Вот как я себе это представил:
K=(H*100+L*1000)*(1+G/100)/1000;
где:
К - искомый показатель,
Н - суммарный набор высоты (м),
L - пройденая дистанция (км),
G - % грунтовых дорог на маршруте.
На ум приходит еще необходимость учитывать различия самого грунта дорог, их состояние, набор высоты по грунту или по асфальту, наличие источников воды (закусочных

Но здоровый минимализм работает.
Вся загвоздка в том чтобы правильно сопоставить энергозатраты на движение по горизонтали и вертикали (я взял как 100:1) и правильно учесть влияние грунтовых дорог. Может у кого будут соображения на эту тему?
В идеале можно вывести формулу, которую можно использовать как общий неофициальный стандарт, чтобы более дифференцировано и наглядно оценить каждый маршрут с точки зрения ФИЗИЧЕСКИХ усилий при прохождении. А то лично мне, как любителю, существующая система категорирования мало о чем говорит и в общем не интересна.
Развивая тему можно вывести вторую формулу, результат которой будет отражать уже сложность конкретной поездки. Тут уже к показателю энергозатрат можно прикрутить погодные условия, наличие источников воды, направление ветра и т.д.