Отчет о велопоходе по Кавказу
Даты: 04-16 августа 2005 года
Участники:
Родион Альтшулер (Rodion)
Олег Долбак (rip)
Юрий Новиченко (YURAN)
Иван Артеменко
Маршрут:
Кисловодск – Кичи-Балык – т/б Долина Нарзанов – плато Бечасын – р. Кубань – Эльбрусский – Карачаевск – Псебай – Переправная – Бесленеевская – Баговская – р. Гурмай – траверс г. Ачкохо – Даховская – Гузерипль – приют Партизанская Поляна – Инструкторская Щель – ур. Лагонаки – р. Цице – оз. Псенодах – пер. Фишт-Оштенский (н/к 2225м) – приют Фишт – пер. Белореченский (н/к 1782м) – пер. Черкесский (н/к 1836м)– кордон Бабук-Аул – Солох-Аул – Дагомыс.
Асфальт: 183 км
Грунтовые дороги: 188 км
Пешеходные тропы: 45 км
Общий набор высоты: 11400м
Высшая точка: 2381м
Несколько фотографий:
http://photofile.ru/default/do.php?aid=577567&np=y
06 августа
Кисловодоск - Кичи-Балык - т/б Долина Нарзанов
тропы 6 км
грунт 10 км
асфальт 20 км
набор 1615 м
Пять утра. В Кисловодске – солнечно. На сегодня – простой, разминочный маршрут: 35 км, подьем с 800 на 1655м, асфальт и гравийная дорога. Еще и ночевка на турбазе ("Долина нарзанов").
Выезд из города – отличная асфальтовая дорога, аж противно. Вскоре она сменяется "улучшенной грунтовой", когда мы въезжаем в Кичи-Балык. Здесь начинается Кабардино-Балкария и виды на Эльбрус.
Подьем сменяется спуском, но вроде рановато… Оно и неудивительно: мы пропустили поворот! Штурман лоханулся, и вместо того, чтобы вернуться километр и поехать правильно, сворачиваем на грунтовку в нужном направлении и решаем срезать по ней. На грунтовке, которая вскоре сменилась круто уходящей вверх тропой по траве, подстерегали большие собаки, кусючие мухи и хащи. Ну и подьем оказался не до 1655, а на все 2000м. Короче, тренировка перед главным хребтом: иди и не останавливайся, потому что закусают всякие слепни и оводы. Велошорты и велоперчатки прокусывают легко.
О! А вот и дорога. Подьем закончен, Эльбрус вновь открывается нам, вместе с занеженными вершинами гор поменьше – это часть Главного кавказского хребта. До них – километров сорок-пятьдесят…
Подъезжаем к какому-то посту. Мы еще не знаем, как он кстати. Олег еще не знает, что его паспорт остался в поезде.
А на посту всего-то предложили зарегистрироваться. Мы, естественно, согласились. У Олега это получилось сделать только через восемь часов.
За эти восемь часов Олег и я, оставив байки на посту, спустились на машине в Кисловодск и обратились в милицию на вокзале. У закона длинные руки, и паспорт наш нашли в Минеральных водах (из Кисловодска поезд как раз час назад ушел). И за скромную плату в 200 рублей (на "пятихатку" бедного украинского туриста Олега расколоть милиции не удалось ) даже вернули на электричке прямо нам в руки. Кстати, не кладите паспорт в сеточку на стене
. Обратно – немного на машине, и пяток километров интервального бега по грунтовке вверх.
А тем временем Юра и Ваня тоже времени зря не теряли: завладели личным оружием, средствами индивидуальной защиты и бараниной постовых. Осуществили фотосьемку оружия и местности. А если серьезно – то действительно на посту нас встретили более чем гостпепреимно: кормили, развлекали, пострелять из автомата не дали – патронов типа не очень много, пожелали счастливого пути.
В общем, все довольны (особенно Олег! хе-хе), дальше – спуск в Долину нарзанов. Кто такие нарзаны – Юра не знает, но ниче, обещаем показать. Если не спрячутся.
На спуске – собственно, первом же в нашем путешествии – у меня отлетает багажник (консольный). Ну и ладно, скатертью дорога.
