Обрывки мыслей по поводу дисковых тормозов
Додано: 6.7.04 16:52
Есть интересная (по моему скромному мнению) статья по поводу дисковых тормозов.
"Обрывки мыслей по поводу дисковых тормозов"
(http://cheltrials.by.ru/articles/discbrakes.htm)
Интересно, кто что думает по этому поводу, можно ли согласиться с выводами, сдаленными в данной статье? В общем, какой гидравлический дисковый тормоз лучший и почему?
Текст статьи:
---------------------------------
Обрывки мыслей по поводу дисковых тормозов
M A G U R A
Очень разнообразная продукция. У всех моделей есть система автоматической подгонки истирающихся колодок. На всё дается 5тиленяя гарантия - типа течь не будут!
JULIE - сила и модуляция средние, что нормально только для легких райдеров. Очень громко работают- некоторые из-за этого их даже меняют. Широко используется пластик (рычаг это вообще 100%), что не идет на пользу долговечности и точного чувства тормоза. Время отклика по сравнению с другими тормозами - дольше. Те, кто пробовал Avid, Hope, Hayes - не в восторге от Julie. Что течет - не слышно. Трудно прокачивать. Плохая модуляция при температуре ниже нуля. Но не всё так плохо – цена не высокая!
CLARA - модели прошлых лет возвращали производителю каждые два-три месяца, так как систему приходилось часто прокачивать чуть ли не после каждого катания из-за наличия воздуха. Через некоторое время, особенно если ещё немного повредить ручку, тормоз начинает подсасывать воздух из резервуара(в модели 2003 года это всё ещё не исправлено). Но даже и без этого, чтобы тормоза нормально работали, необходима хорошая настройка. В итоге, когда надо - не работает. 440 г.
LOUISE 02 - Хорошая сила и модуляция, но плохое чувство ручки - она недостаточно твердая. Течет в лучшем случае через год (в худшем - через 4 месяца), основные слабые места - это сама ручка (слабенькая->легко повредить->начинает течь) и slave caliper (у него достаточно тонкие стенки, при серьёзных падениях (DH) их можно повредить).
LOUISE 03 - новый волнистый диск, 388 г. Про текучесть мало известно, т.к. ещё не накоплен достаточный опыт их использования. Но похоже, за 6 месяцев они уже не текут.
Louise FR - отличная сила, хорошая модуляция, однако ручка не достаточно твердая для агрессивного тормоза (похуже, чем Hayes). Течет реже всех луисов - год-два на нем откатывают и бывают счастливы, поскольку характеристики у него действительно хорошие. О модели 2003 года - пока ничего не слышно о текучести. По-прежнему самое слабое место тормоза - это ручка и slave caliper. 411 г.
МARTA - отличная сила и модуляция у моделей последних лет (раньше было похуже). Ручка по сравнению с Hayes мягковата. Если в резервуаре на ручке есть воздух, то при переворачивании велосипеда (особенно при длительном - для т/о велика) он может попасть в гидролинии, и сила тормоза упадет => нужно будет его прокачивать. Быстрый износ колодок - проблема всех сильных тормозов от Magura (можно искатать за 2-3 месяца при быстрой езде, особенно по грязи). Тем более, что колодки имеют свойство скрести по диску при отпущенной ручке, т.к. долго возвращаются ни исходную позицию - это своеобразная работа системы автоматической подгонки стирающихся колодок (однако у модели 2003 года этого не отмечают, хотя эта система сохранилась). Как ни странно, колодки "Endurance" ведут себя получше "Performance", да и износостойкость у них повыше. А можно поставить колодки XTR. Не слышал, что течет - катают по 2-3 года . Некоторые отмечают, что после простоя (минут десять) необходимо несколько раз понажимать на ручку, чтобы тормоза обрели полную силу. Другой способ повысить силу - поставить старомодную ручку от Gustav M. Легкие - 350 г. модели прошлых лет, 331 г. - 2003 года.
MARTA SL (superlight)- это облегченная Marta. Отличия в более легком волнистом диске и плетеной карбоновой ручке. Крайне легкая - 324 грамма, на 47 грамм легче вибрейков ХТR!
