседает на крутых спусках;
- если сег очень маленький - вилка очень жесткая, и переднее колесо не "держит" дорогу: про появлении ямы на скорости вилка должна выпрямиться и "выстрелить" в ямку, но при недостаточном сеге колесо остается в воздухе.
Для измерения сега нужно накачать вилку до определенного давления (например, согласно первому совету), отключить локаут, самостоятельно или с помощью товарища сесть на велосипед, и несколько раз не сильно нажать вилку. Далее нужно опустить в самый низ резиновое колечко на правой ноге и аккуратно слезть с велосипеда. Вилка выпрямиться обратно, а резиновое колечко покажет уровень проседания вилки. На вилке RS Reba на правой ноге нанесена шкала, с помощью которой и удобно определить уровень сега (важно: шкалы две - черная для вилок с ходом 100 мм, и "прозрачная" для вилок с ходом 80 мм. Нужно смотреть на шкалу, которая соответствует ходу вашей вилке). Если уровень сега выше чем необходимо - снижаем давление (в обеих камерах), если уровень сега недостаточен - повышаем давление (в обеих камерах).
Указанную процедуру повторяем пока не достигнем нужного уровня сега.
3. Правило 60%. Вес велосипедиста со снаряжением (одежда, шлем, рюкзак и т.п.) переводим в фунты (1 кг = 2,202 фунта), и умножаем на 60% - получаем рекомендованное давление в psi. Например, при весе велосипедиста со снаряжением 90 кг получаем давление 120 psi (90 * 2,202 * 60%).
4. Измерение максимального хода вилки. Один из наиболее интересных советов которые я нашел и которым я определил для себя "мое" давление. Установив давление одним из указанных выше способов, опускаем красное колечко (для определения сега на павой ноге) и едим кататься. После покатушки смотрим на колечка и по его положению определяем какой максимальный ход был у вилки (замеряем расстояние от колечка до короны). Если колечко было на уровне 60% хода, значит остальные 40% хода вилки "пустовало" в этом случае давление в вилке необходимо уменьшить. Если колечко стабильно почти у короны - значит давление необходимо увеличить. После нескольких повторений (качаем - катаемся - проверяем после покатушки ход - при необходимости меняем давление) определяем подходящее давление.
Основной плюс - определение давления, при котором задействован максимальный ход вилки.
Тонкая настройка пружины Dual Air
RS Reba до 2012 года включительно использует технологию Dual Air, в которой позитивная и негативная воздушные камеры накачиваются отдельно, что дает возможность устанавливать разное давление в обеих камерах. С 2013 года RS отказался от этой технологии почти во всех вилках, где раньше был Dual Air в пользу Solo Air (в которой позитивная и негативная камеры накачиваются с помощью одного клапана и обе камеры имеют одинаковое давление).
Рекомендации по настройке различного давления в позитивной и негативной камере.
Накачивая различное давление в позитивной и негативной камерах, система Dual Air позволяет сделать воздушную пружину от более мягкой ("плюшевой") до более жесткой (гоночной).
Вариант А:(согласно официальному руководству по настройке 2012 года). В этом варианте рекомендуется, что бы разница давления в двух камерах не превышала 5-15 psi.
1. Давление в в негативной камере ВЫШЕ чем в позитивной. В этом случае вилка становиться более мягкой, "плюшевой", за что многие и любят Dual Air. Важно учесть, что в этом случае увеличивается сег (негативная камера "толкает" штаны вилки вверх). Более того, уменьшается ход вилки: в состоянии покоя без велосипедиста, и даже с поднятым велосипедом четко видно, что штаны вилки "ушли" немного вверх. При этом если разница давлений в пределах 5-15 psi, изменения не критичны. Но при попытке накачать камеру сильнее, ход уменьшается еще больше, при этом увеличивается давление в позитивной камере.
2. Давление в в негативной камере НИЖЕ чем в позитивной. В этом случае вилка более жестка, более спортивная. Больше подходит для соревнований. Настройка применяется довольно редко - для достижения нужного эффекта в большинстве случаев достаточно установить одинаковое давление в обеих камерах.
Вариант Б:(Согласно инструкции пользователя 2004 года)
(отредактировано по информации от aquarius)
1. Давление в негативной камере РАВНО давлению в позитивной. Это настройка для получение мягкой вилки.
2. Давление в негативной камере на 30-40% НИЖЕ чем в позитивной. Это настройка для получения жесткой вилки.
