Сторінка 1 з 2

FAQ: РАМЫ

Додано: 30.8.04 09:48
Bird
Предысторию смотреть здесь
Расскажите мне, как полному "чайнику", кто что знает про рамы. :)
1. Какая бывает форма рам и для каких целей что предпочтительней?
2. На что вообще влияет геометрия рамы?
3. Из какого материала рама может быть сделана? И в чем различия?
4. Что означает размер? И как он связан с ростом/весом или еще чем-нибудь?
5. Какие фирмы по производству рам наиболее хорошие/популярные/известные? И какие у них преимущества по сравнению с другими?

Не обязательно отвечать на все вопросы сразу. Просто расскажите, кто что знает как из общей теории, так и из личного опыта. *oops*

P.S. Был большой соблазн начать с существующих типов велосипедов, но там было бы слишком много незнакомой лексики. Так что эта тема остается на закуску ;)

Додано: 30.8.04 10:31
logrus
Ты пропустила самый главный "женский" вопрос: Какой бывает цвет рам и для каких целей что предпочтительней? :)

Додано: 30.8.04 11:22
Anonymous
Хороший запрос. Тут на каждый вопрос ответ будет включать по нескольку страниц печатного текста, с таблицами и иллюстрациями :) . Поэтому, пока сюда не прибежали теоретики-конструкторы-материаловеды, предлагаю начать с изучения имеющейся на этот счет информации на велосайтах.
А начать можно хотя бы отсюда:
http://velopiter.spb.ru/tech/frames.htm.

Додано: 30.8.04 13:11
isv
2Логрус: респект

Додано: 30.8.04 13:53
scourge
Гораздо лучше сделать так: изложить свою точку зрения на вопрос (если таковой не имеется - срочно заиметь, лучше "Украина" под пятой точкой, чем "Келлис" в магазине). Народу обычно в облом расписывать все сначала, ему легче односложно согласится или не согласится. А рассказать, в чем мы не правы, так просто бывает приятно :). Например: "Я так поняла, что из всех видов геометрии рам рулит рама с одной нижней трубой. Ведь это значительно cнижает вес агрегата, а так же делает его менее жестким, что создает дополнительный амортизирующий эффект. Насчет материала - оловяные рамы наверное брать не стоит не взирая на легкость ремонта и возможность пайки в домашних условиях, так как они достаточно тяжелы и не накатисты из-за мягкости. В любом случае, надо вначале покататься на оловяной раме и понять, а нужно ли оно Вам? Гораздо более привлекательными выглядят рамы из полиэтилена - обладая всеми достоинствами и недостатками оловяных рам, они во много раз легче, что компенсирует их мягкость...." Из поднявшихся после высказывания Своего Мнения о велосипедных технологиях критики и флэйма можно будет почерпнуть какие-либо сведения и скоректировать какие-нибудь свои представления.