GUSTAV M - 2хкалиперная открытая система. Модуляция отличная. Огромная сила даже на 6" (это говорят и владельцы выключателей 8" Hayes!), многие летают через руль. Достаточно одного пальца не ручке при любых ситуациях. Однако владельцы моделей прошлого века отмечают, что сила у них была меньше, чем у современных. Быстрый износ стандартных колодок. Можно сразу купить колодки Endurance, которые дольше живут и обладают такой же силой ($20). Если сразу не потечет (производственный брак; бывает редко), будет служить несколько лет (2-3 года минимум) - это отзывы, конечно, о моделях 1999 и 2000 года (сейчас, наверное, не хуже). Не любит грязь - начинает скрипеть. Как и у Marta, после простоя более 10ти минут необходимо пару раз нажать на ручку, чтобы тормоза вновь обрели полную силу. Нет временной потери силы при длительном использовании. Задние проще устанавливать, у них лучше модуляция, та же сила и они более отзывчивы по сравнению с передними. Тяжелые; модели 2003 года: 580 г. задний (160 мм) и 640 передний (190 мм); модели 2002 обладают нормальным весом для 2хкалиперных тормозов - по 500 г.
H A Y E S
Если у кого неполадки с тормозами (в основном с дешевыми), все хотят Hayes или... как ни странно, Shimano (XT, но об этом позже).
HMX-1 XC - механика не течет, доказано. Легкие - 350 г, но всё-таки во всём остальном гидравлике они проигрывают. Хотя отмечают, что не на много - процентов на 10-15. Доступны.
HFX9-XC - твердое чувство ручки. Сила нормальная, хотя для тяжелых райдеров недостаточная; модуляция - не очень, от этого трудно плавно затормозить - велик начинает дергаться. Это можно исправить, поставив EBC green pads - с ними модуляция получше. При заводском браке (попадается не часто) текут сразу, нормальные образцы не текут несколько лет. Бывает потеря силы при непрерывном использовании. Неудобно прокачивать. Не всем нравится, что они скрипят - это исправляется установкой KoolStop pads (они вообще не скрипят) или уже упомянутых EBC. Слабый момент ручки - металлические болты ввинчиваются в пластик - не стоит часто трогать этот узел; при падении на ручку легко её сломать или нарушить резьбу. Через несколько месяцев колодки начинают скрести по диску, это непросто исправить. Вес средний - 418 г.
HFX9-HD - 8", очень цепкие тормоза. Сила с большим перевесом преобладает над модуляцией. Однако при непрерывном использовании может быть временная потеря силы (например, долгий DH). Тяжеловаты- 538 г.
HFX-MAG ХС - хорошо контролируются, сила и модуляция отличные. Просто прокачивать. Обычно в первые годы жизни не текут, если не заводской брак. Когда влажные - скрипят (со стандартными колодками). Вес как и у младшей модели, 418 г.
HFX-MAG HD - сила намного больше, 8", 525 г.
Н О Р Е
Жаль, что нет дешевых тормозов.
MINI - одна из самая лучших модуляций. Но сила средняя - могла бы быть и побольше (при всевозможных погодных условиях она не меняется) - т.е. для легковесных должно быть нормально, а всем остальным не хватает. Неплохо работают в грязи. Когда мокрые, сильно скрипят. А многие экземпляры скрипят вообще не переставая (a la Magura Julie) - многие жалуются на это (иногда меняют тормоз или колодки). При непрерывном использовании в течение ~2х минут (серф на переднем или DH) временно теряют силу - основной технический недостаток. Текут в основном при заводском браке в 3-6 мес., надо такие вернуть (были единичные случаи, когда возвращали 7 раз - т.е. у дилера была бракованная партия). Если всё нормально, обычно текут после (1-)2х лет - у калипера, прямо на диск, что вдвойне лишает их силы. Достаточно легкие - 380 г.
Многокалиперные тормоза Норе - хорошая сила даже для серьёзного DH, текут достаточно редко. На удивление, двухкалиперный М4 весит легче (460 г), чем однокалиперный С2 (480 г). Хотя и цена у него...
S H I M A N O
Хорошее качество, невысокие цены.