На турбазе – домики (для бедных туристов из Украины – по 150 руб./чел, а вообще по 300), бесплатное мясо и хлеб из столовой, дискотека на улице с детишками, и, естественно, нарзан. Уже темно, и только на следующее утро мы видим красоту вокруг. Так, ничего особенного, но ущелье симпатичное. И речка. И мух нету…
Итого: план на день выполнен, даже несмотря на незапланированные развлечения, еды полно, погода хорошая, настроение замечательное
07 августа
Т/б Долина Нарзанов - плато Бечасын
грунт 60 км
набор 2210 м
И снова в горы, на плато Бечасын. Но до него еще надо доехать. Пока что мы едем вверх, с 1400 до 2300м. Хорошая грунтовая дорога, на небе – ни облачка. Нарзан придал нам сил (но уменьшил запасы туалетной бумаги), так что пара часов – и мы наверху.
Вот это я понимаю велосипедная дорожка. Подьемы сменяются непродолжительными спусками и опять подьемами. Это не плато, скорее, хребет, судя по рельефу. До плато еще – ехать и ехать. А ехать все труднее, с жарой появляются и столь полюбившиеся нам мухи. Гипоксия им не страшна, усталость им неведома – в отличие от нас. Подьемы не заканчиваются, а отдыхать вовсе не в удовольствие – быть стоячим кормом для насекомых никого не прельщает…
О воде на хребте. Источники есть, но они не возли дороги. Их много, но периодически пересыхают. Надо высматривать ущелья и спускаться. Мы без особых проблем нашли парочку.
Чуть не пропустили поворот на Бечасынское плато – дорога вперед уходит под Эльбрус, к источнику Джиил-Су. Там туда в этот раз не надо. А наш поворот – направо, там даже табличка есть с надписью "Бечасын".
В районе двух часов дня решаем поставить палатки и спастись от мух и от жары. Тени нет. Капец. И проехали-то из запланированных 60км фигню – може двадцатник…
Выезжаем в пять. Дык совсем другое дело, теперь же ж можно ехать. Да и хребет выравнивается, дорога улучшается. Воды опять нет. Находим трубу и дыру в ней, откуда хлещет вода. Не, не пейте оттуда – это поилка для коров.
Ваня упал, пошкрябал спину и немного погнул багажник. Не сильно – Ваня цел, а для Юры выровнять багажник голыми руками – плевое дело.
А вот и Бечасынский сырзавод. Темнеет, надо ехать дальше (чтоб заночевать пониже), но это не повод отказаться от сыра. И правильно! Почти с порога хозяин предлагает нам вкусить арбуза – вот это в тему! И сыра. И сметаны. И баранины. И хлеба с чаем и конфетами. И переночевать. Отказываемся только от последнего.
Рассказывает о жизни. Жизнь у них сейчас спокойная, не стреляют. А было время, что сидели как на пороховой бочке. С тех пор оружие осталось, так что он, сидящий перед нами в камуфляжной майке и бандане, всегда готов. Серьезный такой усатый мужик, жаль что не спросили хотя бы как зовут… В общем, будете в тех краях – обязательно сырзавод посетите. Передавайте привет хозяину.
Уезжаем в ночь. Небольшие спуски чередуются с небольшими подьемами, небо по-прежнему ясное. Тепло (как для ночи в горах). Спуск становиться круче, ночью ехать его неинтересно. Ставим лагерь.
Сначала кажется, что как для двух тысяч высоты тут очень тепло, потому такие бравые парни, как Олег и я, решаем ночевать под открытым небом, причем без спальников. К трем ночи мне это надоело и я ушел мерзнуть в палатку. Олег, плотнее закутавшись в велочехол, остался.
Ну что ж, куда собирались – туда и доехали, как-то странно когда всё идет по плану… Еды всё еще полным-полно (еще бы – навернуть столько жратвы на сырзаводе!), погода всё еще хорошая, горелка всё еще работает, и настроение замечательное.
08 августа
Спуск с плато Бечасын - р. Кубань - Эльбрусский - Карачаевск - (маршрутка) - Псебай
грунт 26 км
асфальт 33 км
набор 606 м
Матрас
Проснуться было несложно, потому что особо не спалось. В утреннем свете видим Эльбрус, уже с другой стороны. Он уже не двуглавый, а повернулся к нам боком. Тоже красиво.
По описанию хозяина сырзавода нам надо спуститься к реке Кубань, проехать Царские ворота (мост между скалами), и вскоре выехать на асфальт.
