Об Озерном крае и крае вулканов.
Если двигаться по Чили с севера на юг, то севернее городка Пуэрто Монт находится Озерный край со своими вулканами, а южнее, сразу при выезде из Пуэрто Монт, начинается Карретера Аустраль.
Рельеф в тех краях сильно изрезанный заливами, фьордами и островами с полуостровами. Чтобы попасть из Пуэрто Монт в городок Чайтен, который тоже расположен на Карретере, необходимо трижды пересаживаться на паром. В первый раз в Ла Арена необходимо пересечь водный участок примерно в пять километров. Транспортное сообщение проблем не вызывает. Далее, примерно через километров 60, необходимо продолжить путь на так называемом «бимодальном» пароме, который является регулярным и в летний сезон отправляется из городка Хорнопирен два-три раза в сутки. На первом участке этот паром идет до Leptepu. Около пяти часов. В этом месте необходимо преодолеть участок по суше через полуостров длиной примерно 10 км. Затем снова сесть на паром, чтобы преодолеть оставшиеся примерно семь километров до Калета Ганзала. Необходимо отметить, что движение через полуостров среди большого количества машин, которые двигаются с той же целью, что и велосипедист, т.е., чтобы сесть на следующий паром, не вызывает особого оптимизма, особенно, учитывая тот факт, что времени всего 40 минут, а эти 10 км представляют из себя «рипио». Наша группа проверять на себе трудности пересечения этого участка таким образом не стала.
Дело в том, что существует еще один паром, который идет по маршруту Пуэрто Монт – Чайтен и обратно. Ходит он три раза в неделю, является прямым и маршрут следования пролегает по живописнейшему заливу Анкуд, в котором много островов. Необходимо восемь часов времени, чтобы его преодолеть.
Озерный край Чили.
Как я и написал выше, севернее городка Пуэрто Монт находится Озерный край Чили. В украино и русскоговорящем сегменте интернета обычно пишут только об озере Ланкуиуэ, вулкане Осорно, который в ясную погоду виден чуть ли не с любой точки берега этого озера и о городках, в первую очередь, Пуэрто Варас, Фрутильяр и Пуэрто Октай.
Когда мы ехали через эти городки, то действительно нельзя не отметить особую красоту открывающихся видов на озеро и вулкан. Именно здесь и еще в городке Пукон находится сосредоточение толп иностранных туристов. Однако, на мой взгляд в Озерном крае существуют не менее, а то и более красивые озера, которые, как оказалось, незаслуженно лишены внимания и на их берегах отдыхают огромные толпы чилийцев. По-моему мнению, с такими озерами и моря не надо. Кроме того, находящиеся рядом многочисленные заповедники, дополнительно привлекают внимание и многие местные компании, профессионально занимающиеся велотуризмом, проводят свои велотуры именно по Озерному краю и краю вулканов.
Учитывая изложенное, поскольку времени у нас было чуть меньше месяца, окончательный маршрут был составлен таким образом, чтобы мы проехали часть Карретеры Аустраль и Озерный край Чили и край вулканов. Учитывая проблемы с транспортом, было принято решение заканчивать маршрут в городке Сан Мартин де Лос Андес, который расположен тоже в Озерном крае, но на стороне Аргентины и который нас поразил и оставил неизгладимое впечатление еще в прошлую поездку в те края в 14-ом году.
Провоз велосипедов
Стоит хотя бы в двух словах отдельно рассказать о том, как мы провозили велосипеды на маршруте.
Провоз велосипедов авиакомпанией Туркиш Эрлайн не вызывает проблем. На стойке регистрации при получении посадочного талона необходимо предъявить упакованные велосипеды и оплатить их провоз. На них, как и на остальной сдаваемый багаж, вешают бирки, с указанием аэропорта, в который летит владелец. Т.е. в Киеве мы сразу регистрировали багаж до Буэнос Айреса и в Стамбуле передвигались налегке. Стоимость рассчитывается так: до Стамбула 30 евро плюс 60 евро от Стамбула до Буэнос Айреса. Оплата производится в кассе Туркиш Эрлайн в местной валюте, в данном случае в гривнах, после чего велосипеды увозятся туда, куда сдается крупногабаритный багаж. Паковали велосипеды в коробки.
Точно такая же процедура была и при провозе велосипедов обратно. Раньше, правда, снимали какой-то дополнительный сбор в размере процентов тридцати от стоимости провоза багажи, но сейчас мы ничего, кроме стоимости провоза велосипедов по установленным тарифам турками не платили.
В Буэнос Айресе по прибытию мы забрали свой багаж, перешли в соседний терминал и при регистрации, оплатив в аргентинских песо эквивалент 25 американских долларов, тоже сдали велосипеды там, где принимают крупногабаритный багаж.
Провоз велосипеда на аргентиских автобусах тоже не вызывает никаких затруднений. Багажники в автобусах большие, места в них много. Доплата производится в размере 100 аргентинских песо. Велосипеды необходимо паковать хотя бы в чехлы, что мы и делали. Да, водители могут закидать чемоданами велосипеды, поэтому надо следить, чтобы их ставили так, чтобы багажом не повредили детали.
А вот насчет провоза велосипедов в чилийских автобусах мы не разобрались - подвело отсутствие знания испанского. В чилийском инете пишут, что у многих велосипедистов возникают проблемы с провозом. Но то ли с бесплатным, то ли в принципе с провозом. Для нас этот момент был не актуален, поэтому выяснять не стали.
Отклонение от запланированного маршрута.
Первоначально было запланировано, что после прибытия в городок Пукон и дневки в нем, наш дальнейший путь в течение трех оставшихся ходовых дней будет идти маршрутом гонки Трансанд через заповедник Вильяррика. В предпоследний день мы должны были попасть в биосферный заповедник Хуйло-Хуйло. На следующее утро нам предстояло бы из населенного пункта Пуэрто Фуй при помощи парома попасть в Пириуэйко и затем через грунтовый перевал Хуа Хум скатиться в Сан Мартин. Однако пришедший циклон заставил изменить наши планы. Нам пришлось пережидая непогоду, сделать одну дополнительную дневку в Пуконе и затем в непогоду преодолевать перевал Мамуиль Малаль и ехать на ночевку в городок Хунин де Лос Андес, откуда на следующий день двигаться в конечную точку нашего маршрута по Патагонии Сан Мартин. Конечно, этот день был непростой, так как длина пройденного маршрута составила 143 км, сам перевал высотой более 1200 метров, двигались в дождь, на последнем участке был сильнейший ветер и пыльная буря, в которую мы попали уже на аргентинской стороне на подъездах к Хунину. Впрочем, обо всем по порядку.