XT (BR-M755)- 2 калипера => отличная модуляция и сила (так считают отзывы даже владельцы HFX-Mag) в любых погодных условиях. Всегда достаточно одного пальца на ручке. Живучие тормоза - откатывают минимум по 2-3 года. Прокачивать легче, чем Hayes. Колодки в стандартной комплектации не очень - у них слабее сила и они могут громко работать. Чтобы это подправить, их лучше сразу прокалить - 400 градусов, 30 минут. А можно сразу сменить их на красные EBC. Ещё один недостаток - достаточно тяжелые гидролинии, c металлической проволокой; быстро выскабливают краску на раме; их трудно укорачивать. Выпускаются две версии - обычная 6" и DH 8". Нам вполне хватит и первой на все случаи жизни. Не легкие.
DEORE (BR-M555)- сила хорошая (на процентов 15 меньше ХТ), модуляция сравнима с Hope Mini. Хорошее чувство ручки, её форма удобна для торможения одним пальцем, как и у ХТ. Катают на BR-M555 по 2 года (и более) без проблем. Могут скрипеть, особенно когда влажные. Тяжелый диск (практически сплошной - без дырок), хотя это можно исправить (диски Hayes, Avid, Magura, ручная дрель?). Колодки не скребут за диск (как у некоторых других фирм). Насчет колодок - можно поставить более качественные - например, KoolStop/EBC Red/EBC Green,- и сила тормозов увеличится где-то на 15%, да и скрипеть тормоза не будут. За свою цену в целом очень неплохие тормоза.
DEORE (BR-M525)- тяжелее и слабее, чем Deore М555. Хотя и дешевле. При хорошей настройке (+,возможно, хорошие колодки) могут нормально работать.
В двух словах…
AVID - наилучшие отзывы о дисках - даже начиная от механики. Невероятная модуляция (у гидравлики), хорошая сила, долговечность и всё такое... механика вполне доступна, а гидравлика достаточно дорогая.
GIMERICA System 1 - стильный вид, низкая цена и все остальные качества. Немного лучше работают с качественными колодками.
Что у нас получается?
На мой взгляд, внимания заслуживают (в порядке убывания):
Н а п е р е д (оцениваются модуляция, на 2ом месте сила):
HAYES HFX-MAG ХС - средний вес, отличная сила, модуляция и долговечность.
DEORE BR-M555 - дешевле HFX-Mag, но с качествами всё ОК, если кого не устраивает вес - могут сменить сплошной диск на более легкий.
HOPE MINI'03 - стОит как HFX-Mag, а живет меньше (судя по отзывам о моделях предыдущих лет); надеюсь, последние модели сделаны получше предшествующих - чтобы откатывали хотя бы не менее 2х лет.
MAGURA LOUISE'03 - ставим, если не будет течь, что пока до конца не выяснено (год вроде не текут).
Н а з а д (оценивается сила). Сразу стоит отметить, что 2хкалиперные тормоза обладают большой силой - даже избыточной. Так что можно вполне обойтись сильными однокалиперными, желательно 6", т.к. меньше возможности погнуть диск.
MAGURA GUSTAV M - огромная сила, хорошая модуляция, долгий срок службы. Вес (2002 - 500 г, не очень много) за это можно простить - если вы в состоянии простить цену.
SHIMANO XT - отличная сила, хорошая модуляция, дешевле Gustav, не текут несколько лет. Вес тоже простим! А гидролинии - как-нибудь укоротим, изолентой перемотаем где нужно - чтобы раму не обдирали.
MAGURA MARTA - дорого... хотя есть за что платить. Но уж если купили, то правильно прокачаем - чтоб без воздуха в цилиндре были, а в перевернутом состоянии долго держать не будем.
MAGURA LOUISE 03 - если не будут течь - можно смело брать, его сила не подведет! Но помним, что ручка слабовата, направляем её посильнее вниз - чтобы на задевалась при падении, а также сильно на руле не закручиваем - лучше пусть проворачивается от сильного удара.
MAGURA LOUISE FR - сила у него побольше, чем у обычных Луисов, но риск погнуть большой диск - больше => будем осторожны.
HAYES HFX-MAG - даже, наверное, 6"; пожалуй, единственный подходящий однокалиперный тормоз, который не отличается сомнительной репутацией или слишком высокими ценами. Mag plus примерно такой же, но уже дороже.
SHIMANO DEORE BR-M555 - если у вас не высокий вес, то могут подойти и эти тормоза, даже 6" - сила у них хорошая; всем остальным лучше использовать с хорошими колодками.
