безсонной весенней ночью,
ко мне пришла мысль собрать байк...
Длинная предыстория на сон грядущий
Куча тросов, перекидка сзади, и низкая посадка заставляли мое сердце биться сильнее, казалось что я сижу на чем-то прилетевшем из космоса.
В 98-м году самыми популярным велосипедами в наших дворах были "Аисты" раскладушки, такие же "Тисы" (мечта детских лет), "Орленки" и "Украины". И когда устраивались гонки, мне удавалось легко оторваться на подъеме, и быстрее всех разогнаться на старте из-за пониженой передачи (ликованию не было предела)...
Но однажды на покатуху приехал парень из соседнего дома которому отец привез откуда-то новенький "старт-шоссе", с ненормально (по быстрой оценке присутствующих новоиспеченных гонщиков) тонкими ободами под "трубки" и алюминиевым рулем. Первый же круг показал нам что стремиться есть к чему! Шоссер был сделан, как мне казалось, из алюминия (про ХроМоль тогда в Гугле было не прочесть) и весил, субъективно, чуть ли не в два раза легче моего "Аиста". Байк был что надо! Иногда мне удавалось обойти шоссейник на повороте школьного стадионного трека, из-за того что его сносило на мелком гравии к внешнему периметру (сказывался его легкий вез и маленькая площадь сцепления тонких колес), но на прямой все что мне оставалось - это уныло "вращать"...
Первая моя попытка сровнять счет - поставить шатуны с большей звездой. Накопив карманных денЁг поехал с приятелем на "Юнность" и купил на раскладке шатуны с большущей первой звездой (такой что она мне почти в нижнее перо упиралась). Благо совместимость постсоветских компонентов была неподражаемой: никаких тебе "окталинков" или "квадратов" - два раза хряцнул молотком по клину, и любой шатун установлен! Но ощутимых результатов такой апгрейд не дал: разгонятся стал наравне со всеми, а то и хуже, а шоссер все так же оставался неуловимым. Я уже даже не обгонял шоссейник на поворотах, т.к. после каждого сброса скорости мне приходилось ломить передачу на разгоне. Неудача была воспинята мною как очередной этап велоэволюции, поэтому следующей идеей было прикрутить переднее переключение (до этого цепь перебрасывалась во время остановки посредством пальца указательного правого). Внимательно изучив и зарисовав разводку тросов на шоссере, вооруженный этим знанием, я побежал к ближайшей стройке с просьбой приварить к раме пару мелких гаек в качестве упоров для рубашек. Приварили топорно, но гайки с тросами продетыми через самодельную шайбу свои функции выполняли. И байк вышел на новый потребительский уровень. Скорости переключались старенькой перекидкой ХВЗ, манетки удалось перенести с рамы на руль (по бокам от "выноса" рычажками к себе) для удобства. Появилась возможность менять передачу в широких пределах и почти не снимать при этом руку с руля. Мои маршруты стали все чаще проходить по песчаным дорогам, лесным тропам, хвойному насту и крутым песчаным подъемам. Никто в те времена особо не общался о стилях катания, и конечно я не знал что такое кросс-кантри. Просто мне нравилось "лететь" по утреннему лесу, прыгая через небольшие дропчики, закладывать лихие виражи на извилистых тропинках, и скатываться с пологих песчаных горок... К этому времени все чаще стало слышится словосочетание "горный велосипед". Меня очень заинтересовало чем же он отличается, и в чем его сильные стороны. В глаза сразу бросились широкие шипастые покрышки на ободах небольшого диаметра, толстая рама, непривычной формы руль и (о чудо!) манетки с индексным переключением. Я уже понимал что мой старенький "Аист" нельзя, а главное нет смысла переделывать во что-то подобное. Поэтому я твердо решил обзавестись горным байком. Следующим моим приобретением был Ашан-байк "Ranger Texas" купленый с одной зарплаты за 700 грн (в 2006 году потолком стоимости велосипеда я считал 5000 грн). Хоть это и был двухподвес с манетками грип-шифт, и 18 скоростями (что на первый взгляд выгодно отличало его от Аиста), радость моя была не долгой. Откатал на нем неполный сезон, и забросил на балкон. Отвратительный накат, и тяга на подъемах отбили желание кататься, а постоянные проблемы с вибряками, восьмерки и необходимость постоянно перебирать трещетку отбили желание обслуживать байк как таковой. Только спустя шесть лет, при продаже этого творения мастеров Поднебесной за бесценок, я узнал от знакомого что такое "Ашан", и каким должен быть настоящий горный велосипед. Это вернуло мой интерес к велосипедной теме, и я стал читать форумы, общаться с велобратвой и пытаться разобраться что из себя представляет современный велосипед, как он должен быть оборудован, и сколько это стоит. Сформировав определенное мнение, полез в интернет-магазины, где быстро убедился в том что за 6000-12000 продаются модели с недоогими вилками, тормозами, непонятными колесами и т. д. Велосипеды с приемлимым уровнем обвеса и хорошей рамой стартовали с 18000. Сумма не безнадежная, но объяснять супруге причину прохождения ее "мимо кассы" не было никакого желания. Поэтому, после долгих раздумий, я решил собрать себе велосипед сам, под свои потребности, уверенного среднего уровня, используя детали купленные на форуме. Главное требование - это состояние деталей "Like New".
