кое-что о чае
Додано: 16.8.04 10:49
вчера очередной раз побывал в Чайном Клубе (кто не знает, это во дворе на просп.Дружбы Народов, 7)
Появились некоторые мысли, которыми захотелось поделиться и их обсудить.
===
Несомненно, громкий разговор и заносы подвыпившего девичьего тела с угрозой обрушить ширмы вносят некоторый разлад в китайскую чайную церемонию гунфу-ча. Это приходится признать даже под угрозой прослыть снобом. Когда кто-то так себя ведет, инстинктивно поджимаются пальцы ног, ногти рук и уши головы. Снобизм и гнилая интеллигенция, да, но не только. Я пытаюсь понять - зачем все эти ритуалы? Почувствую ли я отличия во вкусе и аромате чая, заварив его не в исиньской глине, а в фаянсовом чайнике с полурастекшимся коричневым штампом ОТК-1, 1р.40к. на донышке вместо рельефной печати с иероглифами? И выпью из обычной польской чашки с надписью nobody is perfect вместо глиняной с белой эмалью внутри? И закушу.... нет, про бутерброды не будем, это уже перебор. И уж тем более, повлияют ли на его вкус разговоры не о том и на повышенных тонах? Строго говоря, не повлияют, и не почувствую, я пробовал. Но изменится кое-что другое, более важное, чем вкус и аромат.
Потому что (щас скажу банальность) соблюдая ритуалы, выполняя или наблюдая за действиями и паузами, за их порядком и ритмом, человек неизбежно наводит некоторый порядок в башке, будь она даже тупой европейской башкой. Потому что обычные действия и их порядок можно наполнить содержанием и выбросить из головы внешний мусор. Очень забавно ответил Мастер на вопрос о том, нафига рядом лежит камень и есть ли в этом некий сакральный смысл? Он сказал простую вещь: если камень занял ваше внимание, значит, на это время вы забыли о внешнем, и оказались "здесь и сейчас". Затем и лежит.
Интересно все-таки, что увлекаясь восточными ритуалами, предполагающими восточный же этикет, будь то, к примеру, то же питье чая, мы подходим к нему с чисто западными понятиями об этом самом этикете. А отличие, говоря просто, заключается в том, что этикет в понимании европейца - приличное поведение на людях, а в понимании того же, допустим, китайца или японца - перед самим собой. Из этого неизбежно вытекает, что эффекта можно достичь, даже если фантазии хватит наполнить смыслом и превратить в стройный порядок процесс заваривания чая в пакетике - если вас интересует внутренний, а не внешний эффект. И еще умные китайские слова: "Лучшее время для чая, когда вы уже всюду опоздали"
Для ритуала место есть всегда, в этом меня убеждает статья на одном из чайных сайтов, описывающих соревнование, заключающееся в размешивании чая в стакане ложкой с последующим отпусканием последней и подсчетом оборотов ложки "в свободном полёте". Вот цитата (это шутка напоследок, для "расслабиться"):
Некоторые радикально настроенные авторы утверждают, что при размешивании чая с отпусканием ложки наличие сахара в чае необязательно – не в этом, мол, смысл размешивания. Я категорически утверждаю, что в чашке чая должно быть минимум две чайные ложки сахара и максимум – четыре. Во-первых, такова традиция, которую нужно чтить. Во-вторых, опыты А. Джона и Л. Стейбница убедительно доказали, что наличие сахара увеличивает пробег ложки на 15-30 процентов за счет изменения плотности среды по мере растворения сахара («Вопросы уравнений Бернулли», № 8, Лейпциг, 1995).
Размешивания чая с отпусканием ложки идеально подходит в качестве уставного развлечения для солдатских столовых, так как способствует сплочению армейского коллектива. Использование ржавых гаек для повышения общей инерционности системы не допускается.
Появились некоторые мысли, которыми захотелось поделиться и их обсудить.
===
Несомненно, громкий разговор и заносы подвыпившего девичьего тела с угрозой обрушить ширмы вносят некоторый разлад в китайскую чайную церемонию гунфу-ча. Это приходится признать даже под угрозой прослыть снобом. Когда кто-то так себя ведет, инстинктивно поджимаются пальцы ног, ногти рук и уши головы. Снобизм и гнилая интеллигенция, да, но не только. Я пытаюсь понять - зачем все эти ритуалы? Почувствую ли я отличия во вкусе и аромате чая, заварив его не в исиньской глине, а в фаянсовом чайнике с полурастекшимся коричневым штампом ОТК-1, 1р.40к. на донышке вместо рельефной печати с иероглифами? И выпью из обычной польской чашки с надписью nobody is perfect вместо глиняной с белой эмалью внутри? И закушу.... нет, про бутерброды не будем, это уже перебор. И уж тем более, повлияют ли на его вкус разговоры не о том и на повышенных тонах? Строго говоря, не повлияют, и не почувствую, я пробовал. Но изменится кое-что другое, более важное, чем вкус и аромат.
Потому что (щас скажу банальность) соблюдая ритуалы, выполняя или наблюдая за действиями и паузами, за их порядком и ритмом, человек неизбежно наводит некоторый порядок в башке, будь она даже тупой европейской башкой. Потому что обычные действия и их порядок можно наполнить содержанием и выбросить из головы внешний мусор. Очень забавно ответил Мастер на вопрос о том, нафига рядом лежит камень и есть ли в этом некий сакральный смысл? Он сказал простую вещь: если камень занял ваше внимание, значит, на это время вы забыли о внешнем, и оказались "здесь и сейчас". Затем и лежит.
Интересно все-таки, что увлекаясь восточными ритуалами, предполагающими восточный же этикет, будь то, к примеру, то же питье чая, мы подходим к нему с чисто западными понятиями об этом самом этикете. А отличие, говоря просто, заключается в том, что этикет в понимании европейца - приличное поведение на людях, а в понимании того же, допустим, китайца или японца - перед самим собой. Из этого неизбежно вытекает, что эффекта можно достичь, даже если фантазии хватит наполнить смыслом и превратить в стройный порядок процесс заваривания чая в пакетике - если вас интересует внутренний, а не внешний эффект. И еще умные китайские слова: "Лучшее время для чая, когда вы уже всюду опоздали"
Для ритуала место есть всегда, в этом меня убеждает статья на одном из чайных сайтов, описывающих соревнование, заключающееся в размешивании чая в стакане ложкой с последующим отпусканием последней и подсчетом оборотов ложки "в свободном полёте". Вот цитата (это шутка напоследок, для "расслабиться"):
Некоторые радикально настроенные авторы утверждают, что при размешивании чая с отпусканием ложки наличие сахара в чае необязательно – не в этом, мол, смысл размешивания. Я категорически утверждаю, что в чашке чая должно быть минимум две чайные ложки сахара и максимум – четыре. Во-первых, такова традиция, которую нужно чтить. Во-вторых, опыты А. Джона и Л. Стейбница убедительно доказали, что наличие сахара увеличивает пробег ложки на 15-30 процентов за счет изменения плотности среды по мере растворения сахара («Вопросы уравнений Бернулли», № 8, Лейпциг, 1995).
Размешивания чая с отпусканием ложки идеально подходит в качестве уставного развлечения для солдатских столовых, так как способствует сплочению армейского коллектива. Использование ржавых гаек для повышения общей инерционности системы не допускается.