Паломничество к детству
Додано: 20.7.05 17:03
Давно была идея съездить к местам, в которых я проводил много времени в детстве, и в которых в силу жизненных обстоятельств давно не приходилось бывать. В этом году таки получилось совершить пятидневный набег на запад Украины. Ниже – маленький отчет, пока черновой вариант, со временем дополню его фотографиями и пока не всплывшими из глубин шокированного впечатлениями сознания.
Ивано-Франковск
Ивано-Франковск показался мне вовсе незнакомым городом - мимолётных отрывочных детских воспоминаний не хватало для того, чтобы хоть немного почувствовать, что я тут уже бывал. Первое, что видишь, когда выходишь из поезда - скромный, опрятный вокзал. Особый шарм у вокзала от того, что железнодорожные пути не электрифицированы. Непривычно свободное от проводов небо вызывает ощущение нереальности, игрушечности. Уже потом замечаешь, что зданьице вокзала довольно обшарпанное, но это уже не портит первого впечатления.
Привокзальная площадь напомнила Симферопольскую, прежде всего тем, что это вечно копошащийся узел из автомобилей, маршруток, троллейбусов и междугородних автобусов.
Прямо с перрона нас подхватила Орыся, мамина институтская подруга. В её доме мы поселимся на этот короткий период набега на западную Украину.
Маршрутку там называют "пыжик". Наверняка это как-то связано с обилием микроавтобусов Пежо - наверняка они появились первыми, и от этого и пошло народное название. Правда уточнить эту догадку так и не довелось.
На одном из таких пыжиков мы отправились к месту в городе, о котором у меня воспоминаний больше всего - к Орысиному дому. Правда заприметить его заранее не удалось - дом теперь окружен высотными домами, а того самого сада, в тени которого хотелось прогуляться, уже нет в помине.
Сам Ивано-Франковск оказался приятным городом, где дышится легко не только от свежего воздуха, но и от отсутствия довлеющего ощущения пофигистической молотарки большого города. Интересные пешеходные переходы - с "левосторонним движением" Разметка перехода разделена на две полосы, каждая из которых отмечена направлением движения. С упоением ходим только по "положенной" стороне. По городу расставлены парные контейнеры для бутылок - один для стеклянных, один для пластиковых. В большинстве своем тот что для пластиковых переполнен и окружен аккуратно сложенными в пакеты (типа в те, которые по пятьдесят коп., с ручками и надписью "Boss"). Может, это субъективно, но улицы кажутся чистыми и опрятными.
Старый город напомнил отдаленно киевский Подол, но чем больше гуляешь по улочкам, тем слабее ассоциации. Невысокие дома, на первом этаже в большинстве своем разнообразные магазинчики. Маленькие, уютные - а других в тамошних домах сделать невозможно. В "современной" части центра есть и большие здания, и несколько площадей, но ничего особо примечательного в них я не видел.
Невольно понимаешь, что вскоре эту идиллию может погубить выросший автомобильный траффик. Уже сейчас встречались самые настоящие, хотя по киевским меркам мелковатые, пробки.
Любопытно было забрести в тамошний Гидропарк. В отличии от Киевского гидропарка-осторова франковский Гидропарк - это большое озеро, по которому можно поплавать на катамаранах и лодках. Поскольку паспортов с собой мы не брали, до предполагался денежный залог. На вопрос о размере залога было неожиданно услышать ответ "10-20 гривень". От чего же именно зависит либо 10, либо 20 - так и осталось загадкой. Кроме этого, интересен подход тамошних арендодателей к оплате аренды (испытано на катамаранах и в компьютерном клубе, но наверняка та же схема и с остальным) - ты сначала пользуешься, сколько тебе надо, а потом оплачиваешь. Никакого "Деньги вперёд". Доброта и доверие. Как-то в магазине я оставил купленное на прилавке - меня окликнули и вернули.