Сборку велосипеда, как водится, начал с выбора рамы. Первым делом, изрядно побороздив просторы Интернета, выделил для себя перечень производителей на которых следовало обратить внимание. Список получился не очень бльшим: Cube, Marin, Kona, Cannondale, Scott и Trek/GF. Рамы Marin показались мне такой редкостью, что я почти сразу перестал рассматривать их как вариант. Kona порадовали ценой, но все чаще на форумах стали встречаться утверждения о том что "Kona-г...". А после того как я встретил чувака в футболке с этим слоганом - общественное мнение взяло надо мной верх. Cannondale очень понравились, да и владельцы их оставляли только позитивные отзывы. Собравшись было выдвинуться на поиски кадейла я наткнулся на заметку о том что на эти рамы очень трудно найти запасной петух. Хоть и вероятность того что петух удастся погнуть лежит на уровне суеверий, я решил не проверять это на практике, и нехотя отказался от бренда. Долгое время бредил подвесной рамой CUBE для АМ, но так и не смог ее найти, а заказывать из-за бугра не хотелось. Таким образом выбор сузился до двух вариантов: Trek и Scott. В конечном итоге первой попала в руки неплохая рама от Trek 8-й серии 2008 года, за приемлимые деньги. Она и стала основой для будующего байка. Вслед за рамой купил вилку Rock Shox SID World Cup 2007-года, и сразу понес ее на профилактику. На месте мастер обратил мое внимание на то что SID с 28мм ногами может начать гулять под моим весом при торможении, да и детали на эту модель уже большая редкость. Поэтому SID был продан, а взамен, не мудурствуя лукаво, приобрел Rock Shox Recon TK (solo air) 2011 года с 32мм ногами. Колеса собирались на Землячке, на ободах Fire Eye, с расчетом на мой вес 95 кг. Остальные компаненты были подобраны на основании моей ориентированности на средний уровень, и наилучшему соотношению цена-качество. Б/у брал только раму, вилку, руль, и подседел.
Сразу хочу оговориться о том что высказанное мной в этой теме мнение субъективно, а набор компонентов не претендует на звание "золотой середины". Это первый собранный мной велосипед, поэтому прошу не судить сам байк и его автора очень строго...
Итак, что установлено на борту:
База
Рама: Trek 8500 (2008)
Вилка: Rock Shox Recon TK solo air 100mm (2011)
Руль: Truvativ XR 580mm
Вынос: Truvativ AKA 100mm
Грипсы: Fire Eye Skinnies с замками
Седло: Selle Italia X2
Подседел: Concept
Тормоза: Avid Elixir R (перед и зад)
Роторы: Avid G2SC 185mm (перед и зад)
Манетки: Shimano SLX SL-M660 9/8sp
Задний переключатель: Shimano SLX RD-M662 SGS 9/8sp
Передний переключатель: Shimano SLX FD-M660, Top Swing (31,8/34,9 мм)
Кассета: Shimano SLX CS-HG 80, зубья 11-32, 9sp
Система: Deore FC-M590+ каретка (сэкономил)
Цепь: SRAM PC 971
Педали: Wellgo V8
Колеса
Задняя втулка: Formula DC32 36 сп.
Передняя втулка: Formula DC91 32 сп.
Обода: FireEye Excelerant 28 26" на 36 и 32 спицы соответственно.
Спицы: Sapim Strong
Покрышки: Schwalbe Smart Sam
Камеры: Schwalbe SV13, 26 x 1,5-2,5 (presta)
Флипер: Schwalbe 26" 20mm
Опционально
Тросы, боудены: Jagwire
Наконечники боуденов: Sram
Подседельный зажим: PRO 34,9
Немного фото
*На фото видно что установлены 185-е роторы спереди и сзади. Изначально хотел поставить назад 160-й, но мне предложили два новых 185мм по цене одного, и я не устоял...