Это, скорее всего, путевые заметки, а не технический отчет, к тому же не претендующие на полноту изложения.
С удовольствием перечислю участников нашей поездки – Vera, Артур, Максим (2kin), Оля, Саня, Михаил, Алеша, Аня (Ann), Sveta, Дима, Виталик, Стас (XYZ) – всего 12 человек.
03.10.1003
23:30. Поезд №7 Киев-Братислава встретил нас абсолютной темнотой, бурчащей проводницей и нестандартной планировкой вагона. Третьи полки расположены выше и сделаны в виде металлической сетки. Труднее, чем в обычном плацкартном вагоне, разместить 4 вела – меньше места, и выступающие детали цепляются за сетку. В итоге один вел оставляем внизу. В вагоне нас восемь. Саня, Дима, Виталик и Стас уехали раньше поездом Киев-Хмельницкий.
23:53. Отправляемся… Многие из нас едут впервые, легкое волнение, перевариваем новую информацию, запоминаем полезные мелочи.
04.10.2003
На супермягких велюровых полках спится отлично, почти не реагируем на утреннюю перекличку будильников, не надеемся на утренний чай, экономим на умывании. Поезд прибывает в 05:57. Проводница объявляет – время стоянки 4 минуты!!! Выходят почти все пассажиры!!! Раздосадованная большим количеством велосипедов проводница причитает, что «день не задался», но ничего поделать не может – шестеро из нас оформили багажные квитанции, всяческие претензии к нам звучат неубедительно. Заблаговременно затарив полтамбура велами и снятыми колесами, из множества бесполезных фраз выуживаем один совет на будущее – при большом количестве участников нужно распределяться по вагонам, чтобы «день не задался» у проводников, по крайней мере, двух вагонов. Выгрузка прошла быстро, минуты за две. Вышли мы с велами, пассажиры, еще мы с велами… Железный закон всех остановок «сядют усе!» Саня нас уже поджидал – он, Дима, Виталик, Стас прибыли минут на 20 раньше.
06:30. Да-а… Темно, сыро, туман, холодновато… Но нет дождя!!! Дождя, который так упорно предлагал kiev2000. Собрались, закрутились, защелкнулись, кое-где починились – и в путь!
Город просыпается – разгоняется еще полупустой общественный транспорт, на остановках собираются серые (по причине темноты) люди. Хмельницкий пролетели, почти на ощупь, ведет Саня, все послушно цепочкой шуршат за ним, мигалками мигают…
Пытаюсь что-то рассмотреть. Попадается ярко освещенное по-современному здание, приземистый памятник Богдану Хмельницкому, символическая каменная ладонь (скорее всего, памятник воинам-интернационалистам). Едем в сторону рынка, угадываем его по плотным рядам стоящих машин. Суббота – базарный день.
Отметка 7.5 км. Выехали из города. Каждая поездка в новое место это, кроме всего прочего, новые названия, в которые вчитываешься, вслушиваешься, пытаешься разгадать и навсегда связываешь с тем или иным местом. А вот и первая монетка в копилку – «Шаровечка»!
11.2 км. Поворот на Мацьковцы. Первая остановка, которую все ждут (чайку бы!), - придорожное кафе! С теплотой разглядываем вывеску «РЕЙВ еспрессо. Втілення смаку досконалої кави» – звучит, как музыка… Саня с Мишей проверяют следующее кафе чуть дальше по трассе, но возвращаются – оно еще закрыто. После некоторых колебаний оставляем велы у входа – «охранник присмотрит», и идем в тепло... Хорошее начало дня – кофе, чай, яичница из двух яиц, остальное дороговато, поэтому договариваемся с барменшей, что будем есть «вашу яичницу» с «нашими бутербродами». Насыщаемся, отогреваемся, умываемся… А во дворе уже солнышко! В утренней свежести проверили появление пара на выдохе, похукали, полюбовались, и быстрее на велы – в движении согреемся!
Утреннее шоссе… По обе стороны полосы деревьев – от зеленого до желтого и багряного, россыпь золотых листьев, смягчающая обочины, за деревьями холмы и проявляющиеся в тумане дома и усадьбы. Подолье, Подольская возвышенность, высота над уровнем моря 330-350 м.
Из описания, представленного на топографической карте (километровка Городок, Каменец-Подольский).