А если серьезно, то вот. Предполагаем, что рама нам интересна прежде всего своими ходовыми свойствами.
1. Накат - это свойство вела катиться по прямой без вращения педалей или разгонятся на спуске быстрее, чем у товарища.
2. На накат влияет давление в покрышках. Нормальным ручным насосом можно накачать не напрягаясь до 3х атмосфер. А когда колесо спустило так, что ехать еще можно, но очень нехочецца (и пробится очень легко!), это 1,5 атм. Субъективно (мое по моему скромному мнению!) - это снизит среднюю скорость где-то на 1,5-2 км/ч. Допустим, не 25, а 23.
3. Влияют раздолбанные втулки и характер выступов на колесе ("тип протектора"), Это тоже отнимет от средней скорости где-то по километру.
4. Из всех геометрий в плане прочности, накатистости и т.д. рулит ромбик. Ромбики бывают с верхней трубой паралельно земле (как на Украине) и наклоненной в сторону седла (как на всяческих Меридах) - для облегчения и уменьшения травматизма при езде по расколбасам. Я не знаю, как геометрия сама по себе может повлиять на накат. Может кто-то объяснит. Но рама способна определить, сможете ли вы принять самую оптимальную посадку. Оптимальную - значит: 1) низкое сопротивление воздуха, 2) удобно крутить педали. Вообще, рама должна подходить конкретному человеку. Например, длина верхней трубы рамы пропорциональна высоте (у каждого производителя по своему, насколько я понял). А люди все разные. Кому-то захочется при той же ростовке более длинную раму, что бы можно было вытянуться, а не нависать над велосипедом. Он возьмет раму подлинее, но и повыше. Но подседельная труба, как мы знаем, наклонена, при том по-разному. Это значит, что при одной и той же высоте рамы и седла в разных велосипедах ось, вокруг которой мы вращаем педали (ось каретки), вынесена по отношению к седлу более вперед или назад. Если вперед - то плохо дело. Стремясь занять горизонтальное положение над велосипедом, человек будет сильнее изгибаться в районе поясницы (как 1 на боку, а не как Г на боку), чем если бы ось каретки была отодвинута чуточку назад. С вышесказанного можно сделать выводы: 1) плохая геометрия рамы - та, которая либо принципиально не дает занять правильную посадку, либо та, которая ДАННОМУ человеку, занимающему оптимальную с точки зрения аэродинамики и распределения веса посадку, не дает правильно крутить педали; 2) если у Вас седло ниже руля, то по моему скромному мнению не имеет значения, что там за геометрия, разве что в перспективе... 3) все не ромбовидные рамы не дают возможности занять правильную посадку виду невозможности сильно поднять седло.
5. Материал. Я так понял, чем жестче, тем накатистей (почему?) - это раз, на если рама супер-легкая - то нам все-равно, какая там жесткость - это два.
1) сталь "хай-тэн". Самая дешевая. Все на нее гонят как на "некатящих угробищ" ((с) realbiker.ru) - и тяжелая, и не жесткая.
2) сталь "хромоль". Легче и жестче (1). Не знаю, по моему скромному мнению малейший недобор по другим параметрам, влияющим на накат, сведут на нет все преимущества, даваемые хромолем. Это ведь все так эфемерно - кто-то сел на вел - ему нравится, кто сел - и ему НЕ нравится?
3) алюминиевые сплавы. Дешевые сплавы бывают разные. Бывают катят, бывают нет. Мне кажется, что мое "некатящее угробище" гораздо накатистей всех калахари, болдеров и прочих алюминиевых велов низшей ценовой категории. (Мне так кажется :)). Одно безспорно - они ощутимо легче, и в горку их переть легче (звыняйтэ за каламбур).
Вопрос: влияет ли накатистость в вышеопределенном значении на сопротивление силовому педалированию? Как жесткость соотносится с прочностью? И я так понял, что чем жестче, тем лучше накат, но тем хуже гасятся вибрации. То бишь сталь без амортизационной вилки лучше (?) чем алюминий без оной.
Дорогие алюминиевые сплавы - с магнием, скандием, - наверное, рулез.
4) титан - легкий, но мягкий. ?
5) прессованый графит, он же углепластик. Не знаю. Про ходовые характеристики даже думать не хочу. Ну не интересует он меня.

зы1: А почему бы не открыть техзону для начинающих, где ламеры смогли бы вариться в собственном соку не оскорбляя взор профи текстами околопорнографического содержания? :soska:

зы2: Вот, прочитал по ссылке на велопитере. Как вам - с одной стороны, жесткие рамы накатистей, с другой стороны - утомляют велосипедиста?

Додано: 30.8.04 14:10
scourge
На драг-рейсинге речь не о накате, а о "силовом педалировании". Накат - это вел катится по ровному, поку не остановится. Или я чего-то недопонял?

Додано: 30.8.04 14:13
scourge
И боюсь для меня решающее значение на драг-рейсинге будет иметь не вес вела, а турнеевский шестерик и перекидка

Додано: 30.8.04 14:43
Pointer
Сейчас опять начнется очередной спор о накате, протекторах и кто кого. Накат одна из ходовых характеристик и без остальных практически бесполезна, например у моей половинки вел идет как танк (мягко, без прыжков; на спуске с горы идет параллельно с моим), зато по сложной пересеченке, типа недоделаной лесопосадки с горбиками по 50 см, раскачивает насусветно, а у меня на калахаре начинается перепрыгивание передним колесом этих самых горбиков... В результате на асфальте моя половинка на хромолевом веле спокойно держится рядом, она меньше УСТАЕТ от ТРЯСКИ о мелкие неровности, а по сложной пересеченке наоборот мне значительно легче.... Так что на одной геометрии далеко не уедешь, а реально оценить ходовые разных велов как следует не посидев на них очь сложно (по моему скромному мнению).