Побывали возле местного аэропорта. Мертвая тишина и полное отсутствие какого-либо движения объяснили тем, что в пятничный вечер тут иначе быть не может. Зато в последний день нашего там пребывания (во вторник) таки довелось наслушаться самолетного гула.
Городенка
Добираться туда собирались на автобусе a.k.a. пыжике. Но тут к нам подошел парень и на пониженных тонах с заговорническими интонациями предложил проехать на машине, причем за те же 8 гривен с носа, за которые нам предстояло пыжиковать по горам 70 км. Так что в Городенку мы ехали с определенным комфортом и со скоростью, иногда переваливающей за 150 км/ч. И хотя Городенка это всё еще Прикарпатье, но по дороге от перепадов давления уши таки стало закладывать.
О самой Городенке я помнил больше, чем обо всех упомянутых тут городах вместе взятых, потому что бывал там часто и по долгу - вплоть до полугодичной "эвакуации" после Чернобыльской аварии. Правда от той Городенки из воспоминаний мало что осталось – знакомые места и здания пришлось высматривать под завесой магазинов и магазинчиков а-ля пост-модерн. Поразило количество строящихся зданий – именно из-за того, что городок сам по себе махонький, более десятка строительных площадок создавали впечатление всеобъемлющей стройки. Еще было впечатление, что всё вокруг – дороги, парк, костёл – стало раза в два меньше. А всё потому, что последний раз я бывал в тех краях когда сам был ростом метр с кепкой.
Набравшись смелости, пошли в сторону близлежащего посёлка Котыкивка, в котором был дом сестры моего деда – собственно главный объект паломничества. И когда наконец среди моря зелени удалось разглядеть знакомые очертания – стало как-то не по себе. Когда мы поравнялись с калиткой, увидели две пары внимательно наблюдающих за нами глаз. Отступать уже было некуда, и я представился и попросил разрешения пофотографировать хату. Получив разрешение, мы пошли вглубь поселка, на поиски могилы двоюродной бабушки.
Вообще я собирался зайти во двор и посмотреть, как там всё сейчас, но потом на обратном пути просто сделал несколько фотографий с улицы и поспешил удалиться.
А еще в Городенке неоказалось никакого подобия гостиницы. Поэтому пришлось оперативно ретироваться обратно в Ивано-Франковск.
Косов
Вторым пунктом назначения был Косов. Город вроде даже поменьше Городенки, зато уже самые что ни на есть настоящие Карпаты. Тот же строительный бум. В центре города заприметили здание, определенно гостинницу – и не ошиблись. Отличительная черта того здания – яркое, почти флюорисцентное желто-салатовое оформление фасадов. Правда, еще не успела гостиница открыться к нашему приезду. Вопрос ночлега становился всё актуальнее, поэтому мы направились в сторону пансионата «Карпатські Зорі». Собственно говоря, второй объект паломничества. Пансионат находится на окраине города, чуть на горе, и его два корпуса видно издалека. Корпуса пансионата изначально были совершенно одинаковыми, с оригинальной аутентичной архитектурой (тут будет фоторгафия). Немного шокировал вид переделанного корпуса, у которого безжалостно переделали ту самую оригинальную боковую часть. Поднявшись наверх, попросились на ночлег. «Мест нет» - коротко и ясно. Отправили во второй «покалеченный» реконструкцией корпус. Там, слегка поморочив предварительно голову, нас приютили на ночь с условием, что в половину девятого утра мы номер покинем. Поскольку ранний подъем был очень кстати, особо противиться таким условиям не стали.
Оказалось, что этот перестроенный корпус приватизирован «за часів дикого капіталізму». Что выразилось в полной реконструкции корпуса, достойном ремонте, нормальной мебели и горячей воде в номерах. Жаль, не было возможности для сравнения заселиться на денёк в «государственный» корпус.
На следующий день с утра, прямо с пансионата по тропам, оставшимся еще с «тех времен», пошли выше в гору, посмотреть на Косов и горы, чтобы полнее ощутить перебывание в карпатах. Затем был масштабный набег на магазинчики, в основном для «посмотреть». В общем всё классно, вот только вид заброшенного кинотеатра прямо на центральной улице города вносил некий диссонанс в общую гармонию.
