Провоз велосипеда в поездах в Германии (и Европе)
Додано: 20.9.13 14:33
Провоз велосипеда в поездах в Германии (и Европе)
Живя в Германии и катаясь велосипедом по ней и странам Западной Европы, вынужден временами пользоваться услугами железной дороги в связи с перевозкой себя и своего Drahtesel (проволочного осла), как немцы в шутку называют велосипед, к месту старта или от точки финиша. Различия в организации перевозок в Украине и Европе имеют место быть, притом весьма существенные. Столкнувшись с незнакомой системой и непривычными правилами, поначалу легко запутаться, ошибиться, да и попросту потратить лишнего на довольно дорогие билеты. Поэтому я задумал составить развернутую шпаргалку, в которой дать общее представление и практические советы по использованию ж/д сообщения. Поскольку мне уже доводилось в личной переписке отвечать на многочисленные вопросы по этой теме, я частично использую свои ответы как материал.
По сравнению с самолетом, поездка по Европе поездом имеет ряд недостатков - хотя бы дороговизна, перегруженность в выходные и праздники, нарушения расписания. Но есть одно огромное преимущество, которое перекрывает все недостатки - путешествующий вместе с вами велосипед доедет до цели и назад в целости и сохранности.
Проезд на поездах в Германии
В Украине при поездке на поезде из пункта A в пункт B с пересадкой в пункте C покупают два билета: 1) от A до С и 2) от C до B. При этом билет в поезда дальнего следования покупается на конкретные дату/время/поезд с указанием мест.
В Германии принят совершенно иной принцип. Клиент немецкой железной дороги Deutsche Bahn (DB) покупает один билет от A до B независимо от наличия и количества пересадок и волен ехать в любой день любым рейсом, начиная с указанной в билете даты. Более того, он может сделать пересадку не в пункте C, а на другой станции, если только она лежит по пути. Не разрешается только двигаться "назад", хотя часто бывает, что удобная пересадка лежит "сбоку". Пассажир может также сойти на станции D, погулять и снова сесть на следующий поезд в том же направлении. Однако пассажир не может продолжить путь на следующее утро - он должен добраться до цели в день отъезда из исходного пункта. Этим исключается возможность бесконечной "турпоездки" с остановкой и осмотром каждого городка по пути и затем продолжения пооездки следующим поездом.
Что касается резервирования мест на конкретные дату/время/поезд, то оно не обязательно и стоит (не очень больших) дополнительных денег. Обычно свободные места в поездах имеются, можно садиться на любое свободное, если только оно не забронировано. Хотя встречаются загруженные направления и дни, где/когда может случиться так, что, не озаботившись резервированием, придется ехать стоя. Ну и, разумеется, если пассажир вдруг решил покинуть поезд или поехать другим, зарезервированное место прогорает.
Далее, в маршрут (часто) могут быть включены не только поезда дальнего следования, но также регионального (аналог наших электричек и "дизелей") и иногда местного сообщения, и не только поезда. То есть, можно купить билет от соседней с точкой старта автобусной остановки до кокретной остановки трамвая в городе-цели и проехать весь маршрут по единому билету.
Однако, За все это удобства и гибкость придется как следует раскошелиться. Обычный билет дальнего сообщения во втором классе стоит порядка сотни-полутора евро, зависит от расстояния.
Виды ж/д сообщения, поездов. Классы
Одна из особенностей Германии - преимущественная ориентация на дневные переезды.
ICE InterCity Express - скоростные поезда дальнего сообщения, соединяющие крупные города Германии. Делают немного остановок и двигаются с высокой скоростью, разгоняясь местами до 250 км/ч. Средняя скорость за поездку выходит иногда выше, чем при перемещении на авто.
При всем своем великолепии, эти поезда почти непригодны для перевозки велосипеда.