Вывод: Принципиально оба варианта похоже: разница давления в негативной камере (при сохранении давления в позитивной без изменения) между жесткой и плюшевой вилки в варианте А - около 20-30% (например, мягкая вилка 110/125 psi, жесткая вилка - 110/95 psi), в варианте Б - около 30% (например, мягкая вилка 115/115 psi, жесткая вилка - 115/70 psi). В более позднем варианте рекомендация крайние положения сместилась в пользу более мягкой вилки. Тем не менее, методика не меняется: чем меньше давление в негативной камере по сравнению с позитивной - тем вилка становиться более жесткой и наоборот. Как уже упоминалось, нужно не боятся и пробовать различные варианты, пока не найдете свой.
Настройка скорости отскока (rebund)
Скорость отскока - скорость, с которой вилка после сжатия возвращается в исходное положение (разжимается). Регулируется вращением "крутилки" внизу правой ноги вилки. На самой ноге имеется обозначение "заяц-черепаха".
Крутим в сторону черепахи - вилка разжимается медленно. Полезно в тех случаях, когда вилка сильно и резко сжимается - например при прыжках.
Крутим в сторону зайца - вилка разжимается быстро. Полезно при "колбасе" - серии сильных неровностей, которые проходятся на высокой скорости.
Советы по определению настройки отскока.
1. Устанавливаем самый быстрый отскок (крутить до упора в сторону зайца) и больше никогда не трогаем данную настройку. Полезно при обычных покатушках и кросс катнтри. Наверное так делают почти все. Недостаток - при сильном ударе (яма, бордюр) вилка несколько выстреливает в руки. Хотя в остальных случаях вилка максимально эффективно обрабатывает неровности дороги.
2. Подбираем отскок под себя (похожий на 4-й совет по определению давления). Вкручиваем отскок до упора в сторону черепахи, катаемся по "типичной трассе". Если вилка "тупит" и на серии неровностей перестает работать (забивается) - немного крутим отскок в сторону зайца. Повторяем процедуру до достижения наиболее комфортного катания. Как правило, в итоге настройка будет где то посередине, позволяя уверенно вилке держать "колбасу" и плавно работать на больших препятствиях.
Блокировка вилки
Данная функция позволяет практически полностью заблокировать ход вилки.
Вилка блокируется либо синим переключателем на короне справа, или с помощью выносной манетки на руле (зависит от версии вилки).
Важно - даже заблокированная вилка все еще имеет небольшой ход, и это нормально. Более того - при попадании на сильное препятствие даже заблокированная вилка сработает, тем самым спасет как наездника от сильного удара в руль, таки и саму вилку от поломки.
Советы по блокировке вилки.
- на практике эксплуатации вилки RS Reba при педалировании с правильным каденсом (80-100 оборотов), вилка раскачивается незначительно. И даже при педалировании на асфальте, и небольшом подъеме (с указанным каденсом) использование блокировки особого смысла не имеет.
- при силовом педалировании, особенно с низким каденсом (например, крутой подъем, каденс ниже 60 оборотов; силовое педалирование для быстрого разгона) вилка сильно раскачивается - тогда есть смысл блокировать вилку.
Настройка низкоскоростного сжатия (компрессии) в версии RL
(отредактировано по информации от aquarius)
Данная настройка позволяет снизить скорость сжатия вилки (в противовес отскоку) в начале хода вилки при ходе вилки "на низкой скорости" - при педалировании, при смещении веса вперед при торможении или крутом спуске, а также при "приседании" перед прыжком или заходе на скорости в крутой поворот.
Регулируется положением регулятора синего цвета с надписью compression на короне с правой стороны. Имеет два крайних положения - открыто (максимальная скорость сжатия) и закрыто (вилка заблокирована). При установки регулятора в промежуточные положения от Открыто до Закрыто (вилка заблокирована) уменьшается скорость сжатия вилки ( нискоскоростная компрессия).
Регулировка производиться:
- на вилке с выносной манеткой Poplock имеется только 2 положения - Открыто и Закрыто (вилка заблокирована); фактически компрессия не регулируется
- на вилке с выносной манеткой Poplock Adjust в положении Открыто можно отрегулировать компрессию регулятором синего цвета на самой манетки. В положении Зактрыто вилка заблокирована;
- на вилке без выносной манетки регулировка регулятором на самой короне.