Охотники за пересечениями - статья в "Мобильной тусовке

Для опису покатньок та походів, що можуть стати еталоном
Аватар користувача
Lena-Vita
* * *
Повідомлень: 322
З нами з: 10.6.04 14:21
Стать: жін
Звідки: Днепропетровск

Охотники за пересечениями - статья в "Мобильной тусовке

Повідомлення Lena-Vita » 11.5.06 10:39

Статья, написанная для журнала "Мобильная тусовка", вышла в марте 2006г.


Охотники за пересечениями.


Degree Confluence Project, который приблизительно можно перевести как “Проект слияния градусов” (ну я не знаю, переводите это сами), родился в 1996 году в голове Алекса Джаретта, молодого инициативного американца, в руки которого попал уже достаточно распространенный к тому времени GPS-приемник (Global Positioning System). GPS-навигатор на основании полученной со спутников информации определяет расстояние до каждого спутника, из взаимное расположение и вычисляет свои координаты. В феврале 1996-го Алекс с другом отправились на поиски точки пересечения меридиана и параллели, впоследствии названной confluence point, с координатами 43N 72W, ожидая увидеть на этом месте памятник или по крайней мере табличку, гласящую "43N/72W", но их ждало глубокое разочарование. Проехав на велосипеде около десяти миль и пройдя еще милю пешком, руководствуясь GPS, ребята добрались до точки с целочисленными координатами, находящейся в заснеженном лесу, и сфотографировали ее и четыре стороны света, выложив фотографии на персональном сайте, чтобы и другие люди смогли узнать это место. Со временем их друзья и просто посетители сайта также стали находить подобные точки, фотографировать их и оставлять информацию на сайте. Это и привело к созданию Degree Confluence Project и нового сайта http://www.confluence.org для регистрации точек пересечений по всему миру. На сайте предоставлено множество полезной информации о расположении точек, ближайших городах, картографический материал, ведется статистика посещений и созданы персональные странички каждого из охотников за точками. Вы можете выбрать любую понравившуюся confluence point и "зарезервировать" ее, оставив информацию о планируемом времени визита, а также познакомиться с планами других искателей приключений и примкнуть к ним.
Целью проекта является посещение каждого из возможных пересечений меридианов и параллелей и сохранение фотографий этих мест для создания всемирной базы данных, своеобразной картинки мира в фотографиях. Также планируется отслеживать изменения, происходящие с планетой в течение лет и ее облик в разные времена года. Именно поэтому создатель Degree Confluence Project призывает посетить как можно больше точек, вне зависимости от того, были ли они уже посещены ранее. Алекс также надеется побудить людей почаще выбираться на природу, путешествовать по миру и бывать в таких местах, в которые они бы никогда не попали просто так.


В наш век информационных технологий этот проект завоевал огромную популярность практически во всех странах мира, включая и Украину. Первыми к игре подключились продвинутые вело и автотуристы, использующие GPS в своих путешествиях, немного позже к ним присоединились пешеходники, а затем и обычные люди, любящие активный отдых и приключения. С развитием на Украине приключенческих гонок, или так называемых экстрим-марафонов, спутниковые навигаторы стали появляться у все большего числа людей, и некоторые из них, узнав о проекте от друзей и знакомых либо через Интернет, ринулись на поиски точек с целочисленными координатами.
Мы с мужем узнали о Degree Confluence Project от нашего приятеля Брюханова Александра, отличного велосипедиста, спелеолога и победителя многих экстрим-марафонов. Идею поездки непонятно куда и непонятно зачем я сперва восприняла довольно прохладно, но с моей любовью к путешествиям и велосипеду я просто не могла остаться дома, когда мужчины уезжают развлекаться. Познакомившись на сайте с проектом и заинтересовавшись им, я с головой окунулась в подготовку путешествия и поиск оптимального маршрута.
Почему мы выбрали для поисков пересечений именно велосипед, объяснить легко. Это пожалуй единственный вид транспорта, позволяющий забраться в самые труднодоступные уголки земного шара, причем сделать это достаточно быстро и получая максимум удовольствия. Автомобиль не затащишь на вершину горы и не перенесешь на руках через болото, бросать же его в десятках километров от точки довольно опасно, пешком не пройдешь сотни километров за день, а поезда и автобусы не всегда едут туда, куда нужно. Будучи заядлыми велотуристами, мы просто не могли пуститься на поиски пересечений иначе, как оседлав любимых железных коней. Да и сам Алекс Джаретт отправился за первой в мире отмеченной confluence point именно на велосипеде.


