Добавлю некоторые потенциально опасные ситуации, которые в городе могут стоить здоровья и даже жизни. Либо, как минимум, позволят избежать неприятных историй в городской черте.
1. Ездите в пасмурную погоду со светом. Выкиньте батарейки и поставьте аккумуляторы, если единственной причиной езды с выключенными фарами является скупердяйская мысль о ресурсе элементов питания. Пока стробоскопы официально на велосипедах не запрещены любые средства по привлечению внимания к себе на дороге можно брать на вооружение. Даже китайская светодиодная фара в контровом свете добавляет шансы быть замеченным ранее, без неё вы всего-лишь тень. Мимикрируйте под автомобиль со спецсигналами. Городской трафик слишком насыщен и озабочен своими проблемами чтобы выискивать велосипед среди потока. Обозначить себя - единственный способ быть замеченным.
2. Зеркальце на шлем/руль. Позволяет оценить состояние трафика сзади, увидеть приближающегося гонсалеса, авто на хвосте и прочие неприятности, не теряя из виду обстановки впереди. Без зеркала той секунды, на которую вы отвлечетесь от дороги, может быть достаточно, чтобы впереди изменилась дорожная обстановка. Зеркальце на шлеме предпочтительнее ввиду больших возможностей по обзору.
3. Носите ядовитые светоотражающие браслеты на запястьях - позволяют лучше увидеть руку и подаваемые ею маневры даже в светлое время суток. Хотя бы в городе.
4. При прохождении поворотов, развилок и остановок общественного транспорта, следует дважды убедиться, что никто не пытается проскочить слева или справа от вас (см. п. 2). Первый раз оцените обстановку за 100 метров до точки, удостоверившись, что у вас нет никого на хвосте, второй раз - на расстоянии, которое потребуется чтобы погасить скорость до неё, убедившись, что никто не собирается пересекать вашу траекторию в надежде проскочить её не сбавляя скорости. Даже если вы сто раз правы и едете по всем писаным и неписаным правилам.
5. В плотном трафике (занимает все полосы) лучше избегать мостов и тоннелей, предпочитая отгороженные обочины и объезды. Если вы настроены решительно въехать в тоннель или на мост, включите весь свет, который имеете с собой. На мостах не притирайтесь слишком близко к отбойнику - в этом случае издалека визуально вы сливаетесь с ним.
6. Подавайте понятные другим сигналы с случае возникшей неопределенности. Например, развилка в два ряда уходит вправо, вы в метре от правого края обочины, сзади вас несколько машин с включенными поворотниками, не знающие чего от вас ожидать. Если вы поворачиваете - покажите поворот, удерживая руку достаточное время чтобы её заметили. Если собираетесь ехать прямо - покажите дорогу прямо жестом Ленина (левой рукой). Если вы едете прямо и показываете левый поворот - это создает опасную ситуацию, поскольку водитель может расценить ваши намерения как перестроение влево (я на велосипеде освобождаю тебе дорогу, проезжай) и попытается проскочить между вами и обочиной (потому что мало кто любит ждать).
UPD Наиболее типичное заблуждение, что если я, мол, подам руку влево и поеду прямо, то этим только себя лишний раз перестрахую.
Рука подается вперед и совсем немного отводится влево - чтобы её просто увидели едущие сзади.
В данном случае основная опасность исходит не от задних, а тех, кто собрался поворачивать направо со второго ряда и руку вы поднимаете для них, предупреждая о возможности пересечения траекторий. Согласно пдд правда здесь на вашей стороне, поскольку перед перестроением водитель должен убедиться, что не создает помех транспорту своим маневром, пропустив всех, в чью полосу намерен перестроиться. Вы едете обычно в первом ряду, а то и вовсе шлифуете обочину, из-за чего интуитивно от вас не ожидают, что вы поедете прямо. Типичная ситуация - под путепроводом за Зенитом в сторону Телиги. По моему опыту в 99% увидев вытянутую вперед руку водитель во втором ряду отказывается от маневра, ударив по тормозам или сбавив ход и перестроившись назад.
Если вы вытянете руку влево, едущие сзади за вами в первом ряду решат, что вы хотите нырнуть под мост, освободив первую полосу и начнётся неразбериха. А едущие во второй полосе могут испытать неприятное чувство, будто вы собираетесь уйти в их ряд прямо под колёса.
Будьте предсказуемыми на дороге - если едете прямо показываете жестом что едете прямо, если поворачиваете налево показываете жестом поворот налево.
Не нужно играть в еврейские игры с запутыванием вероятного противника - у водителя своё на уме и он не будет пытаться разгадать что вы задумали.
Пальцем вниз можно указывать что вы остаетесь на той полосе следования, на которой в данный момент находитесь. Я опросил многих знакомых водителей и те почти единодушно пришли к выводу, что такой жест трактуется однозначно и понятно. Однако если ваша полоса следования с разметкой уходят в сторону этот сигнал теряет свой смысл.
7. Если на велосипеде установлен гудок типа AirZound, не жалейте воздуха, подавая короткий сигнал каждый раз, когда испытываете сомнения, что вас видят.
8. На перекрестках, стоя на красный свет, в плотном трафике старайтесь проехать вперед, чтобы вас впереди себя увидели все водители, которые находятся сзади. Старт синхронно с машиной, из которой вас не видно, в скованном автомобилями пространстве может привести к неприятным последствиям. Если на перекрестке пешеходный зеленый загорается раньше автомобильного - осмотритесь и при отсутствии помех, трогайтесь на него - этим вы избежите одновременного старта с автомобилями, не мешая друг другу и выиграв пару десятков метров зазора, в котором вас проще увидеть и объехать.
9. Не ездите по городу большой группой. Стадный инстинкт начинает проявляться с 3 и более участников, лавинообразно возрастая в группах свыше 10 человек, который приводит к стихийному движению не только вне рамок пдд, но и зачастую лишённого здравого смысла.
10. Увидев препятствие, старайтесь заранее продумать плавную траекторию по его объезду. Не облизывайте припаркованные машины - вас не видят.
11. В потоке транспорта учитывайте углы, под которыми находятся колеса, чтобы предугадать движение машины.
12. Трогаясь на зелёный всегда смотрите по сторонам и особенно в ту сторону, откуда только что ехали автомобили. Возможно, там несется джигит, который хочет проскочить перекресток либо не заметил красного сигнала. Сами светофоры ещё никого не убивали.
Помните о том, что рыбак рыбака видит издалека.
На дороге автомобилист в зеркалах ожидает увидеть автомобиль, а впереди себя на переходном переходе - пешехода. Велосипедист в зеркалах, спереди, сзади и сбоку - всегда неожиданность.
Якби тут десь була кнопка "Сказати дякую", я б натиснув. За останні пару місяців відсилав до цього списку пару людей та пояснював усно ці ж поради сам (без копірайта
). Можливо варто додати лише "
". Можна це також вважати частиною міфології, або окремим випадком самовпевненості. Лікується дуже просто - зажди є сенс знаходити нові шляхи!