IC InterCity, EC EuroCity Междугородние и международные поезда дальнего сообщения. Едут быстро, но делают больше остановок, так что скорость несколько пониже, чем у ICE
1-й класс
В общем и целом, удобный и быстрый способ сообщения, и, главное, пригодный для перевозки велосипеда как в "рабочем" состоении "тушкой", так и в разобранном, "чучелком" - как багажа.
Для перевозки велосипеда используются специальные приспособления, отдельно под каждый велосипед. Потому поезд может перевезти не более велосипедов, чем приспособлено веломест. Перевозка вне веломест (в тамбурах или проходах) запрещена категорически. Так что требуется или заранее резеврировать веломесто на конкретный рейс, либо ждать поезда в нужно напралении, в котором найдется свободное незарезервированное веломесто.
Вся великолепная гибкость с билетами, возможность свободно выбирать рейс теряется при бронировании веломеста, Гибкость для пассажира формально осталась, но вы же не отправите велосипед другим поездом?
Прошу не путать резервирование с велосипедным билетом (Fahrradkarte). Провоз велосипеда в любом виде поездов оплачивается. Билет стоит 9€. Этот билет действует в течение дня с момента первой посадки в поезд, во всех видах поездов, цена не зависит от расстояния и с ним можно пересаживаться сколько угодно раз.
Стоимость обычного "пассажирского" билета в IC или EC на 10-15% пониже, чем в ICE.
CNL City Night Line - ночной поезд, как по Германии, так и международный.
Ночные поезда в Германии используются не столь широко, как в Украине. Ночное сообщение между крупными центрами имеется, но билеты выходят существенно дороже. Видимо, действует такая логика продавца: к цене ночного поезда нужно прибавить стоимость ночлега в отеле, ведь ночной поезд можно рассматривать как отель на колесах.
В CNL имеется несколько типов купе.
1. Сидячее купе на 6 мест или вагон с счидячими местами без разделения на купе. Самый некомфортный способ путешествия, но и самый дешевый.
2. Liegewagen - лежачее купе на 4 или 6 мест. Преставть себе купейный вагон с двумя рядами полок, но не по две, а по три полки с каждой стороны от двери.
Средняя полка может откидываться к стене и становиться как бы спинкой для людей, сидящих на нижней полке. Если в купе едут четверо, то средняя полка так и остается спинкой.
3. Schlafwagen - вагон с одно- двух и трехместными купе эконом-класса
4. Schlafwagen - вагон с одно и двухместными купе люкс (душ и туалет в купе)
Цены на сидячее место, 6-местное и 4-местное купе в Liegewagen обычно отличаются между собой на 10 евро.
Например, на поезд Берлин-Мюнхен, стандартные цены составляют 149€ - 159€ - 169€ соответственно. Или 39€ - 49€ - 59€ для одного из акционных вариантов. Для сравнения, стандартная цена на самое комфортное одноместное люкс-купе в Schlafwagen 300€ - в два раза выше, чем самое дешевое сидячее место.
Конструкция вагонов и купе несколько отличается в разных странах и разных моделях поездов. Я ездил в поезде Берлин-Вена и обнаружил, что вагон не соответствует официальному описанию, которое доступно на сайте австрийских железных дорог ÖBB. У примеру, Liegewagen венского поезда разделен на купе со входом в каждое из общего коридора - как купейный вагон Укрзалiзницi. Однако каждое купе прежставляет собой трансформер на базе трех полок с обеих сторон от входа в купе. Если все полки убраны, то получается купе на шесть сидячих мест. Если все полки откинуты - выходит купе на 6 лежачих мест. Если откинуты два ряда полок - спальное купе на четверых; один ряд - купе на двоих.
Одно важное отличие от купе украинских поездов: пассажир в австрийском поезде не может самостоятельно трансформировать купе. Это делает только проводник со специальным ключом. Что, в общем, очевидно: шесть пассажиров на сидячих местах, откинув себе все полки, могли бы превратить свое купе в лежачее, ограбив перевозчика на 6x10€ = 60€.
Бывалые путешественники не советуют ехать не только сидячим ночным вагоном, но и 6-местным купе. Утверждают, что система вентиляции в тесном купе не тянет и в купе на шестерых очень душно и жарко.