---------------------------------
"Обрывки мыслей по поводу дисковых тормозов"
(http://cheltrials.by.ru/articles/discbrakes.htm)
Интересно, кто что думает по этому поводу, можно ли согласиться с выводами, сдаленными в данной статье? В общем, какой гидравлический дисковый тормоз лучший и почему?
Текст статьи:
---------------------------------
Обрывки мыслей по поводу дисковых тормозов
M A G U R A
Очень разнообразная продукция. У всех моделей есть система автоматической подгонки истирающихся колодок. На всё дается 5тиленяя гарантия - типа течь не будут!
JULIE - сила и модуляция средние, что нормально только для легких райдеров. Очень громко работают- некоторые из-за этого их даже меняют. Широко используется пластик (рычаг это вообще 100%), что не идет на пользу долговечности и точного чувства тормоза. Время отклика по сравнению с другими тормозами - дольше. Те, кто пробовал Avid, Hope, Hayes - не в восторге от Julie. Что течет - не слышно. Трудно прокачивать. Плохая модуляция при температуре ниже нуля. Но не всё так плохо – цена не высокая!
CLARA - модели прошлых лет возвращали производителю каждые два-три месяца, так как систему приходилось часто прокачивать чуть ли не после каждого катания из-за наличия воздуха. Через некоторое время, особенно если ещё немного повредить ручку, тормоз начинает подсасывать воздух из резервуара(в модели 2003 года это всё ещё не исправлено). Но даже и без этого, чтобы тормоза нормально работали, необходима хорошая настройка. В итоге, когда надо - не работает. 440 г.
LOUISE 02 - Хорошая сила и модуляция, но плохое чувство ручки - она недостаточно твердая. Течет в лучшем случае через год (в худшем - через 4 месяца), основные слабые места - это сама ручка (слабенькая->легко повредить->начинает течь) и slave caliper (у него достаточно тонкие стенки, при серьёзных падениях (DH) их можно повредить).
LOUISE 03 - новый волнистый диск, 388 г. Про текучесть мало известно, т.к. ещё не накоплен достаточный опыт их использования. Но похоже, за 6 месяцев они уже не текут.
Louise FR - отличная сила, хорошая модуляция, однако ручка не достаточно твердая для агрессивного тормоза (похуже, чем Hayes). Течет реже всех луисов - год-два на нем откатывают и бывают счастливы, поскольку характеристики у него действительно хорошие. О модели 2003 года - пока ничего не слышно о текучести. По-прежнему самое слабое место тормоза - это ручка и slave caliper. 411 г.
МARTA - отличная сила и модуляция у моделей последних лет (раньше было похуже). Ручка по сравнению с Hayes мягковата. Если в резервуаре на ручке есть воздух, то при переворачивании велосипеда (особенно при длительном - для т/о велика) он может попасть в гидролинии, и сила тормоза упадет => нужно будет его прокачивать. Быстрый износ колодок - проблема всех сильных тормозов от Magura (можно искатать за 2-3 месяца при быстрой езде, особенно по грязи). Тем более, что колодки имеют свойство скрести по диску при отпущенной ручке, т.к. долго возвращаются ни исходную позицию - это своеобразная работа системы автоматической подгонки стирающихся колодок (однако у модели 2003 года этого не отмечают, хотя эта система сохранилась). Как ни странно, колодки "Endurance" ведут себя получше "Performance", да и износостойкость у них повыше. А можно поставить колодки XTR. Не слышал, что течет - катают по 2-3 года . Некоторые отмечают, что после простоя (минут десять) необходимо несколько раз понажимать на ручку, чтобы тормоза обрели полную силу. Другой способ повысить силу - поставить старомодную ручку от Gustav M. Легкие - 350 г. модели прошлых лет, 331 г. - 2003 года.
MARTA SL (superlight)- это облегченная Marta. Отличия в более легком волнистом диске и плетеной карбоновой ручке. Крайне легкая - 324 грамма, на 47 грамм легче вибрейков ХТR!