Перед отъездом, не смотря на явную усталость, таки сходили к водопадам на горной речке с многообещающим названиям «Рыбница». Именно упав на камень на спуске от Карпатских Зорь к тому месту на речке я заработал себе в детстве шрам на груди, который теперь можно свободно выдавать за ножевое ранение. Самое интересное, что рыба в реке таки есть, не смотря на дикое течение и низкую температуру воды. Маленькая такая рыбешка, которую можно свободно рассматривать в неглубокой чистой воде. Конечно же, для полноты впечатлений надо дождаться того, чтобы в горах выпал дождь – тогда река становится раз в пять, если не во все десять, полноводнее, а вода становится мутной и желтой.
Львов
Уж не знаю почему – толи из-за того, что настроение от того, что надо уезжать было плохое, толи от того, что где-то когда-то услышал убедительный негативный отзыв о городе, Львов мне не понравился совершенно. (Скорее потому, что Львов был "довеском" и никакого отношения к идее "Паломничества к детву" не имел - вот его соснание и отвергло как нечто чужеродное) И показавшиеся бесконечно размазанными и блеклыми жилые кварталы, с старый город. Обилие старинных зданий в центре давили своей холодной мощью. Перекособоченные дороги из крупной брусчатки, неровные тротуары покрытые полуразрушившейся плиткой, создается впечатление давно заброшенного музея под отрытым небом. Но заброшенным-то он не был – везде копошились люди, по дорогам ковыляли машины. Особенно резала глаз картина выставленных в ряд посредине улицы автомобилей со включенной аварийной сигнализацией. Типа паркуются там так, потому что по краям дороги проложенные трамвайные линии (узенькие, кривенькие).
А потом еще пошел дождь, сразу возникли большие лужи на полдороги, а водилы и не думали их как-то объезжать, и на пешеходов полились потоки воды не только с небес, но и из-под колёс.
Уж не знаю, возможно у меня относительно Львова негативного субъективизма слишком много, но покидал я его без сожалений.
Исходный текст
Обсуждение
Ивано-Франковск
Ивано-Франковск показался мне вовсе незнакомым городом - мимолётных отрывочных детских воспоминаний не хватало для того, чтобы хоть немного почувствовать, что я тут уже бывал. Первое, что видишь, когда выходишь из поезда - скромный, опрятный вокзал. Особый шарм у вокзала от того, что железнодорожные пути не электрифицированы. Непривычно свободное от проводов небо вызывает ощущение нереальности, игрушечности. Уже потом замечаешь, что зданьице вокзала довольно обшарпанное, но это уже не портит первого впечатления.
Привокзальная площадь напомнила Симферопольскую, прежде всего тем, что это вечно копошащийся узел из автомобилей, маршруток, троллейбусов и междугородних автобусов.
Прямо с перрона нас подхватила Орыся, мамина институтская подруга. В её доме мы поселимся на этот короткий период набега на западную Украину.
Маршрутку там называют "пыжик". Наверняка это как-то связано с обилием микроавтобусов Пежо - наверняка они появились первыми, и от этого и пошло народное название. Правда уточнить эту догадку так и не довелось.
На одном из таких пыжиков мы отправились к месту в городе, о котором у меня воспоминаний больше всего - к Орысиному дому. Правда заприметить его заранее не удалось - дом теперь окружен высотными домами, а того самого сада, в тени которого хотелось прогуляться, уже нет в помине.
Сам Ивано-Франковск оказался приятным городом, где дышится легко не только от свежего воздуха, но и от отсутствия довлеющего ощущения пофигистической молотарки большого города. Интересные пешеходные переходы - с "левосторонним движением" Разметка перехода разделена на две полосы, каждая из которых отмечена направлением движения. С упоением ходим только по "положенной" стороне. По городу расставлены парные контейнеры для бутылок - один для стеклянных, один для пластиковых. В большинстве своем тот что для пластиковых переполнен и окружен аккуратно сложенными в пакеты (типа в те, которые по пятьдесят коп., с ручками и надписью "Boss"). Может, это субъективно, но улицы кажутся чистыми и опрятными.
