Что КОНКРЕТНО делает шоссейник быстрее байка ?
Додано: 17.4.13 23:44
Заставило поднять эту тему непонимание мною той категоричности, с которой на всех форумах следуют утверждения, что дорожный/гибрид/шоссейник однозначно быстрее горного байка. Причем приводятся цифры в 5-10 км/ч прибавки в средней скорости.
Немножко своих мыслей после какого-то гугления темы по поводу того, что влияет на скорость в порядке убывания значимости (для простоты оговорюсь, что речь идет о скорости на абсолютно ровном участке асфальта):
1. Сопротивление воздуха, которое как известно растет в кубе. Не знаю точно, исключительно по моему скромному мнению, на скоростях более 30 км/ч, это наверное более 95% общего сопротивления. Думаю лобовая площадь горного чуть больше за счет чуть более широкой рамы и покрышек. Это понятно. Но также понятно, что разница эта незначительна. Основное это площадь велосипедиста, которую можно значительно уменьшить с помощью посадки. Т.е. ставим на байк бараний рог либо ложимся на руль и разница исчезает.
2. Сопротивление качения. Ну здесь разницу можно убрать полностью, поставив шоссейные узкие слики, особенно, если у нас байк - найнер.
3. Сопротивление трения Втулки, цепи, шестерни. Вклад всего этого менее 1% в общее сопротивление (это уже не по моему скромному мнению, а взято с авторитетного источника, точно не помню, возможно книга "Современный велосипед"). А разница в этом одном проценте между шоссейником и баком пусть даже и будет вдвое, но существенно влиять не должна.
4. Другие факторы, степень влияния которых не легко оценить. Ну к примеру, такое понятие как "Накатистость рамы" многие его используют, но никто не объясняет. Кроме того, что это "и так понятно", хочется голой физики. Ну вес рамы. Ладно. Будет влиять на сопротивление качения, п.2 (не думаю что значительно). Жесткость рамы. Здесь сложнее, трудно понять почему жесткая рама накатистее упругой. Предположим попадаем на маленький камушек. Часть горизонтальной нужной нам энергии/импульса велосипеда теряется/гасится/переходит в другую форму. На байке она уходит в вилку и превращается там в тепло (ну может совсем чуток в деформацию рамы), а на шоссейнике уходит в вертикальное подпрыгивание велосипеда.
А разницу-то называют в 10 км/ч! А это процентов 30% мощности педалирования!
Ну никак не могу увидеть куда эти 30% мощности уходят. Там процент, там полпроцента, ну пусть в целом 3, ну даже 5%. Но не 30% же!
Как думаете (а может опыт был) как будет отличатся средняя скорость на шоссейнике по сравнению с байком, на который одели шоссейные слики, руль бараний рог и подобрали шестренки ? И за счет чего именно будет терять байк ?
Я конечно не собираюсь делать из пулю из ...на, просто хочется разобраться в физике вопроса.
Немножко своих мыслей после какого-то гугления темы по поводу того, что влияет на скорость в порядке убывания значимости (для простоты оговорюсь, что речь идет о скорости на абсолютно ровном участке асфальта):
1. Сопротивление воздуха, которое как известно растет в кубе. Не знаю точно, исключительно по моему скромному мнению, на скоростях более 30 км/ч, это наверное более 95% общего сопротивления. Думаю лобовая площадь горного чуть больше за счет чуть более широкой рамы и покрышек. Это понятно. Но также понятно, что разница эта незначительна. Основное это площадь велосипедиста, которую можно значительно уменьшить с помощью посадки. Т.е. ставим на байк бараний рог либо ложимся на руль и разница исчезает.
2. Сопротивление качения. Ну здесь разницу можно убрать полностью, поставив шоссейные узкие слики, особенно, если у нас байк - найнер.
3. Сопротивление трения Втулки, цепи, шестерни. Вклад всего этого менее 1% в общее сопротивление (это уже не по моему скромному мнению, а взято с авторитетного источника, точно не помню, возможно книга "Современный велосипед"). А разница в этом одном проценте между шоссейником и баком пусть даже и будет вдвое, но существенно влиять не должна.
4. Другие факторы, степень влияния которых не легко оценить. Ну к примеру, такое понятие как "Накатистость рамы" многие его используют, но никто не объясняет. Кроме того, что это "и так понятно", хочется голой физики. Ну вес рамы. Ладно. Будет влиять на сопротивление качения, п.2 (не думаю что значительно). Жесткость рамы. Здесь сложнее, трудно понять почему жесткая рама накатистее упругой. Предположим попадаем на маленький камушек. Часть горизонтальной нужной нам энергии/импульса велосипеда теряется/гасится/переходит в другую форму. На байке она уходит в вилку и превращается там в тепло (ну может совсем чуток в деформацию рамы), а на шоссейнике уходит в вертикальное подпрыгивание велосипеда.
А разницу-то называют в 10 км/ч! А это процентов 30% мощности педалирования!
Ну никак не могу увидеть куда эти 30% мощности уходят. Там процент, там полпроцента, ну пусть в целом 3, ну даже 5%. Но не 30% же!
Как думаете (а может опыт был) как будет отличатся средняя скорость на шоссейнике по сравнению с байком, на который одели шоссейные слики, руль бараний рог и подобрали шестренки ? И за счет чего именно будет терять байк ?
Я конечно не собираюсь делать из пулю из ...на, просто хочется разобраться в физике вопроса.