GUSTAV M - 2хкалиперная открытая система. Модуляция отличная. Огромная сила даже на 6" (это говорят и владельцы выключателей 8" Hayes!), многие летают через руль. Достаточно одного пальца не ручке при любых ситуациях. Однако владельцы моделей прошлого века отмечают, что сила у них была меньше, чем у современных. Быстрый износ стандартных колодок. Можно сразу купить колодки Endurance, которые дольше живут и обладают такой же силой ($20). Если сразу не потечет (производственный брак; бывает редко), будет служить несколько лет (2-3 года минимум) - это отзывы, конечно, о моделях 1999 и 2000 года (сейчас, наверное, не хуже). Не любит грязь - начинает скрипеть. Как и у Marta, после простоя более 10ти минут необходимо пару раз нажать на ручку, чтобы тормоза вновь обрели полную силу. Нет временной потери силы при длительном использовании. Задние проще устанавливать, у них лучше модуляция, та же сила и они более отзывчивы по сравнению с передними. Тяжелые; модели 2003 года: 580 г. задний (160 мм) и 640 передний (190 мм); модели 2002 обладают нормальным весом для 2хкалиперных тормозов - по 500 г.
H A Y E S
Если у кого неполадки с тормозами (в основном с дешевыми), все хотят Hayes или... как ни странно, Shimano (XT, но об этом позже).
HMX-1 XC - механика не течет, доказано. Легкие - 350 г, но всё-таки во всём остальном гидравлике они проигрывают. Хотя отмечают, что не на много - процентов на 10-15. Доступны.
HFX9-XC - твердое чувство ручки. Сила нормальная, хотя для тяжелых райдеров недостаточная; модуляция - не очень, от этого трудно плавно затормозить - велик начинает дергаться. Это можно исправить, поставив EBC green pads - с ними модуляция получше. При заводском браке (попадается не часто) текут сразу, нормальные образцы не текут несколько лет. Бывает потеря силы при непрерывном использовании. Неудобно прокачивать. Не всем нравится, что они скрипят - это исправляется установкой KoolStop pads (они вообще не скрипят) или уже упомянутых EBC. Слабый момент ручки - металлические болты ввинчиваются в пластик - не стоит часто трогать этот узел; при падении на ручку легко её сломать или нарушить резьбу. Через несколько месяцев колодки начинают скрести по диску, это непросто исправить. Вес средний - 418 г.
HFX9-HD - 8", очень цепкие тормоза. Сила с большим перевесом преобладает над модуляцией. Однако при непрерывном использовании может быть временная потеря силы (например, долгий DH). Тяжеловаты- 538 г.
HFX-MAG ХС - хорошо контролируются, сила и модуляция отличные. Просто прокачивать. Обычно в первые годы жизни не текут, если не заводской брак. Когда влажные - скрипят (со стандартными колодками). Вес как и у младшей модели, 418 г.
HFX-MAG HD - сила намного больше, 8", 525 г.
Н О Р Е
Жаль, что нет дешевых тормозов.
MINI - одна из самая лучших модуляций. Но сила средняя - могла бы быть и побольше (при всевозможных погодных условиях она не меняется) - т.е. для легковесных должно быть нормально, а всем остальным не хватает. Неплохо работают в грязи. Когда мокрые, сильно скрипят. А многие экземпляры скрипят вообще не переставая (a la Magura Julie) - многие жалуются на это (иногда меняют тормоз или колодки). При непрерывном использовании в течение ~2х минут (серф на переднем или DH) временно теряют силу - основной технический недостаток. Текут в основном при заводском браке в 3-6 мес., надо такие вернуть (были единичные случаи, когда возвращали 7 раз - т.е. у дилера была бракованная партия). Если всё нормально, обычно текут после (1-)2х лет - у калипера, прямо на диск, что вдвойне лишает их силы. Достаточно легкие - 380 г.
Многокалиперные тормоза Норе - хорошая сила даже для серьёзного DH, текут достаточно редко. На удивление, двухкалиперный М4 весит легче (460 г), чем однокалиперный С2 (480 г). Хотя и цена у него...
S H I M A N O
Хорошее качество, невысокие цены.