Спуск длинный и интересный, по каменистому раздолбанному серпантину. А вот и река. По наивности моем себя и велики. А до асфальта еще ехать и ехать, особенно если учесть, что дорогу нам подсказали неправильно. Через реку нам не надо, в конце серпантина пропустили правый поворот. Возвращаемся.
Отличная грунтовка вдоль реки. Только грязная. Фи, мы ж только помылись.
С началом асфальта начинается и дождь. Немного помокнув, вспомнили заброшенный дом, в ста метрах от нас. Рядом – жилой. Спрашиваем у хозяина, можно ли переждать дождь в заброшенном доме – нифига! Нельзя. Зато можно в доме этого хозяина. Показав нам, где кровати, печка, конфеты и вермишель, сам хозяин уехал куда-то по делам.
Через пару часов дождь заканчивается. Вернулся хозяин, предлагает бахнуть водочки на дорожку. Не, мы за рулем.
Через 33км отличной асфальтовой дороги въезжаем в Карачаевск. Ну село селом, однако магазины имеются. Водила первого же попавшегося микроавтобуса соглашается нас довезти до Псебая (130 км) за не помню сколько денег (1600 руб. кажись).
Попивая пиво и поедая яблоки, едем с видами на Главный кавказский хребет (иногда). Останавливаемся при въезде в Ставропольский (или Краснодарский?) край, тут – серьезный блокпост. Паспорта проверили и пропустили.
Псебай. Турбаза "Восход", 150 руб. Горячий душ, горячий ужин, холодное пиво, бильярд… Жизнь удалась.
09 августа
Псебай - Хащи на пути к Баговской - трасса - Преградная - Бесленеевская - Баговская - р. Гурмай (12км от Баговской)
асфальт 62 км
хащи 12км
грунт 18км
всего 92 км
набор 1003 м
Знакомство с хащами
Сегодня гор не предполагается, разве что чуть-чуть, разве что на подьезде к Даховской с запада. Никаких палаток собирать не надо, километраж – около сотни, так что выезжаем пораньше, с утра решили обойтись без бильярда.
Путь наш идет по грунтовке (каких-то 15 км) до поселка Баговская. Олег сьел шоколадку "Несквик", надписи на которой нам клятвенно обещали "шоколадные приключения". Возможно, поэтому препятствие в виде 15км грунта оказалось непреодилимым – через пару км грунтовка превратилась в тропинку, тропинка – в хащи, хащи – в хащи с холмами и заваленным ручьем. А на карте здесь дорога… Разведке дорогу найти не удалось. Возвращаемся, объезжаем по асфальту.
Едем пелетоном. Едем плохо, и при смене ведущего пелетон то ли тормознул, то ли сделал вид что собирается… В общем, в результате – падает замыкающий на тот момент Олег, из колена хлещет кровяка. Не так чтобы сильно, но неприятно. Заклеиваем, едем дальше. Короче, шоссейников из нас не получилось.
Поворот на Переправную. Грунтовка средней паршивости. Переправная. Снова асфальт. Бесленеевская. А вот и Баговская. Отсюда, если верить карте, идет грунта на Даховскую. Уточняем у аборигенов… Хреновые аборигены, не знают не то что грунтовки, но и вообще что за Даховская такая. Но вот находится один дядька, который показывает не только дорогу (собсно, она там одна и ехать мы туда и собирались, но после грунтовки Псебай-Баговская не особо верю карте), но и с точностью велокомпьютера – километраж до ручья (12км), где можно поставить лагерь. Прибавляет: "Но там дорогу сильно размыло, трудно вам будет проехать". Ха! Мы не боимся. Пока что…
Да, есть ручей. Ставим лагерь, еще и засветло – ну чем не матрасники? Очень хочется в горы – здесь загрызают комары, костер их мало останаливает…
10 авгутста
р. Гурмай - траверс г. Ачхоко - Даховская - пастбище в 2 км от Даховской
асфальт 4км
грунт 38 км
набор 1288 м
Шоколадные приключения
Хорошая погода и дорога вверх – что еще надо для полного счастья?