Первая моя поездка за точкой с целочисленными координатами оказалась также одной из самых экстремальных зимних велосипедных вылазок. Целью была выбрана свободная к тому времени точка в Запорожской области, 48 градусов северной широты и 36 градусов восточной долготы. В начале марта температура даже днем не поднималась выше нуля, и нам оставался только вариант однодневного марш-броска на 100 километров с подъездами на электричках. Вадим Пронин, участник нашего трио, дал мне сводку погоды и направления ветра, я обложилась электронными километровками Генштаба, найденными по ссылке http://www.lib.berkelev.edu/EART/x-ussr/ukraine.html, схемами железнодорожных путей и расписаниями электричек и приступила к делу. Проложив оптимальный на мой взгляд маршрут, я на закуску достала всех без исключения девушек в справочной вокзала вопросами о точном времени прибытия и отправления электричек на двух десятках станций по нескольким веткам на случай непредвиденных ситуаций и во всеоружии встретила хмурое субботнее утро.
Станция в начале маршрута встретила нас ураганным встречным ветром и метелью. После теплой электрички с мягкими сиденьями перспектива куда-то ехать в этой пурге нас нисколько не прельщала, но мы уже были там, среди белоснежных просторов, с велосипедами, впереди нас ждала заветная точка и дорога домой. АЛГА! Несколько километров по заснеженной второстепенной дороге до поворота на трассу дались нам с огромным трудом, ветер был таким сильным, а снег таким густым, что мы практически ничего не видели, опустив головы, вжавшись в велосипеды и с пыхтением крутя педали. Доехав-доползя до трассы и повернув на 90 градусов, мы познали все прелести сильнейшего бокового ветра. Отклонившись от вертикали градусов на 10 или 15, мы еще как-то держались, если бы только ветер дул постоянно и равномерно! Но нет, он как будто специально хотел нам показать, что зима еще не сдала свои позиции, что до настоящей весны далеко, а нам нечего и пытаться сражаться с силами природы на своих жалких смешных двухколесных машинках. Боясь попасть под автомобиль, я изо всех сил цеплялась за руль и старалась удержаться на дороге.
Понемногу теплело, снег на дороге таял, от ветра и колкого снега наши лица с одной стороны стали ярко-красными, а ноги полностью потеряли чувствительность, но уже пригревало солнышко, настроение было радужным, и впереди нас ждала заветная точка. У Вадима был КПК с функцией GPS и цветными картами, и мы легко и приятно ориентировались в дороге, иногда сверяясь с прибором. Несколько километров по перепаханным полям до заветного пересечения пришлось проделать по обледеневшей заснеженной грязи, которая местами становилась просто мягкой грязью. Через поля напрямую проехать и даже пройти было нереально, а по окраинам колеса плотно забивались землей и мокрым снегом, на все крутящиеся детали наматывалось по несколько пучков травы, и ехать было очень тяжело. Под конец мы слезли с велосипедов и тащили их по бездорожью руками, налегая на рули, смеясь и ругаясь, когда передние колеса клинило, и велосипеды задирали заднюю часть в небеса по примеру норовистых лошадей. Про задние колеса я вообще промолчу, мы просто пропахивали ими борозды в почве. По дороге нам еще встретилось неглубокое болотце без конца и края, и мы конечно же умудрились провалиться по щиколотки в ледяную воду. Наконец, мы почти добрались до искомой точки и начали наматывать круги в поисках ее точного местоположения.
Меридиан и параллель будто назло нам решили пересекаться в самом центре поля, бывшего летом кукурузным. Бросив велосипеды в грязи, мы стали постепенно приближаться к пересечению, пока не добрались до места. Мой муж Ромка, поводив GPS'ом из стороны в сторону, довольно быстро поймал координаты с семью нулями, и Вадим бросился за фотоаппаратом, чтобы запечатлеть это для регистрации на сайте. Но экран сильно отсвечивал, и я предложила прикрыть его своей тенью. В искреннем стремлении помочь я естественно заслонила телом сигналы спутников. И началось... Все встреченные мной до сих пор недорогие КПК с функцией GPS имеют одну пренеприятнейшую особенность - они иногда теряют спутники в пасмурную погоду, и уж если вам посчастливилось запечатлеть нулевые координаты, ни в коем случае не теряйте их, иначе вы обречены еще долго топтаться на одном месте в надежде снова увидеть нужные цифры. Теория гласит, что для определения 2-х координат (широты и долготы) достаточно получить сигналы с трех спутников, но тогда, замерзая посреди поля, мы совершенно этому не верили. Если бы нас могли увидеть, точно бы решили, что ближайшая психбольница недавно лишилась трех самых безнадежных идиотов. В течение получаса мой муж топтался на пятачке метр на метр, водя GPS'OM ИЗ стороны в сторону, задирая его над головой и прижимая к земле, как будто это могло чем-то помочь. А электроника стабильно показывала три тысячных доли секунды то в плюсе, то в минусе, но никак не нули, не смотря на то, что навигатор все время видел не менее шести спутников. Солнце неспешно совершало свой извечный путь, вокруг него вертелись планеты, Земля крутилась вокруг своей оси, а вокруг Земли сновали десятки спутников. GPS ловил новые, терял старые, но все они стабильно давали расхождение в три тысячных секунды. Наши движения напоминали некий загадочный шаманский ритуал, мы ходили кругами, квадратами, крестиками и ромбиками, махали руками, с надеждой поднимали лица к небесам... Я уже решила, что мы не уйдем с этого места, пока тот первый правильный спутник не прилетит вновь. В конце концов наше терпение было вознаграждено. Ромка поймал координаты с семью нулями, о чем и сообщил Вадиму громким радостным воем, тот быстро сфотографировал экран, вытоптанный пятачок поля и четыре стороны света, нас и наши велосипеды, и мы рванули в сторону трассы.
Нам предстояло проехать еще около 50-ти километров по полю, по глинистой грунтовке, где я падала несколько раз, вымазавшись в грязи, как поросенок, по сугробам ухабистой второстепенной дороги, по заснеженной и обледеневшей трассе, частично ночью, познакомиться с недружелюбными местными жителями и еле унести ноги, почти замерзнуть в ожидании электрички и вернуться домой далеко за полночь, уставшими, как собаки, но это были уже мелочи. Главное - мы сделали это! Мы преодолели все препятствия на пути и успешно взяли нашу первую в жизни confluence point! Замерзшие лица светились счастьем, и я точно знала, что навсегда заболела этой увлекательнейшей приключенческой игрой.


