В ней очень сжато и красиво моменты, которые меня тревожили и которые и служили поводом для некоторых моих скептических высказываний...
И м х о - статься очень хорошо объясняет появление некоторых тем на этом форуме и даже некоторые аспекты взаимоотношений...
************************************************************
Валерий Пекар, президент компании «Евроиндекс»
Евгений Пестерников, вице-президент Киевской бизнес-школы
Люди всегда интересовались будущим, поскольку это именно то, где им предстоит жить. Процессы стратегического моделирования и планирования постоянно занимали ключевое место в жизни компаний, но только не сейчас. Глобальный экономический и локальный политический кризисы вытеснили эти процессы на задний план — большинство украинских компаний стали планировать на квартал, максимум на полгода. Да и зачем заниматься долгосрочными стратегиями, если календарем майя предсказан конец света?
Но, перестав заниматься долгосрочным стратегическим моделированием, мы рискуем войти в совсем не то будущее, которого ожидаем, причем оказаться там без карты местности, планов и ключевых ресурсов. Вот почему в трудные времена потребность в стратегическом мышлении максимальна. Это побудило нас собрать широкий круг экспертов, предпринимателей и менеджеров на масштабное длительное исследование «Человеческий капитал Украины 2025». Исследование проводилось по методике форсайта, объединяющей рациональные (аналитические) методы с иррациональными, исследовательский подход с проектным. Другая важная черта форсайтного подхода — ориентация на интересы конкретного субъекта, в данном случае — «ответственного украинского бизнеса». Основным принципом методики форсайта является принцип свободы воли: будущее не предопределено, оно вариативно и варианты определяются в том числе нашими управленческими решениями.
В ходе исследования было проанализировано объективное состояние человеческого капитала в Украине, выявлены основные тренды, на базе инвариантных трендов построена картина неизбежного будущего (то, что объединяет все сценарии), а вариантные тренды позволили проработать наиболее вероятные сценарии. В завершение была сформулирована основная стратегическая идея и три десятка проектных инициатив, позволяющих ее реализовать.
Материалы форсайта легко найти в интернете, поэтому здесь мы решили поделиться своими выводами.
В социальных исследованиях часто возникает эффект, похожий на известный в квантовой механике феномен: наблюдая объект, наблюдатель тем самым изменяет его. Таким образом, попытка изучения проблемы привлекает к ней внимание субъекта управления и дает толчок долгосрочным изменениям. Именно это мы попытались сделать.
Некоторые говорят, что Украина более чем за 20 лет так и не стала настоящей страной. Нам кажется, «настоящесть» определяется двумя факторами. Во-первых, страна живет в вечности: не быстротечным настоящим моментом и не только наследием прошлого, но и видением будущего. Изменить прошлое невозможно, поэтому нет смысла за него воевать. Зато будущее можно и нужно изменять, и собственное его видение необходимо защищать. Во-вторых, страна с народом в отличие от территории с населением является субъектом, а не объектом: мы делаем, а не с нами делают. Этих двух вещей — направленности в будущее и субъектности — нам часто не хватает. Наша команда попробовала форсайтом заполнить этот пробел. Это капля в море. Добавляйте ваши капли, и море наполнится.
Осталось недолго до того момента, когда для работы на металлургических и пищевых заводах придется массово приглашать иностранцев.
2. Стратегии развития человеческого капитала в стране нет. Даже самый большой бизнес, реализующий проекты продолжительностью в десять лет, думает только о материальной составляющей. Человеческий капитал используется в режиме эксплуатации советского наследия, но в отличие от зданий и оборудования он нуждается в обновлении каждые несколько лет, а этого не происходит.
3. Неизбежное будущее в сознании субъекта — это будущее инерционное, то есть продолженное настоящее. Старение населения, снижение работоспособной его доли, отток кадров за границу, загрязнение окружающей среды, вымирание одних городов и приток населения в другие, массовый стресс и т. д. Грубо говоря, сидим и тупо смотрим, как все катится в пропасть.
4. Субъект достаточно четко видит ключевые «железнодорожные стрелки», определяющие разные расходящиеся пути развития страны. Вот они: «доминирование большого бизнеса» или «развитие массового предпринимательства»; «рост гражданских свобод» или «сворачивание гражданских свобод». Эти два основных выбора модели развития страны определят главные параметры ее будущего.
5. Мы пока находимся в точке неопределенности, где все сценарии еще возможны и более или менее одинаково вероятны, и вот-вот подходим к точке расщепления, где все и определится на несколько поколений вперед. При этом украинский бизнес сам пока не определился с тем, что является желательным.
6. Выбор варианта развития, «переключение железнодорожной стрелки» не произойдет в результате сознательного стратегического решения. Скорее будущее страны определится рядом мелких сиюминутных решений, которые, накопившись, создадут необратимый процесс. Это похоже на балансирование шарика на вершине пирамиды: незначительный импульс приводит к стремительному движению в одну из противоположных сторон.
7. Жестко критикуя своих соотечественников (сотрудников, потребителей, местные общины) за патерналистские настроения, пассивное ожидание позитивных изменений от какой-то внешней силы, украинский бизнес сам находится в плену подобных ценностей, хоть и пытается это отрицать.
Исследование показало четкий внешний локус контроля: бизнес по большей части считает, что судьба страны — в руках государства, да еще возлагает надежды на соседей (Евросоюз, Россия). Проблема осознания субъектности украинским бизнесом дублирует на своем уровне общую проблему субъектности Украины.
8. Бизнесу придется пересмотреть свою роль в социально-экономической жизни государства, иначе можно остаться без сотрудников и потребителей. Придется объединяться для того, чтобы долгосрочно инвестировать в развитие человеческого капитала страны. Основная стратегическая идея, выработанная участниками форсайта, звучит так: воспитание «здорового мышления» людей, что включает в себя воспитание у детей навыков логического и стратегического мышления, навыков потребительской культуры, «рыночного мышления», партнерского отношения к предпринимательству, привычки к здоровому образу жизни, четкой национальной, культурной, а позднее и профессиональной идентификации. Бизнес не сделает это сам, для этого необходимо партнерство со здоровыми силами в деградировавших системах образования, науки, здравоохранения, культуры.
9. Начинать нужно с внутреннего диалога в формате «бизнес — бизнес», потому что в одиночку стратегических задач не решить. Пока основная стратегия — конкуренция за людской ресурс, который стремительно сокращается. А значит, стоимость его растет, и точка полной неконкурентоспособности приближается. На место конкуренции должны стать совместные инвестиции.
10. Ответственному бизнесу необходимо четко осознать, что сегодня происходит смена общественного дискурса от «человек является ресурсом» к «человек является партнером». Это означает, что происходит ломка привычной управленческой парадигмы, где отношения бизнеса и человека понимаются как «субъект — объект». Стратегическое преимущество получают те бизнес-организации, в которых отношения бизнеса и человека понимаются как «субъект — субъект», и тогда сотрудник воспринимается как партнер, а объектом управления становится сама динамика взаимоотношений между бизнесом и человеком.
источник
http://www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=1511
Прикрутил опрос - вдруг кто-то не захочет писать, но сможет найти пару секунд для обозначения своей точки зрения