Старый город напомнил отдаленно киевский Подол, но чем больше гуляешь по улочкам, тем слабее ассоциации. Невысокие дома, на первом этаже в большинстве своем разнообразные магазинчики. Маленькие, уютные - а других в тамошних домах сделать невозможно. В "современной" части центра есть и большие здания, и несколько площадей, но ничего особо примечательного в них я не видел.
Невольно понимаешь, что вскоре эту идиллию может погубить выросший автомобильный траффик. Уже сейчас встречались самые настоящие, хотя по киевским меркам мелковатые, пробки.
Любопытно было забрести в тамошний Гидропарк. В отличии от Киевского гидропарка-осторова франковский Гидропарк - это большое озеро, по которому можно поплавать на катамаранах и лодках. Поскольку паспортов с собой мы не брали, до предполагался денежный залог. На вопрос о размере залога было неожиданно услышать ответ "10-20 гривень". От чего же именно зависит либо 10, либо 20 - так и осталось загадкой. Кроме этого, интересен подход тамошних арендодателей к оплате аренды (испытано на катамаранах и в компьютерном клубе, но наверняка та же схема и с остальным) - ты сначала пользуешься, сколько тебе надо, а потом оплачиваешь. Никакого "Деньги вперёд". Доброта и доверие. Как-то в магазине я оставил купленное на прилавке - меня окликнули и вернули.
Побывали возле местного аэропорта. Мертвая тишина и полное отсутствие какого-либо движения объяснили тем, что в пятничный вечер тут иначе быть не может. Зато в последний день нашего там пребывания (во вторник) таки довелось наслушаться самолетного гула.
Городенка
Добираться туда собирались на автобусе a.k.a. пыжике. Но тут к нам подошел парень и на пониженных тонах с заговорническими интонациями предложил проехать на машине, причем за те же 8 гривен с носа, за которые нам предстояло пыжиковать по горам 70 км. Так что в Городенку мы ехали с определенным комфортом и со скоростью, иногда переваливающей за 150 км/ч. И хотя Городенка это всё еще Прикарпатье, но по дороге от перепадов давления уши таки стало закладывать.
О самой Городенке я помнил больше, чем обо всех упомянутых тут городах вместе взятых, потому что бывал там часто и по долгу - вплоть до полугодичной "эвакуации" после Чернобыльской аварии. Правда от той Городенки из воспоминаний мало что осталось – знакомые места и здания пришлось высматривать под завесой магазинов и магазинчиков а-ля пост-модерн. Поразило количество строящихся зданий – именно из-за того, что городок сам по себе махонький, более десятка строительных площадок создавали впечатление всеобъемлющей стройки. Еще было впечатление, что всё вокруг – дороги, парк, костёл – стало раза в два меньше. А всё потому, что последний раз я бывал в тех краях когда сам был ростом метр с кепкой.
Набравшись смелости, пошли в сторону близлежащего посёлка Котыкивка, в котором был дом сестры моего деда – собственно главный объект паломничества. И когда наконец среди моря зелени удалось разглядеть знакомые очертания – стало как-то не по себе. Когда мы поравнялись с калиткой, увидели две пары внимательно наблюдающих за нами глаз. Отступать уже было некуда, и я представился и попросил разрешения пофотографировать хату. Получив разрешение, мы пошли вглубь поселка, на поиски могилы двоюродной бабушки.
Вообще я собирался зайти во двор и посмотреть, как там всё сейчас, но потом на обратном пути просто сделал несколько фотографий с улицы и поспешил удалиться.
А еще в Городенке неоказалось никакого подобия гостиницы. Поэтому пришлось оперативно ретироваться обратно в Ивано-Франковск.