Местность представляет собой холмистую равнину, наклоненную к югу, сильно расчлененную долинами рек и балками, склоны которых изрезаны оврагами и промоинами. В рельефе местности четко выделяется полоса Товтр, которые протянулись барьерным рифом миоценовых морей северо-восточнее Каменец-Подольска. Они начинаются в Северном Подолье и оканчиваются в Молдове. Эта полоса носит название Товтровый кряж. Он сложен чистыми известняками, в которых образовалось множество карстовых пещер, воронок, провалов, трещин и каровых полей.
Едем…
Возле Климковцев собираемся вместе, как камушки на четках. Съезжаем с шоссе Хмельницкий-Тернополь. Дальше поворот налево на Немчинцы, движемся в юго-западном направлении, послушно следуя извилинам пока еще асфальтовой дороги. Цель нашего сегодняшнего дня – одно из двух предложенных Саней мест ночевки в районе Сатанова (ударение – на первый слог). Немчинцы нас встречают сельской идиллией – неспешно исполняют веками отлаженный ритуал сельские жители, вдоль дороги гуляют куры, индюки, утки, лошади с телегами и без, чередуются палисаднички, сады, огороды, безымянные ручейки и прудики. Леша приветствуем местную живность велогудком. Собаки передают друг другу свою эстафету, изредка встречаются дружелюбные экземпляры – «собачка хорошая, не лает!». И запахи!!! Так пахнет только в деревне (в хорошем смысле этого слова).
31 км. Село Гвардейское (бывший Фельштин). Потрясающий костел. Ухоженный. В отличном состоянии. Восстановленный снаружи, а, главное внутри! Костел Святого Войцеха. Пытаюсь фотографировать, не привлекая к себе лишнего внимания. Приятная молодая смотрительница всей этой роскоши: «почекайте, я зараз ввімкну світло, вам буде краще видно». Ее слова – песня! С меня не требуют 5 гривен за съемку! Не сдерживаюсь и спрашиваю – на какие такие деньги вся эта роскошь восстановлена?! Девушка безотказно, но мягко и туманно объясняет, да так, что в итоге остаюсь наедине со своими догадками. Для нас (только для нас!) рассказывает она про историю костела, отвечает на вопросы, окруженная жадными до информации путешественниками. Запомнилась история возвращения костела прихожанам. В советское время здесь был склад-стоянка техники. Местные «бабці» заявили, что с 1-го апреля 1991 года костел будет принадлежать им, а технику они как-нибудь да повыбросят. Технику удалось спасти, «бабці» победили, и еще долго лазили по лесам, помогали восстанавливать фрески «янголят зі срібними крилами». Костелу 212 лет и он был когда-то оборудован настоящим органом, следов которого в наше время так и не нашли.
Насытившись пищей духовной – выходим. Восторгаемся, делимся увиденным и услышанным… Женщина во дворе, узнав, откуда мы, сердечно предлагает напоить нас чаем. В шоке от проявленного доброжелательного к нам отношения мы отказываемся. Вот так начинают сыпаться монетки (дзень, дзень!) и в другую копилку с надписью «Люди». Открытость, контактность, доброжелательность, неподдельный интерес и желание чем-то помочь, возможно, бессознательное, но поэтому более ценное.
В Гвардейском же в магазинчике пополняем запасы карманной еды. Саня завлекает ракетодромом, правда, бывшим. Да или нет? Конечно, да! Ведь он находится на опушке ЛЕСА!
Из описания, представленного на топографической карте (километровка Городок, Каменец-Подольский).
В прошлом часть территории занимали чудесные широколиственные леса из дуба и граба, но ранняя освоенность Приднестровья сильно изменила его естественные ландшафты. Распашка всех пригодных, а тои непригодных земель уменьшила площадь лесов. Все же и теперь эти места самые лесистые. Основные породы – дуб, граб, береза.
Проезжаем Хмелевку, минуем поворот на Матвейковцы, следующий поворот наш. Уходим вправо на грунтовку, проезжаем стадо коров – молочком запахло!
46 км. Бывший ракетодром – изрытая поляна, куски бетона, ежевика! Разбредаемся, пасемся, подкрепляемся. После короткой остановки решаем пересечь урочище Городище с востока на запад и выехать прямо к дороге на Юринцы. Лес заросший, как в сказке, давно нехоженый, неезженый – все тропки-дорожки усыпаны старыми ветками. В лесу треск – едем, давим сучья. Штурмуем ров, «напрямик» не получается, меняем направление, иначе потеряем много времени. Допытывается первый встречный грибник. Решаем ехать на север через Кузьмин. Едем через лес, через лес трав и кустарников. Фантастические запахи! Следишь за узкой ухабистой тропинкой, видишь только одного попутчика спереди и слышишь одного сзади – остальные теряются в великанском травяном мире. Слева, справа – шорох и шум веток, неужели люди?! Вера успокаивает – скорее всего, звери, причем мелкие… Лес напоследок дарит нам золотую дорожку, по которой все промчались с превеликим удовольствием! Вера снимает на камеру наш выезд из леса.
Вот и Кузьмин. Через село течет река Смотрич. Удивительно, но вокруг типично Карпатские пейзажи.
51 км. Кафе «Подолянка» в Кузьмине с сохранившимся интерьером 60-70-х годов прошлого века – прилавок, базарные весы, пивные бутылки с «Жигулевским» (дизайн «а-ля советико»), ряды консервов, столы без скатертей, с букетиками полевых цветов, стулья на широко расставленных металлических ножках и свежевымытый пол. И опять запахи, запахи, которые возвращают в детство, в бабушкин сельмаг с бакалейными товарами, «ситро» и пакетиками ванили для выпечки… А у нас – обеденное время. Тут же на прилавке выискиваются, выуживаются знакомые этикетки, что-то покупается. Устаиваемся на двух столах рядом в садике, добрасываем к только что купленному взятой еще из дома еды. Пируем! Подкрепились и в путь! Пересекаем речку Смотрич, бросаем прощальный взгляд на Кузьмин. Впереди – вторая половина пути!
Дорога широкая, из мелких камешков, укатанных в глинистую белую массу – местный материал известняк. К слову, после съезда с трассы Хмельницкий-Тернополь машины на дорогах практически не встречались, ну разве что в селах, ну разве что парочка-другая затерянных удивленных машин «ХМ!» в этом загадочном мире «Товтры».
Из описания, представленного на сайте «Оксамит-КЛ - Тернопільська туристична агенція»
http://oksamyt-kl.com.ua
Люди называют этот чудесный уголок Подолья, за густые леса, за солнечные луга, за напоенные медом и росой травы Медоборами. Здесь находят следы поселения человека каменного века, здесь были столицы Русских удельных княжеств и замки именных магнатов (Збаражских, Вишнивецких и др.). Лилась кровь в битвах против монгольских орд, литовских и польских феодалов, татарских и турецких захватчиков. Через территорию Товтр в седую древность проходил Черный путь, по которому турки и татары вели ясырь из Украины на невольнические рынки Бахчисарая, Гьозлева и Кафы. В р.Збруч, которая рассекает территорию Товтр пополам, в первой половине ХІХ в. польскими археологами был найденный так называемый Збручанский идол - скульптурное изображение старославянского бога Свитовида. Это уникальный памятник такого рода в мире. На данное время он находится в Краковском археологическом музее, а его копия в Тернопольском краеведческом музее. Подольские Товтры берут начало возле с.Пидкамень на Львовщине и раскинулись по территории Тернопольской и Хмельницкой областей через Днестр, доходя до Молдавии. Они являются уникальной ботанико-геологической памяткой, аналогов которой нет в Европе. Территорию современного Подолья 15-20 миллионов лет тому покрывало относительно теплое и мелкое Сарматское море. На протяжении длинного периода возле его юго-восточных берегов из остатков морских организмов образовался огромный коралловый риф. В результате карпатского горообразования море отступило, на поверхности бывшего дна осталась известняковая гряда, которая пересекает современное Подолье из северо-западa на юго-восток более, чем на 250 км. На пятдесят-семдесят метров возвышается она над окраинами, а некоторые вершины еще выше - на 100-150 метров от подножия. Товтры известны причудливыми формами выветривания, пещерами, карстовыми озерами, своеобразным ландшафтом. На территории Товтр есть несколько вертикальных пещер, одна из которых - ”Жемчужина”. Почти все Товтры покрыты густыми лесными массивами. Флора этого района отличается разнообразием, богатством реликтовых, эндемических, врачебных и фруктовых растений. На территории Товтр расположились такие знаменитейшие, насыщенные историей города, как Збараж, Скалат, Сатанив (известeн своими целебными источниками минеральной воды). Недалеко от гряды Товтр находится старинный город Каменец-Подольский (основанный в ХІ-ХІІ в.в.), который поражает посетителей своей красотой и величественностью. До этого времени сохранился уникальный архитектурный комплекс Каменцa-Подольского (Старая крепость (ХІІІ-ХVІІІ в.в.) и Старый город. Незабываемое впечатление оставит знакомство с неповторимыми пейзажами Медобор, их лесами и полями, покрытыми бархатными коврами цветов, дикими выветренными скалами и полными тайн пещерами и легендами.
Дорога кажется пустыней – поля за горизонт и ослепляющий белый цвет покрытия усиливают этот эффект.
Еще один островок леса примыкает уголком к дороге – Сатанівське лісництво! Граничит с потрясающим маковым полем. Покупаем Сатанівського молочка, два литра «на пробу» расходятся довольно быстро. Хозяйка нахваливает товар, и терпеливо ждет банку обратно. Тут же выдает историю про свою бывшую корову, «котру не вгледіла» – корова попаслась на маковом поле и приказала долго жить… Дорога вдоль макового поля манит дальше сгущаемыми на горизонте красками цветов. Красота!
67 км. Решаем ночевать в «Лазурном» (дешевле!), что в Мартынковцах. Съезжаем с дороги, ведущей в Сатанов вправо на грунтовку. Теперь все пересекаемые дороги будут вести в Сатанов. Оставляем справа Александровку. Саня объявляет сладкий приз тому, кто первым домчит до безымянного ручейка. Начинаются гонки! Откуда-то появляется азарт, участвуют все, потому что – СПУСК! Мошки с размаху шлепают в лицо, нити паутины «бабье лето» оплетают шлемы, давно забыт утренний холод – жарко, еще как! Встречный поток воздуха обдувает, и мы мчим в свое удовольствие! Собираемся, снимаем паутину, жуем конфетки, вынимаем из глаз мошек – и снова в путь…
Очередной подъем скрашивается изумительной смесью маков, ромашек и кукурузных побегов в ореолах послеобеденного солнца.
Спуск, подъем, спуск, подъем – в такой череде подъемы не угнетают, всегда есть возможность отдохнуть на равноценном спуске…
76 км. 15:10. Мы въезжаем на территорию оздоровительного комплекса «Лазурный». Чисто, аккуратно, никого из отдыхающих нет – не сезон. Договариваемся о ночлеге в домиках, а Дима, Виталик и Стас о месте для палатки. Смотрим местные достопримечательности – река Збруч, плотина и родник. Приближается конец дня. Все жаждут логического завершения (конечно, ужин!). Для этого ни много, ни мало нужно смотаться в Сатанов, так как нигде ближе открытых магазинов нет. А еду-то все уже подчистили! Дима, Виталик и Стас остаются ставить палатку и готовить «автономный» ужин. А мы – Вера, Артур, Максим, Оля, Саня, Миша, Алеша, Аня, Света – свободные птицы, опять в седло!
Выезжаем к трассе в Сатанов, правый поворот и дальше по дороге: Сатановка, Юринцы (все, все, вспомнили ПОДЪЕМЧИК!), и вот он – Сатанов! Мимо костела (сейчас не до этого!), немного покрутившись возле автостанции с небольшим магазинчиком, двинулись дальше за умчавшейся Аней (вот интуиция у человека!). А там… Там, чуть ниже по дороге метров 100, не больше, замечательное, душевное место – бар «Филин».
86 км. Сказка, оазис, сбывшаяся мечта уставшего путника, награда за день! А какие деруны! Омлет с сыром, мясо «по-Подільски», борщ, варенички, отличный кофе, холодное пиво, огненный перец, еще пиво… и все это «снизу вверх» и «на пляж уже не пойдем». Местные мальчишки, разглядывающие из-за забора наши велы и невозмутимый бармен. Очередь умыться, ну и… полный кайф! И это, не считая накопленных впечатлений за целый день! Маленькой такой гордости за себя, что таки выбрался, собрался, решился… И улыбки на уже родных лицах!
Дорога домой. Домой – значит в «Лазурный», в домики. Для порядка заглядываем в пропущенный костел. Включаем мигалки, нас ждет спу-у-уск! Юринцы-туда проходились минут за 10-15. Юринцы-обратно секунд за 15 (не вру!). Притормаживаем для безопасности на спусках, максимальная скорость 52.22 км/час. И дальше с удовольствием – отдых близок!
94.87 км. 5:23 час. 17.62 км/час. Время около 20:00. «Лазурный». Оставляем велы в домиках.
Как здорово в хорошей компании ночью в яблоневом саду петь песни, кататься на качелях, валять дурака и закусывать бананами… И палаточный «городок» не спит, поют… И неплохо!
Засыпаем под шум дождя… Завтра, всё будет уже завтра…