Шустро поднимаемся на перевал – он никак не называется, на высоте около 1350м, но точно есть: подьем сменяется спуском, пока что неубедительным. Едем в лесу, так что видов никаких нет. Зато есть ежевика. Дорога совсем даже и не размыта, а вполне замечательная. Настроение замечательное, и даже скачущая на низких передачах цепь Олега не может нам его испортить: оказывается, один из роликов уже совсем беззубый, меняем и едем дальше. И вообще, где все дикие звери? Ни одного кабана вокруг.
Но расслабляться еще не время: после обеда начинается ливень. Решаем переждать под тентом – неуютно. Либо ехать, либо палатки. Выбираем палатки. Тут выясняется, что горелка (точнее, примус советских времен) уже не работает – растряслась на багажнике. Даже наш мастер-костровой Юра тут бессилен.
Без горелки, а еще и без воды (пытаемся собрать тентом дождевую, в общем успешно) и без еды (вот это с неба пока не падает) стоянка несколько неуютная. Спим. К пяти (шести?) вечера дождь стихает, выдвигаемся.
Помнится, сегодня с утра у Олега оставался еще один "Несквик" – заметно! Обещанные шоколадные приключения не заставили себя ждать. Ночь застает нас всё на той же грунтовке, которая была утром, теперь это даже спуск. Только лужи и колеи полуметровой глубине превращают нас в пешеходников. Под ногами приятно почавкивает коричневатая жижа. В свете фары впереди видна всё такая же жижа…
Уж не помню, сколько длилось это пешеходное безобразие, часа два, три, вряд ли четыре. Еще и дождь пытается идти. Шоколадные приключения в разгаре! Кстати, пара шоколадок не помешала бы – последние печеньки сьели на стоянке, а больше ничего как-то и нету.
И – невже? – наша грунтовка соединяется с другой, ездибельной, грунтовкой. Приятно все-таки ехать. Время – примерно десять вечера. До Даховской остается около 5км, но тут покрышка Олега протирается о колодку слишком близко стоящего тормоза… Решаем не менять покрышку в темноте – быстрее придти в Даховскую, и, возможно, успеть до закрытия какого-нить магазина, столь желанного в данный момент.
Даховская. На улицах – никого, магазины – закрыты… Но нет, есть открытый бар! Через десять минут закрывается, сволочь, ни ничё, давайте шо у вас там есть в закромах.
После ужина отходим на пару км за село и ставим палатку на каком-то пастбище. Задолбались за сегодня конкретно, а ведь основные горы еще впереди. Вот он, Главный кавказский хребет, уже виден. Над ним и над другими горками поменьше возле Даховской сверкают разряды молний – не хотелось бы сейчас там оказаться.
11 августа
Даховская - Гузерипль - приют Партизанская Поляна
асфальт 36км
грунт 7км
набор 1508 м
Из нашего лагеря в утреннем свете открывается вид на невысокий горный массив, весьма напоминающий Мангуп. Сверху висят небольшие тучки, но вскоре рассеиваются.
Асфальт. Сверху нависают горы, не особо высокие и местами даже красивые. Внизу бурлит река. А мы едем в Гузерипль. Со вчерашним днем – контраст! Даже как-то скучно. Но это временно, сегодня день просто разгрузочный. Не спеша встали, отдохнув от шоколадных приключений (о! на завтрак две шоколадки, благо, не акционные). Не спеша заштопали покрышку Олега. Еще раз безуспешно попытались разжечь примус…
В общем, где-то к обеду, по асфальту, как настоящие матрасники, мы приехали куда? Точно. В кафе. Кафе в округе одно, на турбазе для мажоров. Ну а что, 700 рублей в сутки – а рядом даже моря нету. Правда, по реке на надувных лодках сплавляются весьма активно, то и дело проезжают микроавтобусы с лодками, раздаются радостные вопли гребунов. Матрасники, короче.
В кафешке пешеходники были удивлены нашим планируемым маршрутом по хребту. Предлагали свой вариант, через другие перевалы. Какие еще другие перевалы? У нас что, карта есть что ли? Но все же выслушали внимательно, авось пригодится. О, еще оказывается в Гузерипле надо взять пропуск. Нас ждет бюрократия – это плохо…
Бюрократия в лице лесника оказалась вовсе не обременительной. Поев в администрации заповедника сорванных тут же яблок, взяли пропуск. Лесник всё не мог допереть, что у нас за маршрут, че-то в его списке маршрутов такого не было даже похожего. Еще бы, у него ж для пешеходников маршруты. Взяли пропуска на сутки (100 рублей с лица), пообещав выйти с высоты 1500м в четыре утра и выйти из заповедника за сутки. «А вы еще и с велосипедами» - спросил на прощанье лесник. «Ну да». – «Еб…ться». А что такое?..