Особенностью Degree Confluence Project является то, что ты никогда не знаешь, куда заведут тебя поиски заветной точки - это может быть крыша частного дома, конюшня, неотмеченный на карте военный объект, заросшее камышом болото, бескрайнее поле, дремучий непроходимый лес, пруд с гусями и утками, вершина горы, а иногда и изменившая свое русло река. Карты далеко не всегда точно отображают реальность, и тем интереснее становится покорять проложенный дома, в тепле и комфорте, маршрут.
Особенно забавно выходит, когда пытаешься объяснить столетней бабушке божьему одуванчику в забытом богом селе, зачем нескольким странным людям в шлемах с велосипедами и непонятными приборами в руках понадобился северо-восточный угол ее курятника. Сколько причудливых фантастических историй было рассказано про геодезистов, картографов и важные экспедиции, сколько детей и собак мы иногда собирали вокруг себя! Однажды нам выпало регистрировать точку, находящуюся точно над собачьей будкой между забором и крольчатником в маленьком дворике крошечного села, при этом бетонные стены построек экранировали сигналы, и мы мучали добродушную молодую хозяйку более получаса, топчась по двору и водя GPS'ом из стороны в сторону, пока не добились четкого сигнала и не сфотографировали полученные координаты. Женщина поверила моей полубайке-полуправде про серию экспедиций на добровольных началах с целью определения координат на местности, на наше счастье она знала, что такое меридианы, параллели и компьютер, и безропотно позволяла нам безобразничать в ее дворе, при этом категорически отказываясь фотографироваться для сайта. А жаль. В другой раз карта показывала точку на окраине села и мы опасались, что придется ломиться в частные владения, но GPS привел нас на край пшеничного поля в ста метрах от дороги, где мы смогли спокойно расположиться и отметить взятие пересечения.
Еще одним выдающимся посещением точки мы с мужем отличились в середине этого лета. Пригласив с собой друга, сидевшего на велосипеде всего несколько месяцев, мы решили побить все свои мыслимые и немыслимые рекорды и проехать за день на горных велосипедах 260 километров по асфальту. Целью этого сумасшедшего подвига была выбрана точка в Полтавской области с координатами 49 N 34 Е. Маршрут проходил по живописнейшим окрестностям двух чистейших рек на Украине - Орели и Ворсклы, и всю дорогу мы наслаждались солнечным летом, пустынными дорогами и прекрасной нетронутой природой. Первые 130 километров до точки дались нам очень легко, а вот дорога домой заставила напрячь все свои силы и мужество. Особенно тяжело пришлось после полуторачасового отдыха на берегу моей любимой Орели, когда до Днепропетровска оставалось еще 75 километров. И хотя домой мы вернулись уже за полночь, уставшие до изнеможения, проведя более 12-ти часов в седлах велосипедов, этот день навсегда запомнился как очередное прекрасное приключение в моей жизни.


