Даже на заднем багажнике груз можно разместить различно. Небольшие сумки крепящиеся сверху багажника для нетяжелых грузов. Например, если 5-ти литровую бутыль воды прикрепить сверху багажника - управляемость сразу ухудшается, равновесие вела нарушается. Другое дело велобаул, например максимально тяжелые и компактные вещи можно уложить в самый низ штанов велобаула (чуть выше оси втулки), а сверху более легкие спальник, одежду и т.п. В такой ситуации велосипед уже "не пытается" взбрыкнуть и стать на заднее колесо.
Все эти этапы были опробованы практически, с небольшим баулом приходилось вязать все сверху
Есть даже опыт перевозки на велосипеде типа "Украина" мешков по 30 кг как одного на заднем багажнике так и двух, второй на руле - скорость езды падает до скорости ходьбы.
Для себя опытным путем определил, что груз до 5-ти кг что в рюкзаке, что на багажнике на среднюю скорость не влияет. Предпочитаю возить на багажнике. Груз до 10 кг на заднем багажнике незначительно влияет на среднюю скорость (снижает). Зависимость будет отличаться в зависимости от массы райдера. С моими 85 кг веса, баул до 25 кг на заднем багажнике без проблем. Скорость снижается в среднем на 3-4 км/ч. Очень усредненно, т.к. с таким весом это уже поход, а в походе местность различная, состояние организма, подготовка и прочее. Только велорикши по одинаковому маршруту с такими грузами перемещаются