Додано: 30.8.04 14:52
isv
В результате на асфальте моя половинка на хромолевом веле спокойно держится рядом, она меньше УСТАЕТ от ТРЯСКИ о мелкие неровности, а по сложной пересеченке наоборот мне значительно легче....
А ты уверен что это через геометрию и материал рамы?

А к примеру знаю людей, которые на асфальте держатся со мной ровно или же даже быстрее едут, только же подъем, они сразу же резко отстают, при том что я далеко не супер-пупер лось, а вел у меня вообще для подъемов нифига не предназначен...

Додано: 30.8.04 15:17
Кабан
5) прессованый графит, он же углепластик.
Прессованный графит? Это уголь!

Re: FAQ: РАМЫ

Додано: 30.8.04 15:31
Anonymous
P.S. Был большой соблазн начать с существующих типов велосипедов, но там было бы слишком много незнакомой лексики. Так что эта тема остается на закуску ;)
Пожалуйста :kolobok:
http://veloroad.spb.ru/tehnik.htm
Названия разделов:
Виды велосипедов
Виды маунтинбайков
Группы оборудования
Фирмы-производители NEW
Рамы NEW
Магниевые рамы NEW
Амортизационные вилки
Задние амортизаторы NEW
Тормозные системы
Колеса в сборе NEW
Втулки NEW
Обода и спицы NEW
Системы
Каретки NEW
Манетки
...

Додано: 30.8.04 16:05
Pointer
А ты уверен что это через геометрию и материал рамы?
Абсолютно. На обоих ездил сам, просто обменялись сиденьями и поехали кататься, через 3 км половина выдала: "... верни мой тяжелый, он более устойчивый и ехать удобнее, а по лесу я могу просто ехать чуть медленнее..." мои ощущения я описывал выше, посадка по ощущениям была приблизительно одинаковая.
Кстати моя клахаря весит 13,5, а asama моей половнки 15 ровно (вешалось весами).

Приблизительно так же сравнивал с автором бейсиком, но это сравнивать несколько сложнее, размер рамы слишком отличается от моей и тем не менее тоже вывел для себя некоторые вещи, например более низкая посадка дает выигрыш в скорости, но тереяешь в устойчивости и возможности безопасно вылететь при влете в яму, я так сильно растянул мышцу на спине, уже второй месяц маюсь... еще один большой минус значительно - меньший возможный свес назад при спуске - результат думаю пояснять не нужно ...

Додано: 30.8.04 18:15
Трям
странно - девушка спросила о типах рам, а всё переросло в обыденный спор "катит - не катит" })

Додано: 30.8.04 20:34
Fzzl
"Металлургия для велосипедистов", автор - Скот Никол, перевод - SJ:
http://velocity.kiev.ua/w3t/showpost.pl ... e=flat&sb=

Додано: 30.8.04 21:53
Bird
Извините за неудачную тему... :gerl:
Я хотела как лучше :V: Во всяком случае я попыталась... :duma: Более умных вопросов задавать пока не могу, поскольку все еще не знаю названий половины элементов велосипеда :help1:
Спасибо всем за комментарии и ссылки - буду просвещаться.

То logrus: я отдаю предпочтение комфорту перед модой. Поэтому цвет рамы для меня не имеет решающего значения. Вообще, какой цвет рамы предпочтительнее, это вопрос скорее психологического храктера. Есть же исследования, что владельцы красных автомобилей чаще попадают в ДТП. Может и с велосипедами так же :duma: Хотя если бы передо мной стояло 10 одинаковых велосипедов разных цветов, я бы взяла желтенький :angel:

То Scourge: собственное мнение у меня сложиться еще не успело.

Только ответьте, пожалуйста, на один вопрос: я правильно поняла, что размер рамы разные фирмы меряют по-разному, и реальная высота при одинаковом указанном размере может значительно отличаться? И как меряют раму обычно? Особенно, если она нестандартной геометрии (как моя или с изгибом).

После этого тему можно удалять :(

Додано: 30.8.04 22:02
Fzzl
я правильно поняла, что размер рамы разные фирмы меряют по-разному
Да. :)
И как меряют раму обычно?
Эмпирическим путем - садятся и пробуют. :)

Вообще, в случае покупки "вслепую", если ты уже имеешь представление о раме и о ее геометрии, обычно пользуются двумя ключевыми показателями: standover height - расстояние от земли до верхней точки верхней трубы рамы в том месте, где стоит велосипедист (я понятно сказал? :) )), и effective top tube - расстояние между центрами рулевого стакана и подседельной трубы.

