Сторінка 1 з 1

Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 20:25
GRiNVi4
Подскажите, как определить нуждаются ли втулки в переборке?
Пробег 5-6 тыс. км
Грязи особо не видели, задняя один раз окуналась в водоем.
[spoilerколеса стоковые]Передняя втулка: Quando KT Disc QR
Задняя втулка: Quando KT Disc, Cassette QR[/spoiler]

Re: Переборка конусной втулки

Додано: 12.3.15 20:38
Iron Will
Так получилось, что перебирал свои каждые 2-3 тысячи. Особой чистотой не отличались, с одной стороны смазка еще была чуть серого цвета, с другой уже черная. Лишним точно не будет. Да и пробег уже приличный как для втулок с никудышней грязезащитой. Правда, вначале заберет много времени из-за неопытности в затяжке контргаек.

Перебирать нужно, когда при кручении колеса в подвешенном состоянии звук качения шариков специфический, не ровный - там могут быть убиты шарики, конуса или уже чашки втулки.
По хорошему, велосипед лучше и дешевле обслуживать не когда уже заклинило, скрипит, а до этого. :good:

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 21:20
Александр М.
Возьми колесо за оба конца оси и крутани, если крутится плавно, то скорее всего, что все хорошо, если неплавно и рывками, то надо перебирать. На оси с эксцентриком конуса должны быть правильно отрегулированы: при незатянутом эксцентрике ось сидит во втулке с микро люфтом, при затягивании эксцентрика для фиксации на раме/вилке этот люфт должен пропадать. У меня на новом Giant были перетянуты конуса, т.е. даже при снятом колесе этого микро люфта не было и поэтому конуса и шарики пришли в негодность на пробеге чуть более 1тыс.км

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 21:43
velo-cat
У меня на новом Giant были перетянуты конуса, т.е. даже при снятом колесе этого микро люфта не было и поэтому конуса и шарики пришли в негодность на пробеге чуть более 1тыс.км
Такая беда и у других брендов. Каждый второй новый велосипед у меня на ТО, нуждается в замене конусов и шариков.

Но некоторые просят оставить как есть и через год получают дополнительно убитую втулку.
А конус к тому времени, выглядит так:
Spoiler
Show
Зображення

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 22:04
GRiNVi4
Получается, если конусы были перетянуты, то при пробеге в пять тысяч замена самих конусов и шариков неизбежна?

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 22:15
velo-cat
Получается, если конусы были перетянуты, то при пробеге в пять тысяч замена самих конусов и шариков неизбежна?
Практически в 90% случаев. Ну разве-что это втулки уровня ХТ и выше, где беговые дорожки и конусы имеют суперполировку и выживают даже будучи слегка перетянутыми.

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 23:02
Александр М.
я так понимаю конусы спецом делают из металла помягче, чтоб в случае чего они выходили из строя первыми и берегли чашки втулок

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 23:10
GRiNVi4
Раз уж механик тут, хотелось бы узнать во сколько обойдутся новые конусы, шары?

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 12.3.15 23:18
velo-cat
Раз уж механик тут, хотелось бы узнать во сколько обойдутся новые конусы, шары?
А это уже зависит от втулки. На некоторые, зп сейчас стоят столько, что дешевле переспицевать колесо на новую, купив её на распродаже.
Но это если еще и чашки "поплыли".
Иногда так и делаю. Беру новую втулку и делаю из неё донора.

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 19.3.15 02:25
GRiNVi4
Втулки перебрал. Но есть одна проблемка: контргайки затягивал вроде правильно, был едва ощутимый люфт, но вот когда колеса поставил на вел и зажал эксцентрики, то люфт во втулках стал больше.
А если затянуть чуть больше конуса, то пропадает люфт на оси (на снятом колесе)

Подскажите что делать???

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 19.3.15 09:24
velo-cat
Подскажите что делать???
По логике - собирать без люфта. Большинство, вообще неправильно понимают грань допустимого люфта. Он должен быть на грани чувства, а не ощущения ;)
Собирайте без люфта. И проверяйте на велосипеде по свободному вращению колеса под весом катафотов / соска камеры.
Несильно крутните установленное колесо, оно должно сделать пару оборотов и пару колебательных движений и остановится.
Повторите пару раз и каждый раз, колесо должно останавливаться в том же положении +/- пару см.
Если это так, то регулировка правильная или недотянуто, проверить отсутствие люфта.
Если останавливается всегда в разных положениях, то перетянуто или квадратные шарики.
А вот при квадратных шариках, ловить люфт бесполезно. Он то будет, то - нет. Как звезды сойдутсяшарики встанут.

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 19.3.15 10:37
Александр М.
дополню, вот как меня когда-то учили:
Spoiler
Show
Регулировать конуса на оси с эксцентриком надо на затянутом эксцентрике.
С правой стороны (со стороны кассеты) конус снимать в принципе не надо, а убедитесь, чтобы этот конус был законтрен хорошо. Желательно иметь накидной ключ или что-то подобное для симуляции установки на дропауты. Оденьте это с правой стороны, чтобы оно уперлось в контргайку, проденьте эксцентрик и затяните его с той затяжкой с какой вы обычно затягиваете. (С той стороны где вы регулируете конус крышка эксцентрика должна давить на ось, а не на контргайку.)
Это только подготовка, теперь самое сложное.
Вы должны закручивать по чуть-чуть конус, потом контрить контргайку и проверять на отсутствие люфта и при этом должно быть плавное качение (как вам сказал velo-cat). Это достаточно тонкий момент. Начинайте убирать люфт постепенно. Как только вы искомый момент нашли, откройте эксцетрик и проверьте наличие микро люфта. Еще сложно при этой тонкой регулировке - это обездвижить полностью ось, т.е. тот накидной ключ зажимаете между ног, контролируя недвижимость оси, откручиваете контргайку, подкручиваете конус, обездвиживаете конус и закручиваете контргайку. При настройке по мере приближения к искомому положению обороты конуса будут несколько градусов! Это легче написать, чем сделать... И перед проверкой качения контрить надо хорошо, иначе конус будет самозакручиваться.
Все что я написал выше это теория, в практике это может занять часы. Если вы точно все делаете правильно, но никак не удается найти правильный момент заятжки, т.е. плавное качение и отсутсвие люфта при затянутом эксцентрике и наличие микро люфта при раскрытом эксцентрике, то, как правильно сказал velo-cat, речь может идти об изношенных шариках и конусах. (кстати их дефектовку вы должны были сделать во время разборки).

