Что общего, скажете вы, в гитаре и велосипеде? Бредятина..
На самом деле такая бредятина поселилась в моей голове.
Человеческая психология так устроена, что в детали незнакомых вещей она не может вдаваться.
Так, у обычного человека представление о том что есть электрогитара чаще всего заканчиваются на том, что это нечто рогатое, возможно со струнами. Особо продвинутые знают что у гитар есть гриф и они подключаются проводом. Когда узнаешь о гитаре больше, начинаешь замечать музыкантов с чехлами на улицах, мимолетом начинаешь отмечать на чем играют артисты в клипах, сперва для опознания надо долго всматриваться, а со временм тебе достаточно мимолетного взгляда чтобы полностью расписать спецификацию увиденной гитары.
Точно так же и я еще недели две назад на вопрос что такое горный велосипед я бы ответил, что это нечто похожее рамой на "украину", но с переключением скоростей. Все. Ныне провожаю всех проезжающих велосипедистов взглядом (как их, оказывается, много! никогда не замечал) в попытке определить тип рамы, вилки, переклюков и т.д.
Итак, что же общего между этими настолько непохожими сущностями: гитара и байк? Начнем, пожалуй, с основоного.
Рама
У гитары это место называется корпусом (body). От качества корпуса на 90% зависит будет ли гитара звучать:
А гитара ведь может звучать и не звучать, так же как и велосипед может катить и не катить.
Корпус может быть сделан из разных пород дерева, что обеспечивает разные звуковые качества, так же как и материал рамы определяет ходовые свойства велосипеда. Наиболее используемые породы дерева:
- ольха (alder). Харктеризируется ярким звучанием, плотными низами, отличной серединкой и прекрасными верхами. Классическая гитара из ольхи - Фендер Стратокастер (Fender Stratocaster):
- красное дерево (mahogany). Звучание теплое, округлое, с бархатистым мощным низом, читающейся срединой и приятными верхами. Классическая гитара из красного дерева - Гибсон Лес Пол (Gibson Les Paul):
- ясень (ash). Еще более яркое звучание нежели у ольхи. Звонкие низы, прорезающая середина и верха со звуком бьющегося стекла. Класическая гитара из ясеня - Фендер Телекастер (Fender Telecaster):
- липа (basswood). Хорошо сбалансированное дерево с хорошими характеристиками всех частот. Классическая гитара из липы - Ибанез РГ (Ibanez RG):
- агатис (agathis). Имеет среднеькие показатели. Из него клепают почти все дешевые гитары.
Корпус может быть полуакустическим, т.е. в масиве дерева выбраны некоторые участки, что добавляет звуку акустического хруста.
Я бы охарактеризировал эту модификацию как некий баттинг.
Вилка
Очень важный элемент конструкции велосипеда, который также очень влияет на ощущения от езды. В гитаре вилке соответствует гриф (neck) и способ его крепления к корпусу. В отличие от велосипедных вилок (пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные, масляные) способы крепления грифов все хороши в плане музыкальности, а их существует три:
1. На болтах (bolt-on)
Самый простой и надежный способ. Гриф прукручивается у корпусу. Такой способ крепежа добавлялет звуку гитары резкости, атаки, звона. Звук легко почувствовать и контролировать - я бы охарактеризовал это как жесткую вилку.
2. Вклееный (set-in)
Способ, требующий больше затрат по времени, мастерству и т.п. Гитара с таким грифом имеет более тягучий, округлый звук.
3. Свозь корпус (neck-thru)
Усугубленный вариант вклееного грифа. Бесконечный сустейн (длина звучания струны) и жирный звук. При таком креплении сильно страдает атака, т.е. после удара по струнам звук появляется как бы "через миг". Очень похоже на демпфирование.
http://www.patsguitars.com/images/aucti ... ckthru.jpg - красивая картинка, но 95 кб весит
Переключатели и звездочки вместе с колесами
С помощью этих устройств мы трансформируем вращательные движения ног в поступательное движение велосипеда. В гитаре эту роль выполняют звукосниматели (pickups), которые превращают механическое движение струны в переменный ток с помощью электромагнитного поля. Стоимость даже топовых моделей звукоснимателей не превышает 100$, но как бы не казалась важна их роль в формировании звука гитары (а именно они генерируют сигнал), они лишь окрашивают звук специфическими оттенками. Не имеет смысла ставить дорогие звукосниматели на дешевые гитары.
Цепь
Аналогом цепи в гитаре являются струны (strings). Их все время надо чистить, ухаживать за ними, мыть кондиционером или регулярно менять, иначе удовольствия от игры не будет никакого. Что тут еще сказать. Струны коррозируют от пота пальцев, грязи, жира и пыли. Все как с цепью.
Тормоза
Вообще-то гитара - это вещица без тормозов (ну, может прокладка между струнами и гитарой тормозит, но гитара в этом не виновата
). Но во многом система крепежа струн (бридж или bridge) похожа на систему тормозов.
Простыми и надежными являются бриджи типа хардтейл (hardtail),
тюноматик (tune'o'matic) и стопбар (stop-bar).
В результате имеем гитару, где струны жестко зафиксированы. Эти типы бриджей стОит ставить на модели подешевле, т.к. технологически они проще в изготовлении, и я бы сравнил их с V-брейками.
Но часто встречается установка на недорогие гитары флойд роузов (floyd rose) - бриджей, которые позволяют изменять натяжение струны.
Конечно, это дешевые копии оригинальных флойдов, и ничего кроме муки их применение не приносит. Их тяжело настроить, тяжело эксплуатировать и они ненадежно держат строй (как тормоза не тормозят) гитары, и порой от этого может зависеть успех музыканта (жизнь велосипедиста) - если на важном моменте в песне поплыл строй и ничего кроме лажи изобразить не получится. Хороший флойд (американский, немецкий или японский) стоит как новая недорогая гитарка. Флойд я бы сравнил с дисковыми тормозами.
Манетки
В гитаре можно переключать не скорости, а способы соединения звукоснимателей с помощью переключателя (switcher). Задний звукосниматель (возле струнодержателя) используют для игры с перегрузом (такое фирменное гитарное дж-дж), а передний - для игры чистым звуком. Так же как разные комбинации используются для подъема в гору, барахтанья в луже и ровных отрезков трассы.
Бывают трех,
пяти-позиционнные,
кнопочные.
Втулки
Не особо акцентированный аспект при осмотре велосипеда. Но если что-то невпорядке с втулками, катание может превратиться в сущий ад. Так же и гитарные потенциометры (pots), или ручки, с помощью которых регулируется звук и тон. Если они некачественные, то если попытаться во время концерта прибруть звука, рискуем оглушить зрителей жутким шипеньем. В общем, поты бывают либо хорошие, либо никакие.
Грипсы, педали и седло
Эти компоненты байка предназначены для анатомического комфорта во время езды. Они сравнимы с некоторыми элементами конструкции гитары, а именно "вырезами для пуза" (comfort contour body), которые не только для пуза, но и для ребер и рук.
Такие вот асоциации
Единственное существенное различие между байком и гитарой - гитара с каждым годом звучит все лучше