2 Nils:
Да, насчет асфальта ты в чем-то прав, но уехать далеко все же можно, если осторожно

.
2 Скворец:
Я сам катаю шоссейник... Так вот - действительно есть преимущество
по шоссе вследствии уменьшения сопротивления качения, улучшенной (с т. зрения аэродинамики) посадки и т.д. Но есть и минусы... Практически абсолютная неприспособленность к езде вне асфальта
(покрышки просто разрезают песок и т.д.). Из-за значительно более высокого давления в шинах во время езды чувствуешь каждый выступ,
стык и т.д., вследствие чего по плохому асфальту приходится понижать давление и выиграш в качении значительно снижается.
Наиболее универсальным на сегодня есть MTB (по моему скромному мнению).
Кроссовый - по весу не выигрывает, а за счет больших колес лишь чуть
выигрывает на шоссе. Такой же выиграш можно получить поставив узкие покрышки на твой MTB. Зато поставить на кроссовый покрышки пошире вряд ли удасться ввиду того, что их просто нет...
Кроме того - особенностью кроссового есть распределение веса по колесам. На заднее колесо тут нагрузка куда большая, чем на переднее. Поэтому купив кроссовый лучше сразу перебирать зад. колесо на двойной обод.
А на счет установки больших колес в MTB -безполезное занятие.
Без переделки тормозов тут не обойтись, если колеса и влезут. Если тебя не устраивает частота педалирования (крутишь быстро, а не едишь), то это решается подбором передней/задн. звезд, а не заменой колес. Если самая скоростная передача тебя все равно не устраивает - то скорее тебе нужен шоссейник...
ЗЫ: Повторюсь, но все же, покатай немного и только тогда поймешь чего хочешь...