В одной из поездок за пересечениями мне также довелось учиться использовать GPS вместо компаса. Мы подъезжали к началу маршрута на электричке, отправляющейся из Днепропетровска в пять с копейками утра, чтобы максимально использовать светлое время суток, и спросонья в суматошных сборах я умудрилась оставить дома важнейший прибор - мой любимый компас, обнаружив его пропажу уже в вагоне. У нас был простейший GPS Garmin еТгех 929 без загружаемых карт и магнитного компаса, взятый на выходные у друга, и повертев его в руках, я решила, что пора учиться им пользоваться. Для начала я прижала его к стеклу вагона задом наперед, водрузила на колени карту и страшно удивилась, почему мы едем в направлении с точностью до наоборот от предполагаемого. Стрелка магнитного компаса всегда показывает на север, как его не верти, а совместив его с картой, понятно, где находятся все стороны света. Навигатор же показывал не на север, а на... на непонятно куда, вернее никуда вообще, при этом север у него находился на юге, юг на севере, а наша заветная точка лежала в противоположной стороне от действительной. Муж объяснил, что данный GPS предполагает, что его всегда держат по направлению движения, и лишь тогда правильно располагает стороны света. Свое местоположение он определяет только в движении, сравнивая настоящие и предыдущие сигналы спутников, и у нас было немало комических минут, когда Ромка, управляя одной рукой велосипед и не глядя на дорогу, сверял показания прибора с картой и окружающей действительностью. В вагоне электрички, а потом и на местности, я смеясь вертела GPS, карту и себя, решая в уме геометрические задачи, пока не разобралась окончательно в показаниях. Наша двухдневная поездка прошла удачно и закончилась регистрацией очередной точки пересечения меридиана и параллели, а беготня в разные стороны на развилках безымянных дорог для определения нужного нам направления только придавала изюминку всему путешествию. Ромка же развлекал нас тем, что каждые 15 минут сообщал, сколько еще километров осталось до точки по прямой, с какой скоростью мы движемся и наше предполагаемое время прибытия. Правда, уже в самом конце я все равно умудрилась завести народ на несколько километров в сторону от маршрута, и на вокзал к последней электричке, уходящей в Днепропетровск, мы летели, побив все собственные рекорды скорости, но это уже совершенно другая история.


На данный момент мной с друзьями на территории Украины найдено и зарегистрировано 8 точек с целочисленными координатами в Донецкой, Запорожской, Полтавской, Харьковской и Херсонской областях, и с открытием следующего активного сезона я планирую серьезно увеличить эту цифру, захватив и ближнее зарубежье. Всего на Украине сейчас зарегистрировано 59 из 79 точек, причем некоторые из них были посещены уже неоднократно. Многие свободные confluence point лежат в самых неизведанных и загадочных уголках нашей страны, и еще больше зарегистрированных действительно стоят того, чтобы их посетили и другие искатели приключений. Так что стремитесь, желайте, дерзайте, и неведомый мир раскроется вам навстречу.
Удачи!
А солнце есть всегда!
Даже за облаками :)

Повернутись до “Велощоденник”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 22 гостей