Пару слов как найти дорогу к лесничеству. Въезжаете по асфальту из Даховской в Гузерипль. Заблудиться не получиться. Первый асфальтовый поворот, уже в Гузерипле, направо – к Партизанской поляне. Вот туда мы и едем.
А к лесничеству – прямо, пару км, пока не упретесь в шлагбаум. Магазины – направо. С магазинами напряг, на четверых удалось купить лишь два рулона салфеток по 65м. А вдруг опять нарзаны? Может не хватить.
Подьем к приюту Партизанская поляна. С 700 до 1500м. Пару км – отличная асфальтовая дорога. После – лесовозная, но собираются асфальтировать. Ближе к приюту – грунтово-каменистая. К приюту – прямо, был какой-то поворот направо – туда не надо.
Вечереет. Хоть сегодня и матрас, но что-то задолбались. Приют никак не показывался, и это неприятно. Но вот и он, вот озеро рядом с ним, вот крыша и стены, костер, дрова и дедушка-комендант. Света нет, кабельного телевидения тоже, еды тоже нет. Ну ниче, в озере купаемся и стираемся, костер тоже очень кстати. 50 рублей с человека стоит это удовольствие.
Опять ночью холодно без спальника.
12 августа
Партизанская поляна - Инструкторская щель - ур. Лагонаки - р. Цице - пер. Фишт-Оштенский - 400м от приюта Фишт
грунт 10 км
хащи и пешеходные тропы 12 км
набор 1768 м
Главный день
Сегодня – Главный день. То, что было до, было непросто, было интересно, но… Но довольно определенно. А что ждет сегодня? Мало ли что писали москвичи в отчете об этом участке…
Вид на Оштен. Красиво. Наш Гузерипльский перевал тоже виден (где – я не понял, но нам показывали).
Через шесть км грунтовка, по которой можно ехать, заканчивается. Тропа есть, она однозначна, но по каким же б$я Хащам она идет! Вот лес. Тропа самого западлистого характера – местами крутая, как бы большими ступеньками, узкая. Затаскивать байк все труднее. Мухи тоже не дремлют, слегка нас подгоняют. Хащи обступают нас, возвышаясь еще на полметра сверху… И это они называют маркированной тропой.
И где спрашивается наш перевал? Кстати, в московском отчете участок приют-перевал занял 2.5 часа. Либо монстры, либо мы идем не той дорогой… Но других как-то не наблюдается, трек, нарисованный по тропам на километровке, совпадает с нашим направлением.
Хащи не заканчиваются. Они впереди и сзади, ну и по бокам. Байки и груз тащим отдельно – так быстрее. Два с половиной часа уже прошли, а перевал… А перевал где-то вообще в стороне. Мы отклоняемся от маршрута и взбираемся на Лагонаки. Но тропы в направлении нашего перевала вроде и не было. Ну и ладно, при ближайшем рассмотрении карты видим, что с Лагонаки на пер. Майкопский выход гораздо проще, чем по планируемому нами маршруту. Фактически, мы не делаем крюк с тремя перевалами – никто не возражает их пропустить. Сказываются три часа по хащам с языком на плече (чтоб мух отгонять).
Наши усилия вознаграждены самым приятным зрелищем на тот момент – дорогой! Такая себе грунтовка, по которой можно ехать. Вдали виднеется микроавтобус даже. Появляются пара лесников… Рано! Сегодня у нас еще не просроченные пропуска, нате, смотрите.
Высота – две с хвостиком. Красота. Оштен с северной стороны, снежок лежит, но пока далеко, в снежки поиграем потом. До Майкопского перевала остаются понты, км 5 или 7, еще частично и по проезжабельной дороге. Спуск к р. Цице. Пешеходники (пешеходницы) купаются, и вообще у них тут дневка. Уточняем у них, что ждет нас. Мы обратились по адресу – группу тинэйджеров ведут несколько опытных мужей, бывающих здесь каждый год.