XT (BR-M755)- 2 калипера => отличная модуляция и сила (так считают отзывы даже владельцы HFX-Mag) в любых погодных условиях. Всегда достаточно одного пальца на ручке. Живучие тормоза - откатывают минимум по 2-3 года. Прокачивать легче, чем Hayes. Колодки в стандартной комплектации не очень - у них слабее сила и они могут громко работать. Чтобы это подправить, их лучше сразу прокалить - 400 градусов, 30 минут. А можно сразу сменить их на красные EBC. Ещё один недостаток - достаточно тяжелые гидролинии, c металлической проволокой; быстро выскабливают краску на раме; их трудно укорачивать. Выпускаются две версии - обычная 6" и DH 8". Нам вполне хватит и первой на все случаи жизни. Не легкие.
DEORE (BR-M555)- сила хорошая (на процентов 15 меньше ХТ), модуляция сравнима с Hope Mini. Хорошее чувство ручки, её форма удобна для торможения одним пальцем, как и у ХТ. Катают на BR-M555 по 2 года (и более) без проблем. Могут скрипеть, особенно когда влажные. Тяжелый диск (практически сплошной - без дырок), хотя это можно исправить (диски Hayes, Avid, Magura, ручная дрель?). Колодки не скребут за диск (как у некоторых других фирм). Насчет колодок - можно поставить более качественные - например, KoolStop/EBC Red/EBC Green,- и сила тормозов увеличится где-то на 15%, да и скрипеть тормоза не будут. За свою цену в целом очень неплохие тормоза.
DEORE (BR-M525)- тяжелее и слабее, чем Deore М555. Хотя и дешевле. При хорошей настройке (+,возможно, хорошие колодки) могут нормально работать.
В двух словах…
AVID - наилучшие отзывы о дисках - даже начиная от механики. Невероятная модуляция (у гидравлики), хорошая сила, долговечность и всё такое... механика вполне доступна, а гидравлика достаточно дорогая.
GIMERICA System 1 - стильный вид, низкая цена и все остальные качества. Немного лучше работают с качественными колодками.
Что у нас получается?
На мой взгляд, внимания заслуживают (в порядке убывания):
Н а п е р е д (оцениваются модуляция, на 2ом месте сила):
HAYES HFX-MAG ХС - средний вес, отличная сила, модуляция и долговечность.
DEORE BR-M555 - дешевле HFX-Mag, но с качествами всё ОК, если кого не устраивает вес - могут сменить сплошной диск на более легкий.
HOPE MINI'03 - стОит как HFX-Mag, а живет меньше (судя по отзывам о моделях предыдущих лет); надеюсь, последние модели сделаны получше предшествующих - чтобы откатывали хотя бы не менее 2х лет.
MAGURA LOUISE'03 - ставим, если не будет течь, что пока до конца не выяснено (год вроде не текут).
Н а з а д (оценивается сила). Сразу стоит отметить, что 2хкалиперные тормоза обладают большой силой - даже избыточной. Так что можно вполне обойтись сильными однокалиперными, желательно 6", т.к. меньше возможности погнуть диск.
MAGURA GUSTAV M - огромная сила, хорошая модуляция, долгий срок службы. Вес (2002 - 500 г, не очень много) за это можно простить - если вы в состоянии простить цену.
SHIMANO XT - отличная сила, хорошая модуляция, дешевле Gustav, не текут несколько лет. Вес тоже простим! А гидролинии - как-нибудь укоротим, изолентой перемотаем где нужно - чтобы раму не обдирали.
MAGURA MARTA - дорого... хотя есть за что платить. Но уж если купили, то правильно прокачаем - чтоб без воздуха в цилиндре были, а в перевернутом состоянии долго держать не будем.
MAGURA LOUISE 03 - если не будут течь - можно смело брать, его сила не подведет! Но помним, что ручка слабовата, направляем её посильнее вниз - чтобы на задевалась при падении, а также сильно на руле не закручиваем - лучше пусть проворачивается от сильного удара.
MAGURA LOUISE FR - сила у него побольше, чем у обычных Луисов, но риск погнуть большой диск - больше => будем осторожны.
HAYES HFX-MAG - даже, наверное, 6"; пожалуй, единственный подходящий однокалиперный тормоз, который не отличается сомнительной репутацией или слишком высокими ценами. Mag plus примерно такой же, но уже дороже.
SHIMANO DEORE BR-M555 - если у вас не высокий вес, то могут подойти и эти тормоза, даже 6" - сила у них хорошая; всем остальным лучше использовать с хорошими колодками.
---------------------------------