Региональное сообшение - Nahverkehr, Regionalverkehr, Regionalzug
Самые распространенные типы поездов регионального сообщения Deutsche Bahn
RB - Regional Bahn
RE - Regional Express
IRE - Interregio-Express
В Германии появилось несколько частных ж/д перевозчиков, призванных якобы создать конкуренцию мнонполисту DB, например
ALX - Alex Länderbahn und Vogtlandbahn
AG - Agilis
Принципиальной разницы между поездами DB и других компаний нет. Билеты продаются в тех же сервисценттрах и автоматах, поезда интегрированы в поисковую систему DB и расписание. В общем, можно не заморачиваться. В дальнейшем, когда речь идет о региональном сообщении и перечисляются типы поездов IRE/RE/RB сюда включаются также все частные региональные компании типа ALX и AG, хотя их явно и не перечисляют.
Что касается регионального сообщения - это очень быстрый и комфортный вид сообщения. Отличие от IC/EC в дальности и в количестве остановок. Аналог в Украине - скоростные электрички. Скорость поезда на перегоне зависит, кстати, больше от качества пути, чем от вида сообщения. В горной местности с подъемами и большим количеством поворотов скорость поезда падает - будь то Intercity или Regional Express. На горизонтальных прямых участках оба вида поездов разгоняются до допустимых, например 120 км/ч. Но, поскольку RE делает больше остановок (а RB - останавливается и того чаще) средняя скорость RE меньше IC примерно на 35-50%.
Во всех региональных поездах имеется возможность перевозки велосипедов, причем резервирование веломест не требуется.
В Германии существуют места 1-го и 2-го класса. Интересно, что разделение на классы происходит вовсе не обязательно вагонами: вагон 1-го и вагон 2-го класса. Отсеки или купе разных 1-го и 2-го класса могут соседствовать в одном и том же вагоне. Самое анекдотичное разделение на классы я встретил в миниатюрном дизель-поезде размером с городской трамвай. В нем было одно место 1-го класса, на вид не отличающееся от соседних кресел 2-го. Я бы никогда и не узнал о том, что случайно сел в первый класс , если бы не проводница, которая проверила мой билет и, помявшись, деликатно разъяснила всю глубину моего морального падения...
Городские поезда и трамваи
S-Bahn городская электричка
Поезда S-Bahn могут выглядеть ну очень разнообразно, например
Это могут быть такие же составы, которые используются для регионального сообщения.
Общего в них - обозначение маршрута, начинающееся с буквы S (например, S4) и логотип
U-Bahn метро
Метро ходит в основном под землей, но иногда выбирается на поверхность или даже на эстакаду. Обозначается буквой U в обозначении маршрута (например, U7) и логотипом
Straßenbahn трамвай
Маршруты трамвая имеют в обозначении только цифры.
Живя в Германии и катаясь велосипедом по ней и странам Западной Европы, вынужден временами пользоваться услугами железной дороги в связи с перевозкой себя и своего Drahtesel (проволочного осла), как немцы в шутку называют велосипед, к месту старта или от точки финиша. Различия в организации перевозок в Украине и Европе имеют место быть, притом весьма существенные. Столкнувшись с незнакомой системой и непривычными правилами, поначалу легко запутаться, ошибиться, да и попросту потратить лишнего на довольно дорогие билеты. Поэтому я задумал составить развернутую шпаргалку, в которой дать общее представление и практические советы по использованию ж/д сообщения. Поскольку мне уже доводилось в личной переписке отвечать на многочисленные вопросы по этой теме, я частично использую свои ответы как материал.
По сравнению с самолетом, поездка по Европе поездом имеет ряд недостатков - хотя бы дороговизна, перегруженность в выходные и праздники, нарушения расписания. Но есть одно огромное преимущество, которое перекрывает все недостатки - путешествующий вместе с вами велосипед доедет до цели и назад в целости и сохранности.