Расклад не очень. К Майкопскому перевалу мы выйдем, но за ним нам обещают длинный подьем на пер. Грачевского, и вообще дорогу к морю там что-то не припоминают. Говорят, что все, кто хочет выйти к морю, идут через пер. Черкесский и дальше спуск в Дагомыс. Это уже вторая группа, которая нам это говорит. Решаем, что стоит прислушаться. Когда узнают наш маршрут от Партизанской поляны – сильно удивляются. Говорят, что по этой «инструкторской щели» они не ходят, потому что ну ее нафиг.
Но это все меняет. Пер. Фишт-Оштенский, описанный москвичами как самый злой на маршруте, нам еще предстоит, правда, с севера на юг.
Идем. Вот озеро Псенодах, вот вдали Фишт-Оштенский перевал. По крутому траверсу подбираемся к нему, наблюдая скалы г. Пшеха-Су, Оштен (теперь с востока). Масштабы панорамы оценить трудно, не с чем сравнить. Разве что палатки возле озера. Крошечные они, на фоне окружающих их громад…
Подьем на перевал не особо сложный, но через каменюки байк потаскать пришлось изрядно. Вот снежники. Вот перевал, 2225 м. Вид на юг, на Главный кавказский хребет, а также на приют Фишт, ручей рядом с ним тоже такой симпатичный. Это очень кстати, еда почему-то снова заканчивается.
Хорошая такая тропа вниз, с маркером. Но почему-то теряется, когда мы уже спустились. Вот тропа, вот ее пересекает ручей… И вот ее уже не видно за ручьем. Темнеет. Разведка не дала результатов. Ломимся через хащи… Фиг вам! В хащах быстро попадаем на камни в человеческий рост, и хоть до базы 400м – через них карабкаться ночью не будем.
Идем вдоль ручья, прыгая по камням. Вскоре это тоже не получается. По ручью не пройти сухим, вдоль ручья – вообще не пройти. Не, ну 400м осталось! А там – пиво, теплая кровать…
Разведка снова безуспешна. Решаем идти по воде. Идти фигню, ноги и так у некоторых мокрые, и вообще на базе высушим обувь. Однако…
Шаг. Еще шаг. Вода не кажется особо холодной – организм еще разогрет после перевалов. По колено. По пояс. По колено. А что делать…
Речка вообще бурная, но вот в узком месте между двумя высокими камнями бурлить перестает. Я сразу понял это намек, но вот на что не пойму… Шаг – и вода накрывает вместе со шлемом, вот уж не думал что в горной речке пригодятся навыки плавания. Взмах руки, еще – и вот уже можно упереться спиной и ногами в камни. Велик вроде еще при мне, вот, держится седлом за колено. Чувствую, что что-то лишнее, с рюкзаком и байком вылезти не получается.
Говорю, что сейчас самое время для оказания помощи Помощь не заставила себя долго ждать – Юра схватил велик, Ваня нашел какую-то хитрую тропу сверху и забрал рюкзак, и потом вместе с Олегом вытащил меня… В общем, это все очень приблизительно, точно восстановить картину не могу. Да и надо оно вам? Просто ходите по тропам, не ныряйте с великами в незнакомых горных речках.
Короче, такое проишествие натолкнуло нас на мысль срочно поставить лагерь. Притоптав пару квадратных метро Хащей, поставили палатки. Очень кстати оказался гольф и шерстяные носки Юры.
Опять прохладно, 1600м. Всё еще 400м до базы, как и час-два назад.
Жратвы почти нету, горелка не работает… Романтика!
13 августа
Приют Фишт - пер. Белореченский - пер. Черкесский - кордон Бабук-Аул
пешеходные тропы 15км
набор 723 м
Утром, естественно, тропу нашли. Метрах в тридцати через Хащи и камни, непреметная такая.
На базе – пиво (50 руб./0.5л) и много других вкусных вещей. Салом угощают просто так. Завхозу Юре даже удается добыть нам капусту, припасенную для каких-то там тургрупп. О, вот и наши вчерашние проводники подошли. Тут у них тоже дневка.
Сегодня уже хотим к морю, уже пора. Впереди – два простых перевала, Белореченский и Черкесский, а дальше – дорога вниз, по которой, как обещают, можно будет ехать.
Врут, всё врут. До Белореченского – не час, а почти два. Черкесский – гораздо ближе, почти без подьема. Тут балаганы, где нам советовали заночевать. Фиг вам, море где? Нету – значит ночевать рано. Время – семь вечера. В балаганах – знакомство с бытом этих самых Черкесов, а также сыр и молоко. Да, это не Бечасынский сырзавод – тут всё за деньги. Ну и правильно, а то ходят тут всякие.
