Настройки Байка
Додано: 11.6.04 06:34
Что побудило составить данную статью?
К сожалению очень часто кросскантрийщики и шоссейники
(что по стилю езды одно и то-же)дают советы начинающим байкерам
по установке седла,руля и т.д.И сами советы конечно правильные,
но давая их необходимо предупреждать что они для стиля шоссе или
кросскантри что в сущьности одно и то-же.Ведь начинающий байкер
или байкерша,может мечтает стать экстремалом,а ему без его
ведома рекомендуют кросскантри.Шоссейные и кросскантрийные
настройки предназначены,чтобы достичь максимальной скорости на
ровной Т.Е. НЕ БЕЗДОРОЖЬЕ дороге,при этом в жертву скорости
приносится управляемость велосипеда.В экстрим байке
(наверное будет правильно дальше классифицировать кросскантри и
экстрим,как вседорожник и внедорожник,хотя внешне
вседорожник и похож на внедорожник,но таковым не является)
Продолжим.Во внедорожнике все настройки таковы,что позволяют
контролировать его в любой ситуации,на любом обрыве,на скалах
трамплинах и т.д. в любой момент времени ,в ущерб
скорости на дороге конечно,но для экстрима большая скорость и не нужна.
По Ялтинской классификации,внедорожником можно назвать только байк,на
котором можно не просто ехать по дороге в гору,а ездить СОБСТВЕННО ПО
САМИМ ГОРАМ,Т.Е. СКАЛЫ,ОБРЫВЫ,КОЗЬИ ТРОПЫ И ВСЕ ТАКОЕ.
НАСТРОЙКИ ВНЕДОРОЖНИКА.
В качестве примера выбран профессиональный триально-слаломный хардтейл
LEADER FOX DRAGSTAR с нулевой высотой кареточного узла.
Правильная МАКСИМАЛЬНАЯ установка высоты седла
должна давать возможность вращать педали до самой нижней точки
оборота, не выпрямляя колени полностью и не виляя бедрами на
седле. Если то или другое имеет место, Ваше седло стоит слишком
высоко. Необходимость выпрямлять колени при вращении педалей не
дает Вам педалировать плавно и быстро; из-за этого хочется
использовать более высокую передачу, чем та, которая была бы
наиболее эффективна. Ограничив разгибание ног, Вы сделаете
педалирование более плавным и повысите возможную частоту
вращения. К тому же это лучше для Ваших мышц и суставов. Если
седло стоит слишком низко, Вы почувствуете это по своим
четырехглавым мышцам или по мышцам бедра.Я определяю правильную
установку седла так:Сначала грубая установка,сидя в седле ступни
ног должны полностью касаться земли.
Тонкая установка:Обороты шатунов при которых происходит подхват,
т.е. обороты при которых вы можете долгое время отдавать полную
мощьность и при небольшом их увеличении байк как-бы рвет из под вас.
Обычно это 90-120 об/мин на передаточном числе 1 или 1,1 относительно
средней звезды системы при 10% подъеме.
Тогда получится максимальный вращающий момент,т.е еще нет натяга и в тоже
время выбранная передача еще эффективна(в сравнении с автомобилем еще нет
разрыва двигателя)
Если вы сможете держать данные обороты в течении 30 мин,значит седло стоит
правильно.Если хочется переключится вверх,седло стоит высоко.
Если перенапрягаются мышцы бедра,седло немного низковато.
Еще раз повторюсь.
Для длительной езды на горном байке,в условиях ПОЛНОГО бездорожья,с отдачей
мощьности в 100-150% шоссейнокросскантрийный стиль езды абсолютно
неприменим.
О руле можно сказать только то,что он должен быть гнутым,шириной чем больше тем
лучше,и установлен выше седла не менее чем на 10см.Педали должны быть BMX.
Вилка только гидромеханическая или можно просто механическую,пневматика
не применима.Ход вилки,чем больше тем лучше.Резина,чем шире и агрессивнее,
тем лучше.Система,две звезды с рокрингом вместо самой большой.
Рама,должна быть специализированная.Возможно конечно использовать и
кросскантрийную небольшой ростовки,с длинной верхней трубой(например АТОМ).
но ни вкоем случае не merida.(Исключение ТОЛЬКО merida umf)
Merida и надежность,понятия НЕСОВМЕСТИМЫЕ.
P.S.Может конечно кросскантрийщики и обидятся,что я сравниваю их с шоссейниками.
но поверьте моему более чем 20 летнему опыту профессионального занятия
велоспортом,ни один супер-пупер кросскантри велосипед(тем более
кросскантри двухподвес,он намного хуже хардтейла,даже самый навороченный)
не может соперничать по надежности и проходимости даже с посредственным
триаллером или слаломом.
И ни у одного кросскантрийщика нет такого совершенства
владения велосипедом как у экстремала.Возможно кросскантрийщик и
сможет обойти меня на ровном асфальте,но все его преимущества
закончатся когда придется ехать по бездорожъю.И многие ли,кто применяют
в езде настройки кросскантри,смогут пройти за летний световой день хотя-бы
150-200км в условиях бездорожъя?Экстремал сделает это запросто,
во многом благодаря правильной посадке и более серьезной физической
подготовке.
В общем вывод таков:Советы которые идут именно от шоссейников
и кросскантрийщиков ни вкоем случае не подходят для экстремалов.
Еще раз прошу,не обижайтесь,у вас свои настройки, у нас экстремалов свои.
Да и экстрим-байк очень отличается от шоссейного и кросскантрийного.
Андрей.Ялта.