Косов
Вторым пунктом назначения был Косов. Город вроде даже поменьше Городенки, зато уже самые что ни на есть настоящие Карпаты. Тот же строительный бум. В центре города заприметили здание, определенно гостинницу – и не ошиблись. Отличительная черта того здания – яркое, почти флюорисцентное желто-салатовое оформление фасадов. Правда, еще не успела гостиница открыться к нашему приезду. Вопрос ночлега становился всё актуальнее, поэтому мы направились в сторону пансионата «Карпатські Зорі». Собственно говоря, второй объект паломничества. Пансионат находится на окраине города, чуть на горе, и его два корпуса видно издалека. Корпуса пансионата изначально были совершенно одинаковыми, с оригинальной аутентичной архитектурой (тут будет фоторгафия). Немного шокировал вид переделанного корпуса, у которого безжалостно переделали ту самую оригинальную боковую часть. Поднявшись наверх, попросились на ночлег. «Мест нет» - коротко и ясно. Отправили во второй «покалеченный» реконструкцией корпус. Там, слегка поморочив предварительно голову, нас приютили на ночь с условием, что в половину девятого утра мы номер покинем. Поскольку ранний подъем был очень кстати, особо противиться таким условиям не стали.
Оказалось, что этот перестроенный корпус приватизирован «за часів дикого капіталізму». Что выразилось в полной реконструкции корпуса, достойном ремонте, нормальной мебели и горячей воде в номерах. Жаль, не было возможности для сравнения заселиться на денёк в «государственный» корпус.
На следующий день с утра, прямо с пансионата по тропам, оставшимся еще с «тех времен», пошли выше в гору, посмотреть на Косов и горы, чтобы полнее ощутить перебывание в карпатах. Затем был масштабный набег на магазинчики, в основном для «посмотреть». В общем всё классно, вот только вид заброшенного кинотеатра прямо на центральной улице города вносил некий диссонанс в общую гармонию.
Перед отъездом, не смотря на явную усталость, таки сходили к водопадам на горной речке с многообещающим названиям «Рыбница». Именно упав на камень на спуске от Карпатских Зорь к тому месту на речке я заработал себе в детстве шрам на груди, который теперь можно свободно выдавать за ножевое ранение. Самое интересное, что рыба в реке таки есть, не смотря на дикое течение и низкую температуру воды. Маленькая такая рыбешка, которую можно свободно рассматривать в неглубокой чистой воде. Конечно же, для полноты впечатлений надо дождаться того, чтобы в горах выпал дождь – тогда река становится раз в пять, если не во все десять, полноводнее, а вода становится мутной и желтой.
Львов
Уж не знаю почему – толи из-за того, что настроение от того, что надо уезжать было плохое, толи от того, что где-то когда-то услышал убедительный негативный отзыв о городе, Львов мне не понравился совершенно. (Скорее потому, что Львов был "довеском" и никакого отношения к идее "Паломничества к детву" не имел - вот его соснание и отвергло как нечто чужеродное) И показавшиеся бесконечно размазанными и блеклыми жилые кварталы, с старый город. Обилие старинных зданий в центре давили своей холодной мощью. Перекособоченные дороги из крупной брусчатки, неровные тротуары покрытые полуразрушившейся плиткой, создается впечатление давно заброшенного музея под отрытым небом. Но заброшенным-то он не был – везде копошились люди, по дорогам ковыляли машины. Особенно резала глаз картина выставленных в ряд посредине улицы автомобилей со включенной аварийной сигнализацией. Типа паркуются там так, потому что по краям дороги проложенные трамвайные линии (узенькие, кривенькие).
А потом еще пошел дождь, сразу возникли большие лужи на полдороги, а водилы и не думали их как-то объезжать, и на пешеходов полились потоки воды не только с небес, но и из-под колёс.
Уж не знаю, возможно у меня относительно Львова негативного субъективизма слишком много, но покидал я его без сожалений.
Исходный текст
Обсуждение