Ехать отсюда можно, но осторожно, недолго, не везде и вообще лучше пешком. Такой себе траверс Фишта. Зато идется – просто супер. Особенно с видом на Фишт, который то в облаках, то без, то одной стороной, то другой какой-нить.
Всё бы хорошо, только пешка по лесу затягивается на несколько часов и порядком надоедает. Темно, тропа крутая, ищем маркеры на деревьях… Эх, видать красивый он, лес этот, при дневном свете. Километров семь кажись шли от перевала, как вдруг появилась дорога. И почти сразу уперлась в кордон. На кордоне – развилка, три дороги. Две из них ведут во двор, а третья, самая левая, собственно и есть дорога в сторону Солох-Аула, где и начинается асфальт. До него еще около 20км…
Но дальше мы не едем. Появляется лесник. «Кто идет?» - «Иностранные туристы!» - «Откуда?» - «Из Украины!» - «А, это у вас там эта… Ну как ее…» - «Тимошенко?» - «Да! Точно! А Пропуска есть?» - «А то!» - «Ну ладно, верю.» Ну и дальше тоже про Тимошенко. Видная личность, даже лесники на Кавказе знают
Дальше ехать ночью лесник не советует, обещает дорогу с обрывом над рекой, предлагает оборудованную стоянку под палатки – т.е. с костром, столом и скамьями. Даже хлебом угостил. Опа, у нас еще сало есть с приюта Фишт… Ну красота!
Все довольны.
Ночью опять холодно, сколько можно?
14 августа
Кордон Бабук-Аул - Солох-Аул - Дагомыс
грунт 19 км
асфальт 28 км
набор 702 м
Казалось бы, что может быть лучше проезжабельной грунтовки 20км с умеренным рельефом? О чем еще может мечтать маунтинбайкер? Как это ни странно,об асфальте и море. Да, уже пора.
Вот грунтовка заканчивается, вот Солох-Аул. Магазин. И в путь.
Но, чтоб жизнь малиной не казалась, еще метров триста вверх по асфальту – и спуск. На въезде в Дагомыс Олег жалуется, что ведущий (я) едет 22км/ч на асфальтовом спуске – он уже, видите ли, стал семечки на ходу кушать. А что я? У меня спидометр не работает
…Море увидели уже с пляжа. Вот оно, теплое, чистое. На самом деле, ничего выдающегося, но цель достигнута! Пусть не за семь дней, а за девять, но, благо, билеты брали заранее. Мы с Олегом уезжаем завтра утром, Иван и Юра остаются еще на пару дней, поматрасить и посмотреть Сочи.
Электричка до Адлера. Ночевка на пляже. А с утра – наш поезд. Вот и всё.
Выводы:
1. Во-первых, спасибо всем участникам за хорошую подготовку, оптимизм на протяжении всего маршрута (лишь участок перед Даховской подорвал было наш дух, но не надолго), за легкость на подьем, ну и просто за хорошую компанию
2. Маршрут получился практически полностью велосипедным. Два пешеходных дня через Главный хребет – приемлемая плата за красоту этого участка. Можно было объехать его с севера, через Черниговское, но стоит ли ради этого ехать на Кавказ?
3. Данные регионы Кавказа ничем не напоминали горячую точку. Я бы сказал, безопасность – как в Крыму. Соблюдать основные правила поведения в походах – и всё будет ок.
4. Из снаряжения не помешали бы крем от мух (Офф-экстрим вроде помогает?).
5. Спальники тоже были бы кстати. Без них – можно, опасности замерзнуть не возникало. Все-таки не пять тысяч и лето к тому же. Просто дискомфортно, на высоте спалось плохо.
6. Палатки – на этом маршруте можно было без них обойтись, практически всегда была возможность цивильной ночевки. Но это можно сказать сейчас, когда маршрут уже пройден…
Бюджет: ~1000 грн., включая поезд. Не отказывая себе в пиве по 50 руб., в ночевках на турбазах (трижды), и включая маршрутку Карачаевск-Псебай.
Так вроде всё. Что-то еще вспомню – напишу.
Есть треки.
Участники – дополняйте!