Проезд на поездах в Германии
В Украине при поездке на поезде из пункта A в пункт B с пересадкой в пункте C покупают два билета: 1) от A до С и 2) от C до B. При этом билет в поезда дальнего следования покупается на конкретные дату/время/поезд с указанием мест.
В Германии принят совершенно иной принцип. Клиент немецкой железной дороги Deutsche Bahn (DB) покупает один билет от A до B независимо от наличия и количества пересадок и волен ехать в любой день любым рейсом, начиная с указанной в билете даты. Более того, он может сделать пересадку не в пункте C, а на другой станции, если только она лежит по пути. Не разрешается только двигаться "назад", хотя часто бывает, что удобная пересадка лежит "сбоку". Пассажир может также сойти на станции D, погулять и снова сесть на следующий поезд в том же направлении. Однако пассажир не может продолжить путь на следующее утро - он должен добраться до цели в день отъезда из исходного пункта. Этим исключается возможность бесконечной "турпоездки" с остановкой и осмотром каждого городка по пути и затем продолжения пооездки следующим поездом.
Что касается резервирования мест на конкретные дату/время/поезд, то оно не обязательно и стоит (не очень больших) дополнительных денег. Обычно свободные места в поездах имеются, можно садиться на любое свободное, если только оно не забронировано. Хотя встречаются загруженные направления и дни, где/когда может случиться так, что, не озаботившись резервированием, придется ехать стоя. Ну и, разумеется, если пассажир вдруг решил покинуть поезд или поехать другим, зарезервированное место прогорает.
Далее, в маршрут (часто) могут быть включены не только поезда дальнего следования, но также регионального (аналог наших электричек и "дизелей") и иногда местного сообщения, и не только поезда. То есть, можно купить билет от соседней с точкой старта автобусной остановки до кокретной остановки трамвая в городе-цели и проехать весь маршрут по единому билету.
Однако, За все это удобства и гибкость придется как следует раскошелиться. Обычный билет дальнего сообщения во втором классе стоит порядка сотни-полутора евро, зависит от расстояния.
Виды ж/д сообщения, поездов. Классы
Одна из особенностей Германии - преимущественная ориентация на дневные переезды.
ICE InterCity Express - скоростные поезда дальнего сообщения, соединяющие крупные города Германии. Делают немного остановок и двигаются с высокой скоростью, разгоняясь местами до 250 км/ч. Средняя скорость за поездку выходит иногда выше, чем при перемещении на авто.
Spoiler
Show
IC InterCity, EC EuroCity Междугородние и международные поезда дальнего сообщения. Едут быстро, но делают больше остановок, так что скорость несколько пониже, чем у ICE
Spoiler
Show
1-й класс
Для перевозки велосипеда используются специальные приспособления, отдельно под каждый велосипед. Потому поезд может перевезти не более велосипедов, чем приспособлено веломест. Перевозка вне веломест (в тамбурах или проходах) запрещена категорически. Так что требуется или заранее резеврировать веломесто на конкретный рейс, либо ждать поезда в нужно напралении, в котором найдется свободное незарезервированное веломесто.
Вся великолепная гибкость с билетами, возможность свободно выбирать рейс теряется при бронировании веломеста, Гибкость для пассажира формально осталась, но вы же не отправите велосипед другим поездом?
Прошу не путать резервирование с велосипедным билетом (Fahrradkarte). Провоз велосипеда в любом виде поездов оплачивается. Билет стоит 9€. Этот билет действует в течение дня с момента первой посадки в поезд, во всех видах поездов, цена не зависит от расстояния и с ним можно пересаживаться сколько угодно раз.
Стоимость обычного "пассажирского" билета в IC или EC на 10-15% пониже, чем в ICE.
CNL City Night Line - ночной поезд, как по Германии, так и международный.
Spoiler
Show
В CNL имеется несколько типов купе.
1. Сидячее купе на 6 мест или вагон с счидячими местами без разделения на купе. Самый некомфортный способ путешествия, но и самый дешевый.