Yalta-Bike-Transit.
К сожалению очень часто кросскантрийщики и шоссейники
(что по стилю езды одно и то-же)дают советы начинающим байкерам
по установке седла,руля и т.д.И сами советы конечно правильные,
но давая их необходимо предупреждать что они для стиля шоссе или
кросскантри что в сущьности одно и то-же.Ведь начинающий байкер
или байкерша,может мечтает стать экстремалом,а ему без его
ведома рекомендуют кросскантри.Шоссейные и кросскантрийные
настройки предназначены,чтобы достичь максимальной скорости на
ровной Т.Е. НЕ БЕЗДОРОЖЬЕ дороге,при этом в жертву скорости
приносится управляемость велосипеда.В экстрим байке
(наверное будет правильно дальше классифицировать кросскантри и
экстрим,как вседорожник и внедорожник,хотя внешне
вседорожник и похож на внедорожник,но таковым не является)
Продолжим.Во внедорожнике все настройки таковы,что позволяют
контролировать его в любой ситуации,на любом обрыве,на скалах
трамплинах и т.д. в любой момент времени ,в ущерб
скорости на дороге конечно,но для экстрима большая скорость и не нужна.
По Ялтинской классификации,внедорожником можно назвать только байк,на
котором можно не просто ехать по дороге в гору,а ездить СОБСТВЕННО ПО
САМИМ ГОРАМ,Т.Е. СКАЛЫ,ОБРЫВЫ,КОЗЬИ ТРОПЫ И ВСЕ ТАКОЕ.
НАСТРОЙКИ ВНЕДОРОЖНИКА.
В качестве примера выбран профессиональный триально-слаломный хардтейл
LEADER FOX DRAGSTAR с нулевой высотой кареточного узла.
Правильная МАКСИМАЛЬНАЯ установка высоты седла
должна давать возможность вращать педали до самой нижней точки
оборота, не выпрямляя колени полностью и не виляя бедрами на
седле. Если то или другое имеет место, Ваше седло стоит слишком
высоко. Необходимость выпрямлять колени при вращении педалей не
дает Вам педалировать плавно и быстро; из-за этого хочется
использовать более высокую передачу, чем та, которая была бы
наиболее эффективна. Ограничив разгибание ног, Вы сделаете
педалирование более плавным и повысите возможную частоту
вращения. К тому же это лучше для Ваших мышц и суставов. Если
седло стоит слишком низко, Вы почувствуете это по своим
четырехглавым мышцам или по мышцам бедра.Я определяю правильную
установку седла так:Сначала грубая установка,сидя в седле ступни
ног должны полностью касаться земли.
Тонкая установка:Обороты шатунов при которых происходит подхват,
т.е. обороты при которых вы можете долгое время отдавать полную
мощьность и при небольшом их увеличении байк как-бы рвет из под вас.
Обычно это 90-120 об/мин на передаточном числе 1 или 1,1 относительно
средней звезды системы при 10% подъеме.
Тогда получится максимальный вращающий момент,т.е еще нет натяга и в тоже
время выбранная передача еще эффективна(в сравнении с автомобилем еще нет
разрыва двигателя)
Если вы сможете держать данные обороты в течении 30 мин,значит седло стоит
правильно.Если хочется переключится вверх,седло стоит высоко.
Если перенапрягаются мышцы бедра,седло немного низковато.
Еще раз повторюсь.
Для длительной езды на горном байке,в условиях ПОЛНОГО бездорожья,с отдачей
мощьности в 100-150% шоссейнокросскантрийный стиль езды абсолютно
неприменим.
О руле можно сказать только то,что он должен быть гнутым,шириной чем больше тем
лучше,и установлен выше седла не менее чем на 10см.Педали должны быть BMX.
Вилка только гидромеханическая или можно просто механическую,пневматика
не применима.Ход вилки,чем больше тем лучше.Резина,чем шире и агрессивнее,
тем лучше.Система,две звезды с рокрингом вместо самой большой.
Рама,должна быть специализированная.Возможно конечно использовать и
кросскантрийную небольшой ростовки,с длинной верхней трубой(например АТОМ).
но ни вкоем случае не merida.(Исключение ТОЛЬКО merida umf)
Merida и надежность,понятия НЕСОВМЕСТИМЫЕ.
P.S.Может конечно кросскантрийщики и обидятся,что я сравниваю их с шоссейниками.
но поверьте моему более чем 20 летнему опыту профессионального занятия
велоспортом,ни один супер-пупер кросскантри велосипед(тем более
кросскантри двухподвес,он намного хуже хардтейла,даже самый навороченный)
не может соперничать по надежности и проходимости даже с посредственным
триаллером или слаломом.
И ни у одного кросскантрийщика нет такого совершенства
владения велосипедом как у экстремала.Возможно кросскантрийщик и
сможет обойти меня на ровном асфальте,но все его преимущества
закончатся когда придется ехать по бездорожъю.И многие ли,кто применяют
в езде настройки кросскантри,смогут пройти за летний световой день хотя-бы
150-200км в условиях бездорожъя?Экстремал сделает это запросто,
во многом благодаря правильной посадке и более серьезной физической
подготовке.
В общем вывод таков:Советы которые идут именно от шоссейников
и кросскантрийщиков ни вкоем случае не подходят для экстремалов.
Еще раз прошу,не обижайтесь,у вас свои настройки, у нас экстремалов свои.
Да и экстрим-байк очень отличается от шоссейного и кросскантрийного.
Андрей.Ялта.
Yalta-Bike-Transit.