Пока погода нелетная, то можно и на форуме пописать.
Меня часто спрашивают -
не тяжело ли ездить с одной передачей?
как ты в горки забираешься?
когда собираешься убить колени?
почему-бы тебе не поставить перекидки и передачи?
Весь ниженаписанный текст написан исходя из практики использования сингспида для:
- ежедневных поездок на работу (20км в оба конца)
- езды в городе Киеве по друзьям и делам (50-80км за день)
- путешествий 200км за день.
Особенности езды на сингспиде.
Так уж сложилось что я изначально взял курс на односкоростной велосипед. Но в продаже из новых это были всякие "Ардис Дорожник" и им подобный 20килограмовый хлам. После обратил внимание на планетарные втулки. В итоге ко мне попал в руки велик на планетарке. Было в ней 5 передач из которых четко работали только три первые. Так что изначальная задумка собрать сингл обрела опять актуальность. Тем более что езда по ямам с задним колесом весом в 2,5 кг не очень приятна.
Почему же синглспид?
Мне ценны такие основные преимущества:
+ Более простая конструкция (нету переключателей, перекидок, кассет, и необходимости все это регулировать либо оберегать от падений)
+ Повышенная надежность элементов (толще звезды, цепь).
+ Меньшая требовательность к обслуживанию (грязная цепь на скорость езды не влияет)
+ Возможность проезжать везде при правильном подборе передаточного числа. А если подъем уж слишком крут или устал, всегда можно зайти пешком.
+ Думаешь во время езды о том куда и где ты едешь, а не как. Мозгу не надо думать какой переключать передача. При езде на многоскоростном велике чуствую себя роботом.
+ Думаешь о другом: какой маршрут выбрать, когда перед подъемом начать разгон.
~ Более высокий КПД. Это преимущество проявляется в идеальных для подобраной передачи условиях. Тоесть на относительно плоских маршрутах вам не надо все время крутить еще два дополнительных ролика и везти на себе дополнительные 500грамм груза. Но я это преимуществом считаю условно. В реальной жизни не так уж эта разница в КПД и ощутима.
+ Зонт из спиц на заднем колесе одинаковый слева и справа. Соответственно и колесо прочнее.
+ Зимой и по грязи не примерзают переключатели и не набивается гуано между звездами. Больше концентрируешься на дорожной обстановке и на чувстве баланса, дабы не убраться на своих сликах.
+ Первая кругосветка на велосипеде была сделана на сингспиде, первые турдефрансы тоже ехали на синглах. На RAAM в сегодняшние дни попадаются стальные синглы
пруфлинк. Тоесть ездить на одной передаче реально можно и далеко.
Но также с ездой на одной скорости связаны спорные моменты, которые для кого-то окажутся решающими:
- трудозатраты. Езда на сингле забирает больше сил на холмистой местности и по грунтам. Но для себя нахожу в этом скорее плюс, потому что проехав меньше, можно получить нагрузку больше. Что для шоссе и МТБ - матрасная покатушка, на сингле может вымотать нехило. Таким образом тренировочный эффект от езды выше.
- подъемы. Крутые участки могут быть испытанием. Но через некоторое время вкатываешься и уже Телиги, Краснозвездный проспект, ул. Щорса и Леси Украинки не есть проблема. В любом случае, после каждого подъема бывает спуск и можно отдохнуть.
- Езда в группе. Тут есть два момента. Первый - в горку или по пескам, грязям надо идти максимально быстро. Поэтому темп выходит рваный и из группы выбиваешься. Другой - момент при длительной езде вся группа стремится прийти к одному и тому же каденсу. Удобно в этом случае ориентироваться по впереди едущему. А если впереди сингспид, который крутит то медленно, то быстро, это может немного сбивать с ритма. Да и вообще в шоссейном пелотоне надо больше мастерства чтоб удерживаться в группе не привнося дискомфорт для других участников.
- дороговизна. Детали класса "хороший середнячок" - дороже чем у мультиспидных собратьев. Но с другой стороны и ресурс выше.
- морока с чейнлайном. Надо подбирать каретку-систему-втулку так чтобы цепь ровно стояла. Решаемо, но немного мозга и линейки для этого использовать нужно.
- рост ног и последующая зайцеподобность. Это уже дело индивидуальное и может быть такая проблема, а может нет. Решается подбором передачи и пропорциональным развитием всего тела.
~ обязательно - фиксация стопы. Никаких педалей-топталок. Туклипсы или контактные педали - обязательный пункт. Это и для коленей полезней, и в горку тянуть полегче. Также бывает необходимость в очень высокой частоте педалирования, при которой ноги будут просто слетать с топталок. Хотя это недостаток достаточно условный, поскольку на любом велосипеде при более-менее серьезном использовании актуальна фиксация стопы на педалях.
Важный технический момент! Выбор передачи (количество зубов в передняя и задняя звезда).
Ездил на 44-19, 44-16, 46-16
Сейчас катаюсь на 46-18. Средняя скорость по городу не особо поменялась, а устаю меньше и по грунтам-пескам легче. Лучше все-таки быстрее крутить педали, чем раскачивать ноги и перегружать колени.
В целом езда на сингле - это как на старом линкольне с коробкой автомат. По всем показателям вроде бы как уступаешь современным собратьям, а удовольствия от езды больше. Каждому свое.