В случае нестандартной геометрии, как у тебя, основным критерием является effective top tube. В то же время, "фишкой" некоторых рам является небольшое отклонение от стандартной геометрии. Например, у Гари Фишера удлинен передний треугольник, вследствие чего увеличивается ETT.

И самое важное: размер любой рамы выбирается в зависимости от стиля езды того, кто ее покупает (а также индивидуальных особенностей его анатомии :) ).

Додано: 30.8.04 22:33
Bird
И как меряют раму обычно?
Эмпирическим путем - садятся и пробуют. :)
...
И самое важное: размер любой рамы выбирается в зависимости от стиля езды того, кто ее покупает (а также индивидуальных особенностей его анатомии :) ).
Вообще-то я думала, что указанный размер должен до определенной степени позводить определить, подойдет мне такой велосипед или нет :duma: то есть я понимаю, что рама 18"-19" для меня будет большой в любом случае... но когда в одном месте читаю, что под мой рост подойдет 16", а в другом, что и 15" будет многовато... :duma:
Было интересно можно ли имея перед глазами каталог определить: совсем такой вел не подойдет или все-таки есть шанс 8)

Додано: 30.8.04 22:37
Fzzl
Было интересно можно ли имея перед глазами каталог определить: совсем такой вел не подойдет или все-таки есть шанс
Можно, если в каталоге есть страничка с указанием размеров рам. Вроде такого:
http://www.fisherbikes.com/bikes/sizing ... ssajara_GS
http://www.orangebikes.co.uk/2004bikes/ ... triot#geom

В любом случае, если есть возможность попробовать раму собственноручно (собственнопопно :D ), лучше ей воспользоваться.

Додано: 30.8.04 22:40
logrus
...я бы взяла желтенький
Что и требовалось доказать... Вопрос: зачем тебе знать ответы на те твои 5 вопросов про красивую жёлтенькую раму, когда ответ на них один: она жёлтая? :)

Додано: 30.8.04 22:55
Bird
В любом случае, если есть возможность попробовать раму собственноручно (собственнопопно :D ), лучше ей воспользоваться.
Это понятно :) Хотела разобраться, можно ли определить, например, стоит ли ехать на другой конец города - пробовать :)
Спасибо :)

Додано: 30.8.04 22:59
scourge
2 FOX: дык я ж и говорю - даешь ламерам отдельный форум! Но это все шутки. Я ж черным по белому написал - говорю как понял, не нравится, расскажите как поняли Вы. Амбиции знатока - да не было, ты б еще начал убеждать, что оловянных рам не бывает. И польза по моему скромному мнению была - некоторое количество народа выразило мысли по поводу. Жаль только, не сильно конкретно.
Респект 2 Рома.
Насчет поисковиков и сайтов с докой: сведения зачастую противоречат друг другу и все как-то размазанно. И там нет впечатлений юзеров вроде "вот это реально лучше, накатистей, что там еще, но я не стал бы переплачивать за это ххх у.е.".

Додано: 30.8.04 23:00
Bird
...я бы взяла желтенький
Что и требовалось доказать... Вопрос: зачем тебе знать ответы на те твои 5 вопросов про красивую жёлтенькую раму, когда ответ на них один: она жёлтая? :)
Хотя если бы передо мной стояло 10 одинаковых велосипедов разных цветов, я бы взяла желтенький
Вот за тем, чтобы выбрать именно эти 10, а потом уже из них - цвет. Цвет для меня будет решающим аргументом при прочих равных условиях. Кстати, такое вообще бывает (одинаковые велосипеды разных цветов)? Или модель определяет в том числе и цвет? Сейчас у меня сине-черная рама и перекрашивать я ее не собираюсь. ;)

Додано: 30.8.04 23:05
Fzzl
И там нет впечатлений юзеров вроде "вот это реально лучше, накатистей, что там еще, но я не стал бы переплачивать за это ххх у.е.".
Это тебе надо на http://www.mtbr.com/.
Кстати, такое вообще бывает (одинаковые велосипеды разных цветов)?
У некоторых производителей бывает, у некоторых - нет...