Можно попробовать сделать проще, чем то, что я написал вверху. Прочитал этот метод где-то у Sheldon Brown.
Берете два ключа и если надо убрать люфт, то одеваете их с двух сторон колеса на контргайки и равномерно немного оба закручиваете. Потом проверяете люфты, как написал выше. Если надо наоборот добавить люфт, то берете два конусных ключа и равномерно одновременно немного окручиваете оба противоположных конуса. При этих манипуляциях еще и конуса хорошо контрятся. Думаю, можете попробовать сразу этот метод. Надеюсь вы ось смазали и этим способом должно получиться.

Честно говоря, даже при понимании принципа это надо любить. Я каждый раз перед этой процедурой готовлюсь марально. Первый раз у меня это заняло часа 2 и это с одним конусом... Проблема была именно в том, что ось немного прокручивалась и я этого не замечал. Теперь я делал это уже раза 4 и все равно занимает какое-то время. У меня втулки начального уровня и я их обслуживаю сам. Но если бы были уровня среднего или выше, то я бы доверился толковому механику.

Все эти сложности только при конусах на полой оси с эксцентриком. Если эксцентрика нет, т.е. ось крепится на вилку/раму на гайки, то там все проще, не надо ничего зажимать, только убрали люфт, убедились в плавном качение - значит всё ок!

Если вам нравится крутить гайки, то у вас должно все получиться. :friends:

Наверно со временем и большой практикой появляется какое-то шестое чувство и для практикующего механика этот процесс уже проходит подсознательно и наверно даже проще, чем я тут написал. И да, как написал velo-cat, этот микро люфт - это что-то такое еле еле ощутимое, на грани чувств, но он должен быть. На своих байках после первой разборки я еще и понял, что и контргайки были изначально плохо законтрены и конус закручивался.

И последнее на велосипеде должна быть та же степень затяжки эксцентрика, что и при регулировке.

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 26.9.15 19:51
GRiNVi4
Дошли руки еще разок перебрать втулки.
Насчет конусов хотелось бы спросить: на одном из конусов обнаружил совсем крошечную ямку, но она всего лишь одна. На некоторых шариках тоже видны подобные дефекты.
Надо ли менять конус, или можно обойтись лишь заменой шариков?

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 26.9.15 20:11
velo-cat
Надо ли менять конус, или можно обойтись лишь заменой шариков?
Надо и конус.

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 26.9.15 20:18
GRiNVi4
Надо ли менять конус, или можно обойтись лишь заменой шариков?
Надо и конус.
А второй конус, который без дефектов, можно ж не менять?

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 27.9.15 10:14
Мустафа
Надо ли менять конус, или можно обойтись лишь заменой шариков?
Надо и конус.
А второй конус, который без дефектов, можно ж не менять?
Можно не менять )

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 27.9.15 16:40
GRiNVi4
Можно не менять
Ок) А с шарами как быть?
Получается меняется один конус, вместе с ним и шары.
На ту сторону где конус не меняется можно засыпать новых шариков?

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 27.9.15 20:58
Мустафа
ЕСЛИ шарики нормальным состояние можно не менять ..

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 27.9.15 21:39
konst
На ту сторону где конус не меняется можно засыпать новых шариков?
Можно, но зачем? Шары в целом более живучие, чем конус. Если конус в нормальном состоянии, то шары тоже не нуждаются в замене. Если же ты проводишь профилактическую замену расходников, то именно конус - кандидат на замену номер один.
Хуже не будет, но смысл не улавливается.

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 28.9.15 19:43
GRiNVi4
Можно, но зачем?
Просто комплект шариков уже куплен (спасибо Trion'у за наводку)
Если б это были кульки шимано - тогда да, жаба б задавила было бы целесообразно приберечь половину, на тот случай когда они действительно понадобятся!
А так как стоимость купленых в десять раз меньше шимановских, то че они будут лежать без дела :kolobok:

Re: Переборка конусных втулок

Додано: 28.9.15 20:57
Trion
По ссылке шимановские шарики из нержи.
Ты купил обычные шх-15, они дешевле на порядок.
Виктория тоже нержой торгует, дороже обычных шаров на порядок, только смысла в нержавейке в бюджетном сегменте нет.
И, по большому счёту, перед установкой шарики не мешало бы микрометром промерять, чтобы в размерную группу купленных шаров случайно из соседней партии один шарик не затесался. Гарантированная размерная группа шаров из разобранного промподшипника.

Иногда конус умирает из-за того, что один шарик оказывается большего диаметра, там на микроны счет. Чаще из-за усталости материала, плохие уплотнения только способствуют этому.
Если будешь менять шары, а старые не выбрасывать, а складировать, скоро начнешь путаться.