Spoiler
Show
Spoiler
Show
3. Schlafwagen - вагон с одно- двух и трехместными купе эконом-класса
Spoiler
Show
Spoiler
Show
Например, на поезд Берлин-Мюнхен, стандартные цены составляют 149€ - 159€ - 169€ соответственно. Или 39€ - 49€ - 59€ для одного из акционных вариантов. Для сравнения, стандартная цена на самое комфортное одноместное люкс-купе в Schlafwagen 300€ - в два раза выше, чем самое дешевое сидячее место.
Конструкция вагонов и купе несколько отличается в разных странах и разных моделях поездов. Я ездил в поезде Берлин-Вена и обнаружил, что вагон не соответствует официальному описанию, которое доступно на сайте австрийских железных дорог ÖBB. У примеру, Liegewagen венского поезда разделен на купе со входом в каждое из общего коридора - как купейный вагон Укрзалiзницi. Однако каждое купе прежставляет собой трансформер на базе трех полок с обеих сторон от входа в купе. Если все полки убраны, то получается купе на шесть сидячих мест. Если все полки откинуты - выходит купе на 6 лежачих мест. Если откинуты два ряда полок - спальное купе на четверых; один ряд - купе на двоих.
Одно важное отличие от купе украинских поездов: пассажир в австрийском поезде не может самостоятельно трансформировать купе. Это делает только проводник со специальным ключом. Что, в общем, очевидно: шесть пассажиров на сидячих местах, откинув себе все полки, могли бы превратить свое купе в лежачее, ограбив перевозчика на 6x10€ = 60€.
Бывалые путешественники не советуют ехать не только сидячим ночным вагоном, но и 6-местным купе. Утверждают, что система вентиляции в тесном купе не тянет и в купе на шестерых очень душно и жарко.
Региональное сообшение - Nahverkehr, Regionalverkehr, Regionalzug
Самые распространенные типы поездов регионального сообщения Deutsche Bahn
RB - Regional Bahn
RE - Regional Express
IRE - Interregio-Express
В Германии появилось несколько частных ж/д перевозчиков, призванных якобы создать конкуренцию мнонполисту DB, например
ALX - Alex Länderbahn und Vogtlandbahn
AG - Agilis
Spoiler
Show
одноэтажные
двухэтажные
других компаний
двухэтажные
других компаний
Что касается регионального сообщения - это очень быстрый и комфортный вид сообщения. Отличие от IC/EC в дальности и в количестве остановок. Аналог в Украине - скоростные электрички. Скорость поезда на перегоне зависит, кстати, больше от качества пути, чем от вида сообщения. В горной местности с подъемами и большим количеством поворотов скорость поезда падает - будь то Intercity или Regional Express. На горизонтальных прямых участках оба вида поездов разгоняются до допустимых, например 120 км/ч. Но, поскольку RE делает больше остановок (а RB - останавливается и того чаще) средняя скорость RE меньше IC примерно на 35-50%.
Spoiler
Show
В Германии существуют места 1-го и 2-го класса. Интересно, что разделение на классы происходит вовсе не обязательно вагонами: вагон 1-го и вагон 2-го класса. Отсеки или купе разных 1-го и 2-го класса могут соседствовать в одном и том же вагоне. Самое анекдотичное разделение на классы я встретил в миниатюрном дизель-поезде размером с городской трамвай. В нем было одно место 1-го класса, на вид не отличающееся от соседних кресел 2-го. Я бы никогда и не узнал о том, что случайно сел в первый класс , если бы не проводница, которая проверила мой билет и, помявшись, деликатно разъяснила всю глубину моего морального падения...
Городские поезда и трамваи
S-Bahn городская электричка
Поезда S-Bahn могут выглядеть ну очень разнообразно, например
Spoiler
Show
Это могут быть такие же составы, которые используются для регионального сообщения.
U-Bahn метро
Spoiler
Show
Straßenbahn трамвай
Spoiler
Show
Шверин
Франкфурт
Берлин
Франкфурт
Берлин