Правила жи-шизни
Премьера одноактного балета Раду Поклитару Палата №6 по Чехову – де-юре перенос постановки, сделанной хореографом 4 года назад для московского Большого театра. Де-факто – совершенно новый балет.
В этом балете на темную пустую сцену выбегает одинокий Пациент, натурально ломаясь под звук собственного дыхания. Музыка Арво Пярта включается позже – вместе с пластической ретроспекцией того, как Пациент дошел до жизни такой: он постепенно «подсоединяет» остальных персонажей. У каждого из пятерых своя пластика в своем темпе: Поклитару подтверждает репутацию мастера контрастной полифонии.
Слева направо: Молодой доктор с усиками (хохочущую медсестру, которой сейчас нет на сцене, то и дело будет хлопать по надетой на тощий зад кринолиновой конструкции), Кухарка в неаккуратном чепце, надвинутом на самый нос, Старший доктор в черном сюртуке и оправе (не чеховское пенсне, но все же) за столом с бокалом, свечой и книгами, и Почтмейстер в зеленочного цвета мундире пуговицами назад. На всех – пятна вроде как штукатурки, воска, хлорки, стирки. Траченные казенным бытом люди в порченом месте.
Ударов под дых хватает: докторский стол-перевертыш вдруг оказывается стерильно-зеркальной короткой кроватью рогожного пациента. Кухарка вытирает тряпкой все вокруг и внезапно с остервенением – собственное лицо. Ансамбль Пациена и Доктора (как сказали бы в опере, дуэт согласия) обрывается в момент, когда избавленный от внутренних терзаний Пациент доверчиво снимает с Доктора очки, и надевает на себя, и содрогается.
Тут троица с дамой посередине окружает Доктора: «Дорогой коллега, вам пора отдохнуть, проветриться. Чуть-чуть». Доктор уезжает, а может, сходит с катушек. Это первая треть спектакля.
Палату №6 показывают во втором отделении, после потрясающего своим саспенсом и безнадежно позитивной развязкой одноактного балета Underground с простым трюком прокатывания живых людей между гигантскими валами ротационного пресса под лязгающий вальс.
Underground идет со скрипичной музыкой тихого латышского гения Петерися Васкса. А Палата №6 – с тремя сочинениями тоже тихого, но громко произносимого эстонского гения Арво Пярта: Summa для струнных, Fratres для скрипки и струнных, Spiegel Im Spiegel для опять же скрипки (или виолончели) с роялем. Так подобралось, что вещи Васкса и Пярта – будто части чего-то одного и того же, прошедшего серию сокрушительных деформаций и выжившего, удержавшись на волосинке тонкого звука.
Эта музыка этому балету – то, что доктор прописал.
Премьера24, 25 ноября, 19:00
Билеты 30 – 250 